История в жизни общества
статья по истории (11 класс) на тему

Звягин Илья Александрович

 «Зачем нам учить историю?»,  этот вопрос преподаватели в наше время слышат все чаще и чаще. И студентов вполне можно понять, ведь порой они искренне не понимают, почему  этот предмет обязателен для изучения. В этой статье мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.

Понятие истории. Проблема направленности   исторических процессов.

История - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Одна из сложнейших проблем исторической науки – направленность исторического процесса. В настоящее время существуют две  противоположные точки зрения.Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_zhizni_obshchestva.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

История в жизни общества.

 «Зачем нам учить историю?»,  этот вопрос преподаватели в наше время слышат все чаще и чаще. И студентов вполне можно понять, ведь порой они искренне не понимают, почему  этот предмет обязателен для изучения. В этой статье мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.

Понятие истории. Проблема направленности   исторических процессов.

История - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)

Одна из сложнейших проблем исторической науки – направленность исторического процесса. В настоящее время существуют две  противоположные точки зрения.

Первая, теория цикличности – концепция описывающая развитие  общества или его подсистем (экономика, политика, культура и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов.  В Древнем мире человек связывал происходящие в обществе процессы с постоянно повторяющимися циклами природы. Вся древняя мифология построена на цикличном восприятии действительности.

С зарождением монотеистических религий, понятие цикличности времени обретает новый смысл. Цикличность воспринимается как наказание человека за первородный грех.

Сторонники данной  концепции утверждают, что у человечества нет общих закономерностей развития, и история каждой общности индивидуальна.

С развитием науки в Новое время большое распространение получает теория линейности.

Согласно данной  концепции время движется в линейном направлении от прошлого к будущему.

Обоснование линейной концепции дала иудео-христианская мифология, расставившая точки отсчета на оси времени:

 - Первая точка – начало человеческой истории  – сотворение мира и человека;

- Вторая - Начало новой эры человечества – рождение Иисуса Христа;

- Третья - Конец истории – второе пришествие Христа, судный день, страшный суд.

Сторонники линейной концепции, говорят о единстве человеческой сущности и поэтому человеческая история – единый процесс.

Понятие триединства истории.

История, это не монолит, и ее можно поделить на виды. Мы разделим  на личную, вариативную  и научную.

 Личная, это история нашего опыта или опыта других людей. К примеру, если Ваш знакомый рассказал, что на улице рядом с Вашим домом открытый люк в который он провалился, то идти по этой улице  Вы будете крайне осторожно или вообще идти, не будете.

Научная история,  это, прежде всего выработанные  методы и толкования тех или иных событий. Каждый историк одно и тоже событие будет толковать по своему. И чаще всего именно научная история становится орудием пропаганды.

Вариативная история, не путать с вариативностью учебников, это исторические факты, пропущенные через призму знаний и опыта каждого отдельного человека. Вариативность, в отличии от научности, не навязывает определенные догматы, а заставляет искать познающему ответы  самому.

История, как инструмент пропаганды.

Яркий  пример, где  история является  инструментом пропаганды – современная Украина. В этой братской нам стране  с 1991 года целое поколение взращивалось  на антироссийской пропаганде. В Украине выпускаются учебники истории, где Россия предстает  врагом номер один, и все беды украинцев из-за нашей страны.

Украинские националисты Бендера и Шухевич, руки которых по локоть в крови, становятся героями, а Жуков, Кутузов и Суворов чуть ли ни личными врагами каждого. Таким образом, Украина строит свою национальную идентичность, основанную на мифотворчестве и пропаганде. Украинским политиканам нужна русофобия и антисоветизм, история становится сильнейшим орудием в навязывании этой  точки зрения.

Еще один  пример нацистская Германия, в которой был создан целый институт Ананербе - «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — организация, существовавшая в Германии в 1935—1945 годах, созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5)

Эта организация обосновывала претензии нацистов на мировое господство и свою исключительность. История стала главным инструментом в построении  новой германской национальной идентичности.

Если человек не способен мыслить критически, а просто воспринимает то, что ему навязывают, то результат становится плачевным.

История – это не голые факты, которыми можно жонглировать. История – это причины и следствия, и именно вариативность, а не научность приносит результат, ибо учит искать ответы самому. И мы выясняем, что историческая научная литература, это не истина последней инстанции, а всего лишь одна из версий событий, хоть и подкрепленная различными доказательствами.

«Нужно давать ребенку опыт работы с прошлым для постройки своего жизненного пути, для того, чтобы он не верил никому на слово, а думал своей головой, был самостоятельным и отвечающим за свои поступки человеком, а не одним из стада, которому вдолбили раз и навсегда определенные схемы».

http://www.kommersant.ru/doc/2289205
Теперь ответим на главный вопрос – зачем учить историю?

Представьте, что Вы человек потерявший память, лежащий на обочине дороги. Поднимаясь на ноги, вы с ужасом всматриваетесь в ту черную  бездну, которая находится вокруг Вас. И первые вопросы, которые Вы зададите самому себе кто я? Где я? Что произошло со мной? Страшно, не так ли?

Человек, не знающий своего прошлого, прошлого своей семьи и своего Отечества, подобен страдающему амнезией,  он становится марионеткой в руках тех, кто ударил ему обухом по голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема :"Общество", "Сферы жизни общества".

Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...

История в жизни общества. Зачем учить историю?

Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека. Поэтому утверждение  о том, что  история краеугольный камень, формирующий  общественное соз...

13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества

13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества...

Урок истории в 11 классе «Мы думали – это весна, а это – оттепель» или «Духовная жизнь общества в 40-60-х годах».

Тип  урока - урок-образ, является примером использования личностно-ориентированной технологии. Урок - образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который от...

Тесты по обществознанию 10 класс по теме "Общество.Сферы жизни общества.Деятельность".

Данные тесты по обществознанию в 10 классе предназначены для подготовки обучающихся к ЕГЭ по темам об обществе, сферах жизни общества, о деятельности и ее структуре....