Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Ермолаева Мария Васильевна

Адаптированная рабочая программа по истории 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_istorii_8.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая адаптированная рабочая программа по Истории Отечества  для, ученика 9 класса, обучающегося по программе VIII вида для детей с умственной отсталостью составлена под редакцией В.В.Воронковой.

         Данная программа будет реализовываться в 9 классе, где обучается………..

Уровень рабочей программы – базовый.

Адаптированная рабочая программа частично реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История».

Общая характеристика учебного предмета

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно - исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. В этой связи программа направлена на то, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

Содержание обучения по предмету, имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе VIII вида в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе VIII вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускнику стать полезным членом общества. Структурным принципом построения программы явился линейный принцип. Очень важно умение учителя переводить на язык истории, имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов:

-цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

-экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы показывают, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся, а так же:

- принцип  коррекционной направленности в обучении,

- принцип воспитывающей направленности обучения,

- принцип научности и доступности обучения,

- принцип систематичности и последовательности в обучении,

- принцип наглядности в обучении,

-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Цель: формирование у учащегося с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1.Образовательные:

 усвоить важнейшие факты истории;

  создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

 усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

 овладеть умением применять знания по истории в жизни;

 выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

2.Воспитательные:

 гражданское воспитание учащегося,

  патриотическое воспитание,

 воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,

 нравственное воспитание,

 эстетическое воспитание,

 трудовое воспитание,

 правовое воспитание,

 формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие:

 развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

  Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.

 Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

 Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Место предмета «История Отечества» в учебном плане

Данная адаптированная рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета «История Отечества»

В результате освоения учебного предмета «История Отечества»

Ученик должнен уметь:

 1. Пользоваться лентой времени;

2. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

3. Выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

 4. Пользоваться учебником и картой;

5. Использовать части понятий в активной речи;

6. использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;

7. Уметь самостоятельно исправить ошибки.

Ученик должны знать:

1. Когда началось и закончилось событие;

2. Как протекало конкретное событие;

3. Великих русских поэтов, писателей, историков.

Система оценивания учебного предмета «История Отечества»

1.Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы ученика рекомендуется осуществлять контроль в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

2.Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.

3.Использовать систему оценок достижений учащегося.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может   с помощью  учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;  допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в изложении материала и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи;

 Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений  данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд  ошибок; нуждается в постоянной помощи учителя.

 Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее  существенной части изученного материала.

существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил,

искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь

учителя. 

существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил,

искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь

учителя. 

                     

Содержание учебного материала

 Россия в начале XX в.

 Правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия.

Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги. Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг».

 I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне.

Россия в 1917-1920г.г.

 Февральская революция. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банк. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками. Гражданская война.

Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР). Россия в 1917 – 1920 гг. (7 часов) «Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «бе- лых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.

Советская Россия – СССР в 20-30 –е годы XX в.

 Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне- единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников.

Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.

Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.

Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.

Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Культ личности Сталина. Массовые репрессии .Гулаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).

СССР во второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

СССР накануне Второй мировой войны. Нападение  Японии на СССР. Секретные соглашения между СССР и Гкрманией. Договор о ненападении между СССР и Германией.

Советский Союз в начале Второй мировой войны. Присоединение к СССР территории Латвии, эстонии, Литвы. Передача Румынией территории Бессарабии. Образование Молдавской ССР. Советско-Финляндская война 1939-40 г.г.

Начало Великой Отечественной войны.

Нападение Германии на Советский Союз. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны.

Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Роль Г. К. Жукова в войне. Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы.

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны.

Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

 Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.

Советский Союз в 1945 – 1991 г.

Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

 Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.

 Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве.

Ухудшение материального положения населения и морального' климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев). Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева.

Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия.

Новая Россия в 1991-2016 г.

Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Локальные войны. Развитие науки и культуры. Русская православная церковь. Президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность. Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.

Тематическое планирование курса «История Отечества»

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Россия в начале XX в.

18

2

Советская Россия – СССР в 20-30 г.

XX в.

8

3

СССР во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

16

4

СССР в 1945-1991 г.

14

5

Новая Россия

9

6

Повторение за год

1

7

Резерв

2

ИТОГО

68

Календарно -  тематическое планирование

Название темы

Кол-во

 часов

Дата проведения

Примеча-

ние

план

факт.

Россия в начале ХХ века

Начало правления Николая II.

1

Русско-японская война 1904-1905 г.г.

1

Первая русская революция.

1

Появление первых политических партий в России.

1

Реформы государственного управления.

1

Реформы П.А.Столыпина.

1

«Серебряный век русской культуры».

1

Россия в Первой мировой  войне.

1

Февральская революция и отречения царя от престола.

1

Сам. работа «Отречение Николая II от престола»

1

Захват власти большевиками в Петрограде.

1

Система государственного устройства советского государства по Конституции 1918г. Установление советской власти

1

Начало гражданской войны и интервенции

1

Борьба между «красными» и «белыми»

1

.Крестьянская война против «белых» и «красных».

1

Экономическая политика советской власти

1

Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны

1

Повторение «Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны»

1

 Советская Россия – СССР в  20-30

годы  ХХ века.

Новая экономическая политика. (НЭП)

1

Образование СССР.

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В. Сталина.

1

Индустриализация в СССР

1

Коллективизация крестьянских хозяйств

1

Конституция 1936г. Политическая жизнь страны в 30 годы.

1

Жизнь и быт советских людей в 20-30 гг.

1

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30- гг.

1

СССР  во Второй мировой и Великой Отечественной войне1941-1945 гг.

СССР накануне Второй мировой войны.

1

Советский Союз в начале Второй мировой войны.

1

Начало Великой Отечественной войны.

1

Оборона Брестской крепости.

1

Битва за Москву

1

Все для фронта! Все для победы!

1

Блокада Ленинграда.

1

Сталинградская битва.

1

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1

Битва на Курской дуге.

1

Героизм тружеников тыла.

1

Окончание Великой Отечественной войны.

1

Вступление СССР в войну с Японией.

1

 Окончание Второй мировой войны.

1

Советский Союз в годы  Великой Отечественной и Второй мировой войн.

1

Сам. раб. по теме « Советский Союз в годы  Великой Отечественной и Второй мировой войн»

1

СССР в   1945-1991 г.

Возрождение советской страны после войны.

1

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

1

Реформы Н.С. Хрущева.

1

Достижения в науке и технике в 50-60 гг.

1

И.В. Курчатов – выдающийся ученый  ХХ века.

1

Освоение космоса.

1

Хрущевская « оттепель».

1

Экономика и политика в эпоху «застоя». Л.И. Брежнев.

1

Внешняя политика СССР в 70гг. Афганская война.

1

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

Диссиденты.  А.Д. Сахаров.

1

Жизнь и быт советских людей в 70 – начале 80 гг. ХХ века.

1

Реформы М.С. Горбачева.

1

Распад  СССР.

1

Новая Россия в 1991-2016 г.

Экономические реформы Б. Н. Ельцина.

1

Реформы государственного управления.

1

Российские предприниматели.

1

Развитие науки и культуры в 90гг. ХХ века.

1

Русская православная церковь в России

1

Продолжение реформ в России В.В. Путин.

1

Новая  Россия.

1

Повторение пройденного по теме:

 «Новая Россия»

1

Работа с хронологической  таблицей

1

Контрольный срез по датам.

1

Резерв

2

ВСЕГО

68 ч.

Используемая литература

1. Программы для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2010. 2

2. Пузанов Б.П. История России: учеб. .для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2008.

3.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4.. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по истории. 7, 8, 9 класс

Адаптированная рабочая программа по истории для учащихся с ОВЗ. 7, 8, 9 класс....

Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс

Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....

адаптированная рабочая программа по истории

адаптированная рабочая программа по истории...