Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Милая Анна Куантаевна

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Кол.час

УУД

сроки

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

 Вводный урок  по истории средних  веков.

1

Раскрывать значение терминов история, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям.

2

1. Становление Средневековой Европы

1.1 Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

1

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

умение  определять понятия, создавать обобщения.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям.

3

 1.2 Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

4

1.3 Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Раскрывать значение терминов история, исторический источник.

5

1.4 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям.

6

1.5 Англия в раннее Средневековье.

1

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

формирование целостного мировоззрения.

7

1.6 Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы».

1

8

2. Византийская империя и славяне

 2.1 Византия при Юстиниане.   Борьба империи с внешними врагами.

1

Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников.

формулировать и обосновывать выводы.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

9

2.2 Культуру Византии.

1

Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников.

формулировать и обосновывать выводы.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

10

2.3 Образование славянских государств.

1

умение работать с разными источниками информациями.

смысловое чтение.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

11

2.4 Обобщающий урок по теме «Византийская империя и славяне  в VI-XIвв».

1

12

3. Арабы в 6-11 веках

3.1Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Находить и группировать  информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы,  электр. Изданий.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

13

3.2 Культура стран халифата.

1

умение работать с разными источниками информациями.

смысловое чтение.

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

14

4. Феодалы и крестьяне

4.1 Средневековая деревня и её обитатели.

1

умение понимать законы «Рыцарской чести».

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

15

4.2 В рыцарском зале.

1

Уметь подтверждать выводы примерами.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Работа с  картой в малой группе по единому заданию.

16

5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

 5.1Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

1

 Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города.

устанавливать причинно-следственные связии делать выводы.

  Работа с  картой в малой группе по единому заданию.

      

17

5.2 Торговля в Средние века.

1

Умение характеризовать условия и образ жизни горожан.

Определять основные вопросы темы, составлять план ответа.                                                                  

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

18

5.3 Горожане и их образ жизни.

1

Умение характеризовать условия и образ жизни горожан.

Определять основные вопросы темы, составлять план ответа.  

освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

19

6. Католическая церковь в 11-13 веках.  6.1Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

знать особенности религиозных верований католической церкви.

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

20

6.2 Крестовые походы.

1

воспитание уважения к историческому наследию. Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека.

21

7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15в.)

7.1Как происходило объединение Франции.

1

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей.

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность

22

7.2Что англичане считают началом своих свобод.

1

воспитание уважения к историческому наследию.  Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Формирование понимания культурного многообразия мира.

Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.

23

7.3Столетняя война.

1

Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии.

Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

24

7.4 Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и в Англии.

1

выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

решать развивающие и проблемные задачи;

25

7.5 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

решать развивающие и проблемные задачи.

26

7.6 Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII –XVвеках.

1

выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.

уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

решать развивающие и проблемные задачи.

27

7.7 Обобщающий урок по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе».

1

28

8.Славянские государства и Византия в 14-15вв.

8.1 Гуситское движение в Чехии

1

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного - двух источников знаний.

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.

29

8.2 Завоевания турками – османами Балканского полуострова.

1

 Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

уважение прав и свобод человека.

30

9. Культура Западной Европы в Средние века

9.1 Образование и философия.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

формирование целостного мировоззрения.

31

9.2 Средневековая литература.

1

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

владение устноймонологической контекстной речью.

владение устноймонологической контекстной речью.

32

9.3 Средневековое искусство.

1

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

владение устноймонологической контекстной речью.

владение устноймонологической контекстной речью.

33

9.4 Культура раннего Возрождения в Италии.

1

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.

34

9.5 Научные открытия и изобретения.

1

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.

35

9.6 Обобщающий урок по теме «Культурное наследие Средневековья».

1

36

10. Народы Азии Америки и Африки в Средние века 

10.1 Средневековая Азия: Китай и Индия, Япония.

1

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний.

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

37

10.2 Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

формулировать и обосновывать выводы.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

38

10.3 Итогово– обобщающий урок «Штурм крепости».

1

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

формулировать и обосновывать выводы.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям.

39

11. Введение в предмет «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

формулировать и обосновывать выводы.

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

40

12. Древняя Русь в 8 пер.пол. 12в.

12.1 Восточные славяне.

1

раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян.

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

41

12.2 Соседи восточных славян.

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

42

12.3 Формирование древнерусского государства.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи.

43

12.4 Первые киевские князья

1

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях  связанных с деятельностью первых киевских князей

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

44

 12.5 Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

способность решать творческие задачи.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению обществе.

45

12.6 Древнерусское государство при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.

1

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого.

умение строить  логическое рассуждение, умозаключениеумение строить  логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи.

46

12.7 Социально-экономический строй.

1

Умение использовать  дополнительные ресурсы для  изучения истории древнерусской народности.

умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи.

47

12.8 Культура и быт Древней Руси.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.

48

12.9 Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.»

1

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

способность решать творческие задачи.

способность решать творческие задачи.

49

13. Русь удельная в 30-е гг. 12-13в.

13.1 Раздробление Древнерусского государства.

1

Анализируя текст документов учебника, знать политику князей  XII -начала XIII века.

смысловое чтение, строить  логическое рассуждение и делать выводы.

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения.

50

13.2 Главные политические центры Руси.

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

составлять тезисы.

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

51

13.3 Нашествие с Востока.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

устанавливать причинно-следственные связи.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

52

13.4 Отражение удара с Запада.

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

умениеиспользовать речевые средства.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

53

13.5 Русь и Золотая Орда.

1

способность применять  приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Умение логического рассуждения, умозаключения.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

54

13.6 Русь и Литва.

1

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

работать индивидуально и в группе.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

55

13.7 Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.

56

13.8 Обобщающий урок по теме «Русь удельная в 30-е г.»

1

57

14. Московская Русь в 14-15 вв.

14.1 Усиление Московского княжества.

1

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

58

14.2 Москва- центр борьбы с  ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

59

14.3 Создание единого Русского государства.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Умение анализировать и обобщать факты.

формирование целостного мировоззрения.

60

14.4 Московское государство в конце XV- начале XVI в.

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства.

Умение работать в группе.

уважение к культуре других народов, толерантность.

61

14.5 Русская культура в XIV-XV.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.

62

14.6 Обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV-XV вв.»

1

63

15. Московское государство в 16 веке

15.1Реформы Избранной рады.

1

Умение анализировать и обобщать факты.

осознание своей этнической принадлежностизнание истории.

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности.

64

15.2 Внешняя политика Ивана IV.

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

65

15.3 Опричнина и итоги правления Ивана IV.

1

Уметь работать с историческими источниками.

анализировать и обобщать факты.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

66

15.4 Русская культура в XVI в.

1

Умение составлять сравнительную таблицу.

представить результаты в виде таблицы.

формирование целостного мировоззрения.

67

15.5 Быт XV-XVI вв.

1

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира,  творческой деятельности эстетического характера.

68

15.6 Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

1

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Содержание тем учебного курса.

Распределение учебного материала по курсу история 6 класс

п/

п

Раздел

Кол-во

часов

1

Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI).  

7

2

Глава 2.Византийская империя и славяне в VI-XI вв.  

4

3

Глава 3. Арабы в VI – XI веках.  

2

4

Глава 4. Феодалы и крестьяне.    

2

5

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.  

5

6

Глава 6. Католическая церковь в XI - XIII веках.  Крестовые походы.

2

7

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.).    

7

8

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках.  

2

9

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века.  

6

10

Глава 10.  Народы Азии,  Америки и Африки в Средние века.    

3

11

Глава 11. Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности».

1

12

Глава 12.  Древняя Русь в VIII- первой половине XIIв.

9

13

Глава 13.  Русь удельная в 30 –е. гг. XII – XIII вв.

8

14

Глава 14. Московская Русь в XIV-XV вв.

6

15

Глава 15. Московское государство в XVI в.

4

Всего

68

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Всеобщая история.

История Средних веков (не менее 30 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XVвв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XVвв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (не менее 30 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IXвв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XVвв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...