Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Кондрашова  Анджела Ринатовна

Под институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них - семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, т.к. оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи. В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.

                                                                                                   Выполнила:

                                                                    Кондрашова Анджела Ринатовна

                                                                         учитель истории и обществознания

                                                                     высшей категории

                                                                     г.Саратов МАОУ «Лицей№36»

                                                    Саратов2018г.

Содержание.

Введение.                                                                        с.3

Глава 1. Воспитательная функция на уроках истории.                с.8

1. Воспитание патриотизма и гражданственности

 на уроках истории.                                                        с.14

Глава2.

Методика осуществления воспитательной функции

 на уроках истории.                                                        с.20

Заключение.                                                                        с.24

Список литературы.                                                        с.26

Введение.

Под институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известные из них - семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Вместе с тем воспитательное воздействие семьи ограничено, т.к. оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи. В этом плане школа и другие институты воспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась 6-7 до 16-17 лет). В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.). В школе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все  достоинства школы как института воспитания. К недостаткам школы, как института воспитания, относят: обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку.

По этой причине представляется интересным рассмотреть сущность воспитательной функции исторического образования на современном этапе.

Актуальность данной темы связана с реформой образования, проводимой нашим правительством. Гуманизация образования, уделение большого внимания воспитанию учащихся, развитию  самосознания и гражданской позиции – это и многое другое становится приоритетом в современной школе. Изучение истории - один из способов решения обозначенных проблем через воспитание гражданственности у подростков, формирования их политической культуры, опыта современной социализации, патриотических убеждений. Приобретённые знания служат опорой становлению готовности подростков жить в новых экономических и социально-политических реалиях.

Первым серьёзным исследованием по проблемам гражданства считается книга Аристотеля «Политика». По Аристотелю, хорошему гражданину присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого - во взаимных обязанностях и ответственности. При этом целью воспитания является воспитание воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, политических функций (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон).

Сложившееся в античном обществе ядро понятия «гражданин» с появлением христианства, ознаменовавшее начало новой эры в истории западноевропейской цивилизации, претерпевает изменения, обоснованные принципом уважения к ребёнку как христианину и гражданину. Ж.-Ж. Руссо один из первых выдвигает мысль о том, что можно и нужно с ранних лет учиться формированию отношений к действительности, необходимо упражнять свои чувства. В отличие от античного общества, воспитательные идеалы христианства имеют не политическую, а религиозную природу. Не только в средневековье, но и в последующие эпохи, человек становится вначале Христианином и лишь затем - гражданином.[1] 

В эпоху Возрождения содержание понятия «гражданственность» дополняется новыми составляющими: индивидуализм, частный интерес, достижение личного успеха в деле, что составляет основу культуры гражданского достоинства. Накануне вступления западноевропейских стран в индустриальную эпоху, философско-педагогическая мысль утверждает равноправие, единство религиозно-нравственного и гражданского воспитания, понимаемого как формирование культуры личного достоинства и культуры социальной полезности.

Одной из характерных особенностей периода зарождения и становления демократии в Западной Европе является поиск социально-правовой базы для обеспечения баланса государственных и частных интересов (Дж. Локк, Пейн), правового механизма вовлечения граждан в законотворческую деятельность, создание условий, в которых граждане учатся трансформировать свои интересы в политико-правовые нормы и акты. В ходе правового оформления частные интересы становятся всё более общественными, но само общество при этом оказывается всё более гражданским, способным создать необходимые условия для реализации частных интересов. Результатом осознания необходимости преодоления данного противоречия явилось зарождение в начале XIX века нового направления - «педагогики социальных интересов» (И. Кант, И.Г. Песталлоци, И. Фихте), в основе которого лежит идеология «социального благоустройства». Приоритетными в новых исторических условиях становятся: развитие нравственного самосознание (И. Кант), деятельностной общности как средства укрепления национального единства (И. Фихте), формирование нравственного совершенного человека, видящего смысл жизни в служении народу (И.Г. Песталлоци). В качестве нравственного императива, способного служить регулятором в отношениях частного и общественного, утверждалась гражданская совесть.[2] 

В XIX веке усиление государственности имело не только положительные, но и отрицательные последствия. Как-то: рост бюрократизма, нарушение баланса между различными социальными группами, между государствами, что ещё более усугубляло противоречие между гражданскими идеалами и реальными условиями для их воплощения. Обострённость противоречий, усиление процессов люмпенизации и маргинализации значительной части населения в ряде европейских государств, углубление идейно-нравственного кризиса способствовали нарастанию социального, идеологического протеста, активизации поиска научной мыслью путей выхода из кризиса и переустройства общества.  Составной частью социалистической теории, обосновывающей возможность глобального переустройства мира, в области воспитания стала теория формирования «нового человека», согласно которой процесс воспитания может протекать вне естественных, культурно-исторических, религиозных традиций.

Теория гражданского воспитания, разработанная Г. Кершенштейнером и реализованная им в практике «трудовых школ» в Германии, явилась продуктивной альтернативой утопическим теориям создания «искусственного человека», так как выдвигала практически достижимую цель при минимуме научного материала выявить максимум умений, способностей и радости труда на службе гражданскому образу мыслей.[3]

На рубеже XIX-XX веков понятие «гражданственность» обогащается новыми сущностными признаками: социальная идентичность, социальная мобильность, социальная направленность мотивов поведения, готовность к самоограничению, преодолению эгоизма. Педагоги приходят к мысли о том, что ребёнок уже не воспитывается исключительно для государства. Школа должна приготовлять ребёнка к жизненной борьбе; она должна учить его науке жизни... Начало XX века, идеологическую основу которого составила философия прагматизма (У. Джеймс, Дж. Дьюи) - новый этап в развитии теории и практики гражданского воспитания.

Во второй половине XX столетия в зарубежной педагогике широкое распространение получила теория социализации личности, акцентирующая внимание исследователей на изучении проблем взаимодействия человека и общества, совершенствования управления процессами социальной интеграции, формирования социальной мотивации деятельности (В. Кукартц, К. Лэнгтон, Т. Парсонс, А. Роберт и др.). В соответствии с данной теорией задача школы - обеспечить для человека процесс социальной адаптации молодёжи, её бесконфликтного вхождения в систему производственных и социальных отношений, сформировать социальную мобильность, способность правильно понимать свою среду, усвоить её нормы, а также трезво оценивать свои возможности. В отечественной педагогике – воспитание строилось на идеологической основе. В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма.

На современном этапе происходит акцентирование внимания на воспитание патриотизма и гражданственности детей и подростков.

Цель данной  работы: изучить сущность воспитательной функции исторического образования на современном этапе.

Глава 1. Воспитательная функция на уроках истории.

1. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории.

В июле 2005 года Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Ее цель состоит в совершенствовании патриотического воспитания граждан в интересах укрепления российской государственности, формировании любви к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию общественной стабильности, упрочению единства и дружбы народов России.

Главными проблемами патриотического воспитания в настоящее время являются:

1. Россия, как и все современные страны, вовлечена в процесс глобализации и испытывает связанные с этим сложности: колоссальное влияние массовой культуры, вытесняющее культуру национальную; распространение электронных средств коммуникации, заменяющих традиционные печатные носители информации и личные контакты людей. Эти новые реалии необходимо учитывать при совершенствовании содержания и форм патриотического воспитания на уроках истории.

2. Реакцией на процесс глобализации стал рост национализма во всем мире, в том числе и в России. Однако этот национализм переходит грань национальной идентичности и перерастает в идеологию национального превосходства. Опасность такого национализма должна осознаваться всеми субъектами патриотического воспитания. В связи с этим патриотическое воспитание должно сочетаться с борьбой с ксенофобией и фашизмом.

3. Современное понимание патриотизма требует его очищения от идеологических интерпретаций. В нашем общественном сознании существуют устойчивые идеологические стереотипы патриотизма: «патриот – это консерватор и реакционер, не понимающий современности», «либерал – это непременно очернитель, антипатриот, пособник Запада».[4] Эти стереотипы наносят большой вред патриотическому воспитанию, которое у нас слишком идеологизировано.

4. Патриотическое воспитание осуществляется сегодня в условиях социальных изменений, которые создает не совсем благоприятный фон – усиление социальной дифференциации, материализация общества и т.д., что, безусловно, усложняет воспитательный процесс.

История Отечества играет определяющую роль в процессе воспитания патриота и гражданина. Содержание данного предмета – познание истории своей страны и своего народа, формирования его культуры и образа жизни, становления государственности – является важнейшей составляющей патриотического воспитания.

Все последние годы о воспитательной функции уроков истории ожесточенно спорили. Высказывались мнения, что школьная история должна быть освобождена от воспитательных задач. До сих пор некоторые учителя истории отрицают возможность воспитания патриотов как невыполнимую сверхзадачу и стараются избегать национальных приоритетов и акцентов, когда речи идет о поисках объективной истины. В такой позиции проявляется боязнь формализации и государственного диктата в преподавании истории. Жизнь показала опасность и неправильность такой позиции. Отказ от патриотического воспитания приводит к тому, что инстинктивная природа без знания и мысли находит свое выражение в тупом и агрессивном самомнении, аффективном «патриотизме» скинхедов и неофашистов.

Сегодня учитель истории должен понимать, что:

1) патриотизм имеет инстинктивную основу, но без сознательного и духовного самоопределения он либо апатичен, либо агрессивен. Истинный патриотизм – сознательная, зрячая, понимающая любовь к Родине, которая формируется на основе знания и понимания истории Отечества;

2) человек приходит к духовному обретению Родины разными путями. Духовный опыт у людей сложен и многообразен: он захватывает и сознание человека, и бессознательно-инстинктивную глубину психики. Есть патриотизм, исходящий от семейного и родового чувства, или – от природы, от религиозной веры народа, от величия государственного пути своего народа, от военных побед – «славы, купленной кровью», а может, от стихии национальной нравственности;

3) патриотизм невозможно навязать, его можно только пробудить. «Казенный», официальный, внешне принудительный далеко не всегда воспитывает чувство Родины. В решении этой задачи очень много зависит от учителя, от его опыта и такта, его собственного патриотического чувства.[5]

Совершенно очевидно, что нет единого для всех людей одинакового пути к патриотизму, именно поэтому каждый урок истории Отечества имеет воспитательный потенциал, раскрывая судьбу народа в его достижениях и в его падении, в часы опасности и в эпоху благоденствия. Учитель истории не должен скрывать от учеников слабые стороны национального характера, и в то же время он должен указать им все источники национальной силы и славы. При этом патриотические чувства учеников должны быть ограждены от двух опасностей, двух крайностей – националистического самомнения и безысходного самоуничижения.

Наиболее важными аспектами с точки зрения патриотического воспитания, требующими особого внимания при изучении истории, являются следующие:

1) территория – ученики должны своим воображением оценить пространство и просторы своей страны, понять, что это национально-государственное достояние России. Они должны прочувствовать, что русская территория добыта волей и духом русского народа, а не только завоевана и заселена, что она уже освоена и еще недостаточно освоена народом. Человек должен знать и любить просторы своей страны, ее жителей, ее богатство, ее климат и возможности;

2) экономика – с самого детства человек должен почувствовать радость и силу труда, его смысл и необходимость. На уроках истории ученики должны почувствовать и осмыслить Россию как трудовое поприще. Только тогда в них пробудится интерес к российскому национальному богатству как источнику духовной независимости и расцвета народа;

3) культура – во всех учебниках по истории Отечества вопросы культуры рассматриваются достаточно кратко – обсуждаются основные тенденции и перечисляются наиболее видные представители культуры. Безусловно, необходима дополнительная работа: следует раскрыть наиболее важные с точки зрения патриотизма аспекты, на которые необходимо обращать внимание в процессе работы над учебным материалом, имеющимся во всех рекомендованных учебниках;

4) армия – есть воплощенная храбрость народа, организация чести, самоотверженности, стоящая на страже правопорядка внутри страны и на страже Родины.[6] 

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности  школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по  вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются  взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к  Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности  к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. В связи с этим на уроках истории необходимо использовать краеведческий материал.

Чувство привязанности  и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества, их горячей любви к родине.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.

Глава 2. Методика осуществления воспитательной функции на уроках истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Однако в современных программах очень мало часов отводят таким темам, как «Отечественная война 1812 г.», «Великая Отечественная война» и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала. Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал.  В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине.

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы необходимо создавать определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок можно начать с грамзаписи песни «Священная война», на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось![7]

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявление темы: «Начало Великой Отечественной войны» и рассказ о переходе немецко-фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина «Защита Брестской крепости», плакат «Родина-мать зовет». В качестве основной идеи урока используются также написанные на листе ватмана слова Ил. Эринбурга: «Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим : мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим : за Россию, за Родину».

На уроке «Блокада Ленинграда» используются грамзаписи: «Голоса героического Ленинграда», «Седьмая симфония» Шостаковича, фотографии серии «Монумент героическим защитникам Ленинграда», «Пискаревское кладбище». В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города.

 И на заключительном уроке темы – конференции: «Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне» - уделяется внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии «Нам нужна одна победа» и «Реквиема», на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли,

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли

О погибших,

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда

Заклинаю:

Помните![8]

Те же приемы можно использовать на уроках, посвященным движению декабристов. Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года» и «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки «Иван Сусанин» - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором «Славься» и звоном колоколов.

Заключение.

Осуществление воспитательной функции на уроках истории в современной России - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.

Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания: 1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание; 2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал; 3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «Отечество» и «Государство», не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

  • Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.
  • Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий  материал, традиции и культурные ценности.
  • Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.
  • Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.
  • Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства   прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Все выше изложенное  приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

Список литературы.

I. Источники.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». // Воспитание школьников. 2006. №2. С. 2-8.
  2. Педагогика. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Димитровой. Ростов-на-Дону, 2006.

II. Литература.

  1. Бабурина Н.Ф., Пелевина Е.А. Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории. М., 2006.
  2. Быков А. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла. // Воспитание школьников. 2005. №10. С. 2-6.
  3. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. // Воспитание школьников. 2006. №5. С. 4-7.
  4. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание. М.,1991.
  5. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения. // Воспитание школьников. 2005. №10. С.6-8.
  6. Киреева И.А. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории. // Первое сентября. 2005. №15.
  7. Синдикова Г. Духовное воспитание учащихся через восприятие музыкально-художественных образов. // Воспитание школьников. 2005. №10. С. 48-51.
  8. Слуцкий В. Что делает урок воспитывающим. // Воспитание школьников. 2003. №7. С. 28-34.


[1] Педагогика. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Димитровой. Ростов-на-Дону, 2006. С. 9-13.

[2] Педагогика. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Димитровой. Ростов-на-Дону, 2006. С. 39-47.

[3] Педагогика. Хрестоматия. / Под ред. Л.В. Димитровой. Ростов-на-Дону, 2006. С. 62.

[4] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». // Воспитание школьников. 2006. №2. С. 2-3.

[5] Бабурина Н.Ф., Пелевина Е.А. Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории. М., 2006. С. 7-8.

[6] Киреева И.А. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории. // Первое сентября. 2005. №15. С. 21.

[7] Синдикова Г. Духовное воспитание учащихся через восприятие музыкально-художественных образов. // Воспитание школьников. 2005. №10. С. 49.

[8] Гейнц Л.И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории. // Первое сентября. 2004. № 36. С. 9-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Воспитание патриотизма и гражданственности

Слова В.Г.Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на  сердце  судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое  кровное  родство,свои кровны...

методическое пособие "Воспитание патриотизма и гражданственности у суворовцев Ульяновского ГСВУ"

Актуальность исследуемой автором проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего развития действенной системы патриотического и гражданского воспитания будущих офицеров, особенно в период осознания...

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить. Мы  дол...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Доклад "Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы".

Важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к своему народу....