Технологическая карта урока "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Хорошилова Маргарита Анатольевна

Выявить аналогии исторического развития России и Европы. Познакомить детей с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатого, А. Никитина

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Мир и Россия вначале эпохи Великих географических открытий

Цель урока

выявить аналогии исторического развития России и Европы

Задачи урока: образовательная

познакомится с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатого, А. Никитина

Развивающая

развитие метапредметной компетентности (смысловое чтение), умения выделять цели и результат походов, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники, составление синхронистической таблицы, работа с исторической картой

Воспитательная

выражение своего отношения к новым открытиям в разных сферах жизни общества, и определить для себя важность новых знаний в жизни

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

комбинированный урок

Оборудование

учебник История России. Торкунова А.В. 1 часть, мультимедиа проектор, экран, компьютер

Основные вопросы

изучения материала

1. Краткая характеристика, задачи и особенности курса. Образовательные результаты

2. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация

3. Начало русских географических открытий и их специфика. Территория России к XVI в.

4. Последствия Великих географических открытий

Основные понятия и термины

Поморы, каравелла, хожения, общеевропейский рынок

Основные даты, периоды

периодизация всеобщей истории и истории России. Второй этап Великих географических открытий

Персоналии

Федор Курбский, Иван Салтык Семен, Курбский, Петр Ушатый, Афанасий Никитин

Формирование

УУД,

технология оценивания

Регулятивные УУД: 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии.3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карта). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД: 1. Умение работать в группах 2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД1. Оценивать свои и чужие поступки

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

2 мин

Организационный момент.  Под русскую народную музыку учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Почему с начала урока звучит данная мелодия? (Уральская плясовая)

- Возьмите в руки учебник, как он называется?

 - В чём отличие курса, который мы начинаем изучать?

 - Чему вы предполагаете научиться на уроках истории России?

 -Зачем?

 - С перспективой на будущее  определились, теперь определим тему урока.

Ответы детей – русская музыка т.к приступаем к изучению Истории России.

II. Постановка целей и задач урока.

3 мин

- Откройте учебник на стр.8. Прочитайте название параграфа запишите её.     Цветограмма

 - Что означает слово «великий»? Приведите словосочетания с эти словом

- Любого ли человека или событие можно назвать великим?

- Почему географические открытия назвали Великими?

- Исходя из названия   параграфа,  давайте определим цель нашего урока?

Выяснить общие  и различные черты для России и  стран Европы и Азии значение географических открытий  15 века, (цели, средства, итог).

Большой, значимый.

Словосочетания – великий человек, великое событие, значимое и т.д.

Ключевое событие для Европы, перевернувшее сознание Средневекового общества, изменило жизнь и мировоззрение человека

- Формулируют проблему урока

III. Актуализация знаний.

3 мин

- Какие будут предположения  по решению проблемы?

-На основании знаний, сравнить  значение ВГО для мира и России и ведущих стран Европы.

- Выяснить, были ли отрицательные последствия Великих географических открытий?

Ученики выдвигают любые версии, гипотезы.

(Черты Средневекового европейского общества характерны для России, т.к. одна из европейских стран, взаимодействует с соседями и другими странами).

IV. Планирование деятельности.

2 мин

- Скажите, действительно ли Колумб первым открыл Америку?

Работа с п.1 параграфа 1 стр.8  и  предположения учёных

- Почему учёные не считают их географическими открытиями?

- Найдите и выпишите в тетрадь со с.8 определения понятия «географические открытия»:

Ученики выполняют задания на основе информации учебника и собственных знаний.

Ответы детей. Запись в тетради

Этапы накопления знаний о Земле:

1. Финикийские мореплаватели 600 г.до н э – вокруг Африки

2. Древние греки

3. Древние китайцы – моря Дальнего Востока,  Ю-В Азии, Индия, Аравия и Африка

4. Викинги в 9-10 вв.- Исландия, Гренландия.

Ответы детей.

Самостоятельно работают с учебником. Читают текст параграфа и

называют  причины.

Запись в тетради. Географические открытия – это 

1) Посещение новых территорий;

2) Хозяйственное освоение земель;

3) Установление контактов с местным населением.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

30 мин

- Предпосылки Великих географических открытий

- Устно вспомните изученные причины ВГО ранее изученные в курсе Всеобщая история.

Работа с п.1 параграфа 1 стр.8  и называют не названные причины открытий.

Во время ответов детей идёт ролик о Колумбе (4.44)

- С какого события считается начались ВГО?

- Для чего так стремились найти морской путь в Индию?

-  Почему континент, открытый Х. Колумбом, получил сразу два названия – Новый свет и Америка?

Работа в группах

- Какие события  включают в себя ВГО. Работа с п.1 параграфа 1 стр.8.

Выполнение задания №3 (1,3,4,5) из  рабочей тетради.

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию

Проверка.

1.Христофор Колумб

- Давайте вспомним итоги открытия Америки для её аборигенов

3.  Америго Веспуччи

4.Васко да Гама

- Итоги открытия Васко да Гама Индии для её аборигенов.

5. Фернандо Магеллана

Объясните смысл слов: колонизация, аборигены, резервации

- Как вы думаете, почему об открытии новых земель и целых континентов не сразу становилось известно?

Физминутка. Дети садятся на места.

- По каким причинам Россия не приняла активного участия в Великих географических открытиях в XVI в.?  

Работа с п.2 параграфа 1 стр.11  и называют причины.

- Была ли Россия вообще вовлечена в процесс ВГО?

В ходе выступления детей по подготовленным презентациям

  Заполняется  таблица  Русские географические открытия

Годы/век

Первооткрыватели/

народ

Экспедиция/открытие

Отсюда выделяются основные направления движения

 русских первооткрывателей. Какие? (отвечают)

- Восток – Урал и Западная Сибирь; ( мы живём на юге З-С)

- Север – проливы в Карское море, Новая земля;

Юго-Восток – Персия, Аравия, Индия, Африка.

- Какой вывод можем сделать о русских первооткрывателях.

Просмотр отрывка из фильма Хождение за три моря» (0.15 – 1.13).

-Назовите отличительные черты  людей Западной Европы и Руси в конце Средневековья, которые отправились в неизведанный путь.

Работа в группах с документами.

1. О чем этот отрывок?

2. Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

3. Можно ли считать это историческим источником?

4. Какие черты характерны для общества Индии и России (на примере А.Никитина)?

- Как   вели себя русские первооткрыватели?

Астролябия – прибор для определения географических координат, каравелла.

Ответы детей.

1.Рост городов, развитие торговли (мешок перца);

2. Часть торговых путей находилась в руках турок-османов;

3.Стремление найти морские пути, чтобы торговать без посредников.

Озвучивают.

Ответы детей.

- Старый Свет – это континент Земли, известный европейцам до открытия Америки в 1492 г. (общее название стран трех частей света – Европы, Азии и Африки).

Новый Свет — это название Америки, данное ей европейскими первооткрывателями в конце XV в.

На последних кадрах ролика выступление  Соколенко Полины,   о результатах колонизации  (Книга «Индейцы» стр.1).

Овчаренко Д. о  колонизации в Индии («Хождение за 3 моря» стр. 17)

Работа с картой  атласа, выведенной на экран.

Колонизация — процесс заселения и освоения новых территорий, лишение политической и экономической самостоятельности. Аборигены -  коренные народы.

Резервация - территория, отведённая для поселения (в прошлом насильственного) остатков коренного населения.

Предположения детей.

Предположения детей.

Причины неактивного участия России в Великих географических открытиях в XVI в.:

1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой;

2.Недостаточно денежных средств для снаряжения экспедиций;

3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4.Отсутствие флота;

5.Незавершено формирование единого государства.

Выступления:

-   Вадим К., уч-ся с ОВЗ -  Семен Курбский, Петр Ушатый

- Радик У., Роо Д.  -  Поморы

- Виталя К., Вова Н. -  Федор Курбский, Иван Салтык

Овчаренко Д.   «Хождение за 3 моря» стр. 17.

 Никитин едет в неведомую русским людям Индию исключительно с мирными целями, с намерением разведать путь из Руси в Индию, для того, чтобы собственными глазами видеть ее, чтобы там "посмотреть товаров на Русскую землю". Это говорит что он патриот своей Родины, прокладывает пути в неведомые страны ради пользы для Родины

- Радик У., Дима Д. -  Афанасий Никитин

Проверим результаты работы

Годы/век

Первооткрыватели/народ

Экспедиция/открытие

1483 г.

Федор Курбский, Иван Салтык

Первый Сибирский поход на реку Обь.

кон. XV в.

Семен Курбский, Петр Ушатый

Поход в Западную Сибирь, во время которого была открыта самая высокая часть Уральских гор.

XII – XV вв.

Поморы — потомки русских, осевших на побережьях северных морей

Открыты о. Колгуев, проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли и подошли к Медвежьему острову и восточным берегам Шпицбергена.

1468 – 1674

Афанасий Никитин

Посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.

Показывают на карте

Это было связано с тем, что Россия осваивала территории, находящиеся непосредственно у своих границ.

Патриот

Называют следующие черты: энергичные, уверенные в себе, обладающие широким кругозором, образованные, критически смотрящие на мир.

Ответы детей

VI. Выражение решения проблемы.

3 мин

- Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

--  Значит какое значение имели  географические открытия для развития России?

-  Каковы были положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний?

- Каковы общие  и различные черты для России и  стран Европы и Азии значение географических открытий  15 века, (цели, средства, итог).

Великие – значит значительные. Великие географические открытия изменили представления людей о мире. Благодаря кругосветным путешествиям, европейцы убедились, что земля имеет форму шара. Они открыли для себя Тихий океан и новые континенты – Америку, Австралию.

Отрицательные последствия Великих географических открытий:

- способствовали усилению борьбы и соперничества между европейскими государствами за колонии;

- в колониальных войнах гибло большое количество людей;

- были завезены новые болезни;

- уничтожение целой цивилизации индейцев.

Борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний потому, что развитые европейские державы стремились захватить как можно больше территорий с целью получения прибыли за счет как торговли, так и вывоза золота и других ценностей. 

VIII. Домашнее задание.

1 мин

§ 1, вопр., записи в тетради

IX. Рефлексия

3 мин

Оцените свою работу на уроке

Цветограмма.

Ученики продолжают предложения:

Я узнал…

Я научился …

Меня было интересно, потому что …

Я оцениваю свою работу на уроке отметкой …

Мне понравилась на уроке работа (назвать имя ученика)


…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….

…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.    

(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)

О чем этот отрывок?

Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

Можно ли считать это историческим источником?

Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?

…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….

…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.    

(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)

О чем этот отрывок?

Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

Можно ли считать это историческим источником?

Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?

Два века эпоха открытий была.

Известны и славны вершились дела.

Немало открыли земель и морей,

Исполнить смогли много дерзких идей.

На трёх каравеллах Колумб не сплошал.

Он вместо индийцев к индейцам попал.

Испанской короне Америку пОдал -

Навечно всемирная слава на вОдах.

Испанцы хранят благодарность Колумбу,

Проводят туристов, курс, будто по румбу,

Все в парк Барселоны стремятся сердечно,

Ведь шхуны Колумба швартов там навечно.

На трёх кораблях с экипажем да Гама

Мыс "бурь" обогнул, подавил бунт и драму.

От Африки в Индию путь проложил.

Груз пряностей траты с лихвою покрыл.

Свершил кругосветку Фернан Магеллан.

Кругла, знать, Земля, Мировой океан.

Открыл Патагонию, новый пролив,

Как много мог сделать, остался бы жив.

Настал в Португалии славный момент.

На площади вырос, как снег, монумент.

Воздали долг чести сынам - мореходам

За мужество, стойкость великих походов.

Купец из Твери "за три моря ходил",

Путь русским на юго-восток он открыл.

Мечту Афанасий Никитин искал.

Нашёл "свою" Индию, путь описал.

Ермак Тимофеевич, русский казак,

С дружиной Урал перешёл, наш мастак.

Открыл он эпоху со знанием дела -

Освоить Сибирь может умный и смелый.

Был вызван с отрядом Ермак для защиты.

И войска Кучума не раз были биты.

Отряд Ермака взял столицу Кашлык.

Кучум отомстил, он прощать не привык.

Проходят столетия, мчат, словно годы,

         Но помнят и ценят героев народы.

          Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя 
женщину, религию, дорогу. 
Дьяволу служить или пророку - 
каждый выбирает для себя. 

Каждый выбирает по себе 
слово для любви и для молитвы. 
Шпагу для дуэли, меч для битвы 
каждый выбирает по себе. 

Каждый выбирает по себе 
щит и латы, посох и заплаты. 
Меру окончательной расплаты 
каждый выбирает по себе. 

Каждый выбирает для себя... 
Выбираю тоже - как умею. 
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя.

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию

 

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию

1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать  на карте: Индию,  Аравию,  Африку,  Китай,  Америку, Испанию и Португалию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории по теме "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" для 7 класса.

Презентация к уроку истории по новому учебнику "История России" 7 класс под редакцией А.В.Торкунова Москва "Просвещение", 2016 год....

Урок истории по теме.Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

Содержание урока предназначено для преподавания истории в 7 классах, который рассказывает  о Великих географических открытияхв Европе и специфике   географических открытий в России....

Презентация "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"

Презентация  "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" поможет выявить аналогии исторического развития России и Европы...

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Презентация к уроку "Мир и Россия эпохи Великих географических открытий"...

Конспект урока истории в 7 классе "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"

Разработка предназначена для изучения темы "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" к учебнику под ред А.В. Торкунова М., "Просвещение",2016...

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий (план-конспект) 7 класс

7 класс. История России.Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Параграф 1.Ученики составляют план-конспект.Образец для проверки....

Конспект урока истории _Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий_ (7 класс)

Конспект урока истории "Мир и Россия в начале Великих географических открытий" 7 класс по учебнику А.В. Торкунова 2017г....