Территория, население и хозяйство России в начале 16 века
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины

Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                

                                                                            

 Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p2_territoriya_naselenie_i_hozyaystvo.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Территория, население и хозяйство России в начале 16 века

Цели

Предметные УУД

Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины

Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период

Метопредметные УУД

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.                

Личностные УУД                                                                                                                                

 Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку
II. Актуализация знаний.

Ребята мы начинам изучать с вами историю России . Вспомните деятельность какого  царя мы изучали в гонце 6 класса.

А кто вспомнит, чем он нам запомнился?

III. Постановка учебной задачи

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине 15 века?

Перечислите основные слои населения  Московского княжества в 15 веке и их занятия?

1.Земледелие, крестьянство

В XVI веке Российское государство значительно расширило свои рубежи. Были освоены новые земли. В начале XVI века население России составляло около 6 миллионов человек.

Как и в прежние времена, главным занятием россиян оставалось пашенное земледелие. Ранее на просторах северо-восточной и северной Руси господствовала подсечно-огневая система.

?-вспомним? что собой представляла подсечно-огневая система?

На смену ей пришло пашенное земледелие, которое на Руси называли трехполье.

?-давайте вспомним, что собой представляло трехполье ?

?-что такое яровые культуры(c 21 словарь)

?-озимые культуры(c 21словарь)

? Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами

?-Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия».

?-почему крестьяне в Росси занимались земледелием больше, чем скотоводством

?- как жили крестьяне, что такое крестьянская община

(с 15 последний абзац п.1)  Дополнительно с 20

2.Казачество

?-кто такие казаки (определение с 15)

В XVI веке, в связи с наступлением на личные права крестьян, продолжала увеличиваться численность казачества. Возникали общины волжских, донских, терских и яицких вольных казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником существования была также военная добыча. В то же время казаки охотно принимали и «жалованье» деньгами, хлебом и боеприпасами от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов крымских и казанских татар.

Все казаки считались свободными и равноправными. В общинах существовало самоуправление. Наиболее важные дела обсуждались на «кругу» (казачьем сходе). Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.

В первой половине XVI века казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, за его порогами, объединились в своеобразную казацкую республику — Запорожскую Сечь. - показать на карте

3)Города и горожане

В начале XVI века на огромных просторах Российского государства было разбросано около 130 городов и городков.  С конца XV века наблюдался быстрый рост числа горожан, а города переживали свой расцвет. Но доля городского населения была невелика. Россия значительно уступала по этому показателю развитым странам Западной и Центральной Европы.

С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие города уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.

? Крупными торговыми городами были ?( Псков, Архангельск, Холмогоры, Ярославль, Кострома, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новгород и др)

Значительную роль в жизни страны продолжал играть Новгород, но все больше и больше возрастало политическое и хозяйственное значение Москвы. Иностранцы сравнивали русскую столицу с крупнейшими городами Западной Европы. Современники считали, что в Москве проживало примерно 100 тысяч человек, тогда как в Новгороде — всего 25-30 тысяч.

Основную часть городского населения составляли ремесленники, которые платили налоги и несли различные повинности в пользу государства — так называемые «черные» горожане, а также купцы. В городах размещались и княжеские наместники. Они возглавляли   городское   управление,   судили   «черных»

горожан, следили за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин. В городских усадьбах проживали бояре, а также различные категории служилых людей.

4)Ремесло.

? какие ремесла были наиболее распространены в русских городах (самостоятельная работа с учебником с 17)

5-6)Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля.

(самостоятельная работа с учебником с 17-18)

?-Кого на Руси называли гостями (купцов)

7) Денежная реформа

Рост торговых связей между различными территориями страны, а также расширение внешней торговли настоятельно требовали изменений в области денежного обращения.

До конца XV — начала XVI века на Руси существовала система с двумя основными денежными единицами: новгородским и московским рублем. Рост товарооборота требовал все больше денег, но в стране был очень мал запас драгоценных металлов. В городах появилось большое количество фальшивомонетчиков. И хотя виновных жестоко преследовали, отрубали им руки, лили олово в горло, ничего не помогало. В 1535—1538 годах все старые монеты были запрещены. Вводилась единая для всей России денежная единица — московский рубль. Появилась также монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем, получившая название копейки. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливались монеты для всей страны.

IV Закрепление

Задание 3

V Д\з пар 2 , термины, даты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. То...

мультимедийная презентация "Территория, население и хозяйство России в начале ХVIв."

Познакомить с территорией и хозяйством Рос­сии в начале XVI в., особенностями состава населения россий­ского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в....

Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в...

Территория, население и хозяйство России в начале XVI.

Презентация разработана для учебника "История России" в 2-х ч. под ред. А.В. Торкунова по пар. 2...