Рабочая программа учебной группы "Юный историк"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Козлов Дмитрий Александрович

Программа разработана на основе компетентного подхода в общем образовании. Условия современного общества, когда подлинная информация со временем стареет очень быстро, приобретенные навыки самостоятельной работы в проектной деятельности будет важной и полезной для учеников,  по данной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch.progr_.po_istor._kruzh.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени генерала Ермолова А.П.» г. Ставрополя

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

                          Черникова Л.Н.

________________________

«___»___________20___ г.

   «УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МБОУ КШ г.            Ставрополя

                                   Хитров А.А.

   ____________________

   

  «___»___________20___ г.

Рабочая программа кружка

«Юный историк»

Составил:

Офицер- воспитатель

МБОУ КШ г. Ставрополь

Козлов Д.А.

Ставрополь, 2018


Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «Юный историк» организован по общей интеллектуальной направленности.

Программа разработана на основе компетентного подхода в общем образовании. Условия современного общества, когда подлинная информация со временем стареет очень быстро, приобретенные навыки самостоятельной работы в проектной деятельности будет важной и полезной для учеников,  по данной программе.

Цель программы кружка «Юный историк»: возможностей описывать событие, систематизация знаний учащихся по истории, работать с историческим источником, совершенствование анализировать, расширение умения работать с хронологией.

Задачи программы кружка «Юный историк»:

- показать знание основных исторических фактов, дат, имён, событий, явлений, процессов, выдающихся памятников культуры;
- владеть элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий); 
- давать оценку историческим явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к историческим событиям, их участникам;
- называть и высказывать суждения о проблемах российской истории.

Возможные виды деятельности:

- сюжетно-ролевые игры;

- подготовка и обсуждение докладов учащихся;

- подготовка  презентаций;

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- рассказ;

- дискуссия (дебаты);

- написание реферата;

- экскурсии в музеи, библиотеки и др.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Численность обучающихся в кружке: до 60 человек. Состав учащихся - постоянный, на основе добровольности .

Режим занятий кружка: два раза в неделю, продолжительность занятия – 1 час.

В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен

знать:

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

Должен уметь:

- анализировать историческую информацию, в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

 - отличать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- искать историческую информацию в источниках разного типа;

- критически анализировать источники исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, вопросам, уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым темам, используя исторические сведения;

- представлять результаты исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- выявлять причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

- использования умений исторического анализа при критическом восприятии получаемой социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Примечание

1

Древняя Русь

6

2

Феодальная раздробленность на Руси

8

3

Образование и укрепление Российского централизованного государства

6

4

Смутное время в России

10

5

Россия в XVII веке

6

6

Модернизация в России в XVIII веке

10

7

Политическое и экономическое развитие России в XIX веке

6

8

XX век в истории России

10

9

Начало XXI века

6

Всего

68


Календарно-тематический план.

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Аудитория

Тема 1:

Древняя Русь

Образование Древнерусского государства.

Крещение Руси.

Княжение Ярослава Мудрого. «Русская правда» Ярославичей.

Повесть временных лет.

6

Тема 2:

Феодальная раздробленность на Руси

Встреча Руси с татаро-монголами. Битва на реке Калке

Правление Александра невского. Ледовое побоище.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Куликовская битва.

Ослабление Золотой Орды.

7

Устный опрос обучающихся по пройденному материалу.

Подготовка рефератов по темам «Чингисхан», «Александр Невский», «Хан Батый», «Дмитрий Донской».

1

Тема 3:  

Образование и укрепление Российского централизованного государства

Стояние на реке Угре.

Княжение Ивана III и Василия III.

Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина.

Ливонская война. Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Правление Фёдора Иоанновича.

6

Тема 4:

Смутное время в России

Царствование Бориса Годунова.

Появление самозванцев. Лжедмитрий I.

Василий Шуйский. Польская интервенция.

Лжедмитрий II. «Семибоярщина».

Создание Первого народного ополчения в Рязани.

Создание Второго народного ополчения. Освобождение Москвы

8

Подготовка презентаций по личностям Смутного времени (выбор – по желанию)

Устный опрос обучающихся.

2

Тема 5:

Россия в XVII веке

Правление Михаила Фёдоровича. Смоленская война.

«Соляной бунт» 1648 г. Соборное уложение 1649 г. «Медный бунт» 1662 г.

Восстание Степана Разина.

Русско- турецкая война 1676-1681 гг.

6

Тема 6:

Модернизация в России в XVIII веке

Реформы Петра Великого.

Северная война 1700-1721 гг.

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Русско- турецкая война 1768-1774 гг.

Разделы Польши. Восстание Емельяна Пугачёва.

Внешняя политика России в конце XVIII века. А.В.Суворов.

10

Тема 7:

Политическое и экономическое развитие России в XIX веке

Внешняя политика России в начале века.

Отечественная война 1812 г.

Восстание декабристов.

Отмена крепостного права.

Общественные движения во второй половине XIX века.

6

Тема 8:

XX век в истории России

Первая Российская революция 1905-1907 гг.

Русско-Японская война.

Первая мировая война 1914-1918 гг.

Революции 1917 г. Гражданская война в России.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР во второй половине XX века.

10

Тема 9:

Начало XXI века

Избрание Президентом РФ В.В.Путина в 2000, 2004, 2012 годах.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.

Российско-грузинская война 2008 г.

4

Подготовка исследовательских работ по заинтересовавшему периоду русской истории, их защита.

2


Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

  • Всемирная история.\/Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.
  • Блок М., Апология истории. М., 1986.
  • Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991
  • Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
  • Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
  • Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
  • Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
  • Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
  • Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
  • Христианство и Русь. М., 1988.
  • История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д,  1997. Предисловие. Разд. № 1-2
  • Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.
  • Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994
  • Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
  • Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
  • Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
  • История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред.  А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.
  • Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
  • Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
  • Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  • Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988
  • Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.
  • Древние цивилизации. М., 1990.
  • История Европы. М., 1996.
  • Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.
  • Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
  • Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.
  • Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.
  • Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.
  • Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
  • История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

Интернет-ресурсы:

  • www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
  • www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
  • www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа факультатива по историко-культурному краеведению 5 класс.

Рабочая программа факультатива   по историко-культурному краеведению 5 класс....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...

Рабочая программа учебного курса по изучению историко-культурного наследия области «История и культура Иркутской области»

Данная Рабочая программа учебного курса по изучению историко-культурного наследия области   «История и культура Иркутской области» для учащихся 11 класса общеобразовательного учр...