олимпиадные задания по истории 8-11 классы
олимпиадные задания по истории (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сибель Антонида Витальевна

Олимпиадные задания по истории  для 1 тура Всероссийской олимпиады школьников для 8-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ol.8kl.docx167.91 КБ
Файл 9kl.docx506 КБ
Файл 10-11klass.docx165.54 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Октябрьского района ХМАО-Югры,2017-2018 учебный год

история

                                                        8 класс

  1. Выберите один правильный ответ (максимальный балл  – 1):

 Один из первых русских князей, заключивший первый в истории древнерусского государства мирный договор с Византией:

а) Владимир
б) Святослав
в) Олег
г) Игорь

  1. Выберите  утверждения, с которыми Вы согласны (по 2 балла за каждое верное определение максимальный балл  – 8):

Ответ запишите числом, без скобок и знаков препинания, цифры располагаются в порядке возрастания.



1.После смерти Святослава на Руси началась междуусобица между его сыновьями. 
2.В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве. 
3. При Владимире Святом создается свод законов «Русская правда». 
4. В войне с крестоносцами решающей была Невская битва. 
5. Начало возвышения Москвы связано с Дмитрием Донским. 
6. В XII-XIII вв. возникают различные архитектурные школы.
7. Несвободными людьми на Руси были холопы.

 

  1. По каким принципам  образованы ряды: (по 2 балла за каждое верное определение максимальный балл за все задание – 8): 

А) 1223, 1240, 1380,1480

Б) смерды, рядовичи, закупы, холопы        

В)» Русская Правда»;   «Соборное Уложение» ; Судебник

Г) 1497, 1550, 1581, 1649.

 

  1. Выберите лишнее имя из списка. Кратко поясните свой выбор  (1 балл за  правильный выбор, 2 балла за пояснение, максимальный балл за все задание                     6 баллов)

1. а) В. Шуйский; б) Г. Отрепьев; в) Б. Годунов; г) М. Скуратов.

2. а) С. Разин; б) А. Меньшиков; в) Е. Пугачев; г) И. Болотников.

        

  1. Расположите события в хронологической последовательности:
    Запишите ответ в виде последовательности номеров  в задании                    ( максимальный балл за все задание – 4): 


1.Судебник Ивана III 
2. Стояние на реке Угре
3. Первый Земский собор
4. венчание ИванаIV на царство

  1. Установите соответствие между именами и названиями : (по 2 балла за каждое определение ,максимальный балл за все задание – 8): 

 А) Составитель «Домостроя»                                       1) Иван Федоров

Б) Издатель первой печатной книги в России             2) Сильвестр

В) Создатель иконы «Троица»                                      3) Афанасий Никитин

Г) Автор «Хождения за три моря»                               4) Андрей Рублев

 

 

 

Ответ:

 

7. Прочитайте текст и выполните задания к нему. ( 3 балла за каждый   правильный ответ  , максимальный балл за все задание – 12):

 Вставьте в пропуски подходящие по смыслу имена князей  (максимальное количество 9 баллов):

А) Вступил во власть __________, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огонь на ладьи русские». Во второй раз он не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г.

Б) «Старший сын Владимира  ______________ (1)убил сначала самых младших братьев своих - ____________(2) князя Ростовского, и Глеба – Муромского, которые казались опасней других, потому что отец их очень любил, и дружина после смерти Владимира призвала __________ (3) княжить в Киев, но тот не согласился, не желая поднять руку на старшего брата.

В) Разогнав «Избранную Раду», _________________ стал управлять страной с помощью кровавой диктатуры – опричнины.

8.Перед вами памятник архитектуры Чему было посвящено строительство церкви Вознесения под Москвой? (максимальный балл  –4 балла):



http://www.olymp74.ru/images/view.php?id=c2029cb8f3433933f7cf7dbb71f1ac79ec10303f3eb16b00cc026d1cd1188717

1) Венчанию Ивана Грозного на царство
2
) Рождению Ивана IV
3) Рождению первого сына у Ивана IV
4) Взятию Казани

9.Поработайте с картой. (до 10 баллов за каждый  правильный ответ , максимальный балл за все задание – 20):

 

http://www.olymp74.ru/images/view.php?id=0b6d184e8ae3e8e5dd2331a5f3fab8036deeb9b995f97424416739a7dd488fd8

  1. Определите, какой период истории Руси изображен на карте.
  2. 2.Назовите имена правителей ,при которых этот процесс происходил

10. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы:  (максимальный балл  – 9баллов):

А ...После того взяли меня со стрельцами, на пат-риархове дворе на цепь посадили. Три дни ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся, не знаю на восток, не знаю на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно... Наутро архимандрит с братиею пришли и журят мне: «Что патриарху не покоришься?» Велели волочь в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и в глаза плюют... Видят они, что я не соединяюся с ними. Приказал государь уговаривать меня, чтобы я молчал, и я потешил его: царь-то есть от Бога учинен, а се добренек до меня... Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, заворчал, написав царю, чтобы он старое благочестие взыскал и святую церковь от ересей оборонил22.

Б О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истину говорю: время покаятися!.. А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча хмельненек от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языки говорить, да что в том прибыль?.. Ты ведь, Михаилович, русак, а не грек. Говори природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. А ты, миленький, посмотри-тко в пазуху ту у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь?.. Ведь мы не отнимем у тебя царства, но за веру свою стоим".

  1. Оба документа написаны одним человеком. Как его зовут?

_______________________________________

  1. Какое событие нашло отражение в этих документах?

_______________________________________

  1. Как вы думаете, какой документ был написан раньше?

________________________________


4.К какому жанру можно отнести первый документ

_______________________________________

_______________________________________

 

 

11. Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка? Чем он известен? Какой вклад внес в развитие региона? (максимальный балл за все задание – 20): .

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Октябрьского района ХМАО-Югры,2017-2018 учебный год

история

                                                        9класс

1. В начале ХХ в. «Графом Полусахалинским» с иронией называли:

Выберите один правильный ответ (максимальный балл  – 2): 

 

1) В.К. Плеве

2) В.Н. Коковцова

3) С.Ю. Витте

4) П.А. Столыпина

  

 

2.Выберите из списка характеристики европейского индустриального общества XIX – начала ХХ вв.: Ответ запишите числом, без скобок и знаков препинания, цифры располагаются в порядке возрастания.  (максимальный балл  – 3):

1) быстрый рост городов и городского населения

2) господство сельского хозяйства в экономике

3) существование классов буржуазии и пролетариата

4) широкое распространение телевидения

5) обязательное начальное образование в передовых странах

6) преобладание среднего класса в структуре общества

 

3.По каким принципам  образованы ряды:

 (по 2 балла за каждое определение максимальный балл за все задание – 8):  

1) Никон, Аввакум, Ф.П. Морозова

2) П.С. Паллас, С.Дежнев, В.Д.Поярков

3) Д.И. Фонвизин, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь

4) О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.А. Иванов  

4.Что или кто является ЛИШНИМ в ряду?

 Кратко поясните свой выбор  (1балл за  правильный выбор, 2 балла за пояснение, максимальный балл за все задание     12б.)

1. Коробейник, ярмарка, разносчик, магазин.

2.Губной староста, воевода, наместник, губернатор, сенатор, генерал-губернатор.

3.С.В.Илюшин, С.А. Лавочкин, Г.С.Шпагин, В.М. Петляков.

4.Ф. Шаляпин; А. Нежданова; Л. Собинов; М Петипа.                                                                                                                                                                                                                                    

 

        

5.. Расположите государственных деятелей России XIX – начала ХХ вв. в соответствии с хронологией их реформаторской деятельности: 

Запишите ответ в виде последовательности номеров  в задании (1 балл за каждую последовательность,  максимальный балл за все задание – 5баллов): 

1) М.Т. Лорис-Меликов

2) П.А. Столыпин

3) М.М. Сперанский

4) Н.А. Милютин

5) С.Ю. Витте

 

6. Соотнесите историческую личность с принятием правового акта ( по 1 баллу за каждое верное соотнесение, максимальное количество  6 баллов):

А) Иван IV

Б) Петр I

В) Анна Иоанновна

Г) Уваров С.С.

Д) Екатерина II

Е) Никон

1. Передача  церковных земель в ведение Коллегии экономии и начало секуляризации

2. Судебник 1550 г.

3. Церковная реформа

4.  Тайная канцелярия

5. Введение коллегий

6. Теория официальной народности

1

2

3

4

5

6

 

 

7. Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей. . ( 1 балл за каждый   правильный ответ  , максимальный балл за все задание – 10):

    Тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным обществом стал________________________________________(1), действовавший с_____________(2) по__________________(3) После утверждения устава, эта организация стала называться____________

____________________________(4) Его основателем был молодой полковник Генерального штаба _______________________(5), а членами________________(6),_________________(7),_____________

______(8), ___________________(9),______________________(10) 

  1.  

  

8.Соотнесите портреты российских литераторов XIX – начала ХХ вв. и их имена.

 (1 балл за каждое  правильное соотнесение , максимальный балл за все задание – 5):

XIII-1 H 9_12 (1)

XIII-1%20H%209_12%20(1)

XIII-1%20H%209_12%20(2)

1)

2)

3)

XIII-1%20H%209_12%20(3)

XIII-1%20H%209_12%20(4)

4)

5)

Портрет

Имя литератора

1)

A) Максим Горький

2)

Б) Лев Толстой

3)

В) Александр Блок

4)

Г) Сергей Есенин

5)

Д) Александр Пушкин

Е) Михаил Лермонтов

Ж) Александр Куприн

 

 9.Изучите карту и выполните задания. Ответы занесите в таблицу. . (до 3 баллов за каждый  правильный ответ , максимальный балл за все задание – 12): .

 

1. Укажите название войны, представленной на карте и государство-союзника России.

2. Укажите название города-крепости, отмеченного на карте цифрой 1.

3. Укажите имя русского флотоводца, одержавшего победу в морском сражении, представленном на карте.

4. Определите и запишите, что показано на карте штриховкой, которая помечена в легенде цифрой 2.ushakov

1.

3.

4.

 

10. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы: (до 4 баллов за каждый  правильный ответ , максимальный балл за все задание – 12): .

 

 

Из доклада С.Ю. Витте:

«Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже… Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы». 

Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора А.А. Мосолова:

«Граф (Фредерикс В.Б. – министр императорского двора) мне рассказал, что когда он, обрадованный приездом Николая Николаевича (Великий князь, дядя императора), сказал ему, что его приезд ждали, чтобы назначить диктатором, великий князь, будучи в каком-то неестественном возбуждении, выхватил револьвер и закричал: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого револьвера».

Ответьте на вопросы.

  1. О каких событиях идет речь?
  2.  Какие два варианта выхода из кризиса содержатся в документах?
  3. Какой документ вынужден был подписать император под давлением со стороны некоторых министров и членов императорской фамилии?

11. Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка? Чем он известен? Какой вклад внес в развитие региона?( максимальный балл за все задание – 20): .

12. (Максимум 25 баллов).

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). (5 баллов)
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.5 баллов)
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.(5 баллов)
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.(5 баллов)
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.(5 баллов)

1.«Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как…., князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и первой четверти  XII века….» Костомаров Н.И.

2. «Все петровские реформы были, по существу, логическим продолжением  реформаторский деятельности его предшественников: Алексея Михайловича и Ордин-Нащокина, Софьи и Василия Голицына….» (Гумилёв Л.Н)

3. «Придя к власти, Столыпин обещал подавить революционное движение и умиротворить страну. В этом отношении, как и в аграрном вопросе, он продемонстрировал сильный характер, но вместе с тем недостаточную прозорливость» (А.Ф. Керенский)

 4. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не столько благодаря Сталину, сколько, несмотря на него, вопреки его тяжким ошибкам и преступлениям, так дорого обошедшимся нашему народу» (Г.Я. Рудой).                                                                                                                              

 

 

 



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Октябрьского района ХМАО-Югры,2017-2018 учебный год

история

                                                        10-11 класс

1.Выберите один правильный ответ (максимальный балл  – 1): 

«Лоскутной империей» в начале ХХ в. называли:

1) Австро-Венгрию

2) Россию

3) Великобританию

4) Португалию

2.. Укажите места крупных сражений в ходе русско-японской войны 1904–1905 гг.:

(максимальный балл  – 3):

1) Порт-Артур

2) Шипка

3) Форт-Росс

4) Мукден

5) Цусима

6) Эрзерум

3.По каким принципам  образованы ряды:

 (по 2 балла за каждое определение максимальный балл за все задание – 8):  

1) П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, Н.Н. Муравьев.

2) 1806 - 1812 гг.; 1828  - 1829 гг.; 1853 - 1856 гг.; 1877 - 1878 гг.

3) Конфискация; национализация; муниципализация; социализация.

4)  Зависимость монополистической буржуазии от государственной власти; использование иностранного капитала; отработочная система; концентрация производства.

4.Что или кто является ЛИШНИМ в ряду?

 Кратко поясните свой выбор  ( по 1баллу за  правильный выбор, 2 балла за пояснение, максимальный балл за все задание                     12б.)

1. Смоленск, Чернигов, Свияжск, Суздаль.

2. Генерал-губернатор, губернатор, сенатор, воевода.

3. В.М. Чернов, М.Р. Гоц, М.А. Натансон, А.В. Пешехонов.

4.  «Земля и воля», группа «Освобождение труда», «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

                                                                                                                                                                                                                           

5. Расположите события конца XIX – начала ХХ вв. в России в хронологическом порядке: (максимальный балл за все задание  5б.)

1) «Ходынская катастрофа»

2) «банкетная кампания» за созыв Всероссийского земского съезда

3) вступление на престол Николая II

4) убийство В.К. Плеве эсером Е.С. Созоновым

5) «Кровавое воскресенье»

6.  . Соотнесите исторические термины, относящиеся к индустриальному обществу XIX – начала ХХ вв., и их определения. (максимальный балл за все задание       4б.)

Термины

Определения

1) монополизация

а) устранение конкуренции на рынке за счёт объединения предприятий

2) урбанизация

б) орган исполнительной власти, в котором вопросы решаются совместным обсуждением

3) парламентаризм

в) экономическая политика государства, направленная на защиту отечественного производства и торговли

4) протекционизм

г) рост городов и городского населения, перенос центра экономической и общественной жизни из деревни в город

5) индустриализация

д) система государственного устройства, предполагающая наличие представительного органа власти, обладающего широкими правами

е) приоритетное развитие промышленности, прежде всего тяжёлой

ж) расширение государства за счёт завоевания соседних территорий

7. Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей. . ( 1 баллу за каждый   правильный ответ  , максимальный балл за все задание – 10): 

   В _________________(1) 1700 г. Россия объявила войну ______________(2). Русские войска двинулись к Нарве. К тому времени ______________(3) и __________________(4) уже сражались со шведами. Армия __________________(5) осадила Ригу. Датские полки овладели рядом прибалтийских городов. Однако 18-летний шведский монарх ___________________(6) не растерялся. Он не стал гоняться за датчанами по Прибалтике, а неожиданно высадился с голландских и английских кораблей с 15-тысячным отрядом под датской столицей ________________(7). Не имея под рукой достаточного числа солдат, датский король ___________________(8) заключил мир с _______________(9) и вышел из Северного союза. Гарантом мира выступила _________________(10), которая рассчитывала на быструю победу Швеции над Саксонией и Россией и ожидала шведской помощи в войне с Францией.

  

8.  Ознакомьтесь с графиком, отражающим процесс изменения доли грамотных мужчин среди мужского населения России. Выполните задания. (10 баллов).

1) Укажите период, когда сокращение числа неграмотных среди мужчин шло наиболее высокими темпами. Объясните, с чем это было связано. Приведите не менее трех терминов, относящихся к характеристике места этого периода в распространении грамотности среди населения.

2) Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа графика? Выпишите буквы, обозначающие эти утверждения.

        А. Россия до Октябрьской революции 1917 г. было страной сплошной неграмотности.

        Б. Борьба с неграмотностью в послереволюционный период осуществлялась принудительными мерами, вопреки желанию населения страны.

        В. Наша страна накануне Великой Отечественной войны достигла больших успехов в борьбе с неграмотностью.

9.Изучите карту и выполните задания. Ответы занесите в таблицу. . (до 4 баллов за каждый  правильный ответ , максимальный балл за все задание – 12): .

 1.Укажите название войны, представленной на карте и государство-союзника России.

 2. Укажите название города-крепости, отмеченного на карте цифрой 1.

 3.Укажите имя русского флотоводца, одержавшего победу в морском сражении, представленном на карте. Укажите название войны, представленной на карте и государство-союзника России.

4.Определите и запишите, что показано на карте штриховкой, которая помечена в легенде цифрой 2.

 

ushakov

1.

3.

4.

 


10. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы: 

 (максимальный балл за все задание – 10):

А) По приведенным отрывкам определите название источника и год обнародования его .

 « 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности…

12) К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1 января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду…

17) Общий срок службы в сухопутных войсках…определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе…

56) …окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда…состоят: на действительной службе шесть месяцев и в запасе четырнадцать лет и шесть месяцев…».

Б). Внимательно ознакомьтесь с ситуацией, представленной ниже, и коротко ответьте на поставленные вопросы.    

Дело Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова, было передано властями на рассмотрение суда присяжных, а председательствовал в этом суде А.Ф. Кони. Бледная речь государственного обвинителя представляла собой резкий контраст с образным, страстным выступлением присяжного поверенного Александрова. После этого присяжные удалились на совещание и через некоторое время их председатель (старшина), вернувшись в зал, объявил: «Нет, невиновна». По распоряжению Кони Засулич тут же освободили из-под стражи, и она была объявлена свободной.

     Вопросы: 1. Почему дело Засулич рассматривалось в суде присяжных, а не в    Особом присутствии Сената?

2. Кто такой присяжный поверенный?

3. Что именно решали присяжные заседатели?

4. Почему Засулич тут же, в зале суда была отпущена на свободу?

11. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

   (максимальный балл за все задание – 20): .  

 

12. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

   (максимальный балл за все задание – 25)  

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). (5 баллов)
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.5 баллов)
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.(5 баллов)
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.(5 баллов)
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.(5 баллов)

1.«Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как…., князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и первой четверти  XII века….» Костомаров Н.И.

 

2.«В её всесветной славе русское общество впервые почувствовало свою международную силу….С Петра, едва смея считать себя людьми и ещё не считая себя настоящими европейцами, русские при Екатерине II почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе. За это не ставили ей в счёт ни ошибок её внешней политики, ни неудобств внутреннего положения». (Ключевский В.О.)  

                                                                                                                                                         

3.«Трагедия Николая II в том, что он оказался не на своем месте в истории. Обладая образованием для царствования в XIX веке и темпераментом для правления в Англии, он жил и царствовал в России XX века. Мир, который был понятен ему  и привычен, рассыпался на глазах… В конечном счёте, он сделал для своей супруги в семье всё, что было в его силах; так ли это было для России? (Мэсси Р)

 

4.  «Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира» (А.Г. Лукашенко).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по истории России 6 класс

Тестовые задания, кроссворды....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса

Задания для школьного этапа олимпиады школьников по истории...

Олимпиадные задания по истории России 9 класс

Олимпиадный материал для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории по содержанию-это История России 19 века и начала 20 века. Включает в себя работу с иллюстративным материалом, ан...