Афинская демократия при Перикле
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Открытый урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Организационный момент (эмоциональный настрой детей)

Учитель: Каждый человек в истории обязательно оставляет свой след. А вот хороший он или плохой, зависит от нас. Приведите примеры, когда человек оставляет позитивные, хорошие следы (учащиеся приводят примеры). Сегодня на уроке каждый из вас постарается оставить свой след, побывав в роли жителей Афин. И чем активнее вы будете, тем выше будет ваша оценка.

Презентация.

Ребята, кто это? В этом году мы будем выбирать нового президента страны. Кто будет его избирать? Представьте такую ситуацию (при попустительстве народа, к власти приходит тиран со всеми вытекающими последствиями ). Кто будет в этом виноват? У нас демократическое государство, потому что выбирает народ. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления? Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) - 1 слайд.


— Кто заложил основы демократии в Афинах? 
(Это был Солон.)

— Дайте определение понятию «демократия». (Демократия -народовластие.)

—Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия — это власть демоса. В 5 веке до н.э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – в праве учавствовать в управлении государством. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Ставится проблемная задача: Что изменилось в управление Афинами при Перикле? Правы ли были афиняне выбрав Перикла главным?

ПЕРИКЛ

Кто такой Перикл? – 2 слайд. Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом? Учащиеся отвечают на этот вопрос, работая в группах с карточками. На доске записываем: Перикл – первый стратег (с 433 г. до н.э.). (Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.)

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

В собрании участвовали граждане, мужчины начиная с 20летнего возраста, для решения государственных дел, они собирались 3-4 раза в месяц. Приходили все(перечислить) Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов на год. Должность первого стратега была самой главной в афинах (Войска, флот, отношения с другими государствами)

Тайным голосованием – подачей белых или черных бобов – собрание объявляло войну, утверждало мир, принимало законы. Любой гражданин мог выступить со своим предложением, однако голосовали не сразу, сначала вопрос обсуждался на совете пятисот.

Вопрос: а смог бы я участвовать в Афинском собрании? А вы?

Познавательная задача: стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умный людей? (делается акцент на бесплатность работы). Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию, чтобы сделали вы? Тянули жребий, выбирали.

ДРУЗЬЯ И ВРАГИ

Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот, жена Апасия одна из образованнейших женщин страны — это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора хотели судить за то что не верил в богов. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстоять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Собрание распоряжалось казной и утверждало законы стратегов.

Импровизация Афинского народного собрания.

(по выбору все группы становятся стратегами, советом пятисот, свободными гражданами, учитель – Перикл) 

Перикл: Уважаемые граждане Афин! Вот уже второй раз по вашей воле я становлюсь первым стратегом нашего славного города! Свободные граждане Афин! Сегодня нам предстоит решить два важных вопроса. Итак, я начну. Вы все знаете о вторжении спартанцев в Аттику, сельские жители в ужасе бегут в Афины. Нам угрожают. Я выскажу свое мнение: не соглашайтесь на их требования! Если вы уступите им – они предъявят более тяжкие требования. По-моему - лучше война! Прошу вас высказаться (предложение поступает на совет пятисот, потом голосование).

Перикл: Второй вопрос нашего собрания – это возведение храма на Акрополе, на который требуются деньги из казны. Давайте послушаем мнение демоса (заслушивают ответы, проводится голосование).

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.

“Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?” - спросил Перикл.

“Да, да! Слишком много!” - раздались голоса. “раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: “Воздвигнуто Периклом на его собственные средства”.

Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек.

“Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!” - зашумели граждане и утвердили отчет Перикла.

Перикл очень рисковал, потому что его средств не хватило бы для выкупа статуй и храмов. Он не сомневался, что граждане не пожелают уступить ему честь возведения построек. К тому же все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла.

Закрепление изученной темы.

Итак, мы с вами попробовали поучаствовать в Афинском народном собрании.

7 слайд. Вопросы.

Что изменилось в управлении Афинами при Перикле? Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте? Какое вам, кажется, более справедливым?

 ( В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения не участвовала в управлении? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

+

-

1. Власть простого народа

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2.Жребий (должность может занять недостойный)

3. Выборы стратега открытым голосованием (без жребия)

3. Женщины не участвовали в управлении Афинами

4. Плата деньгами за исполнение должностных обязанностей

4. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

Рефлексия.

8 слайд. Домашнее задание: на выбор придумать закон,

1. если б был президентом России;

2. если б я был президентом школы;

3. если б я был стратегом в Афинах;

Тезис урока: Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка с заданием для I группы

Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.

Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Карточка с заданием для II группы

Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее, - отвечал этот человек, - но…когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.

Карточка для III группы

В молодости Перикл очень боялся народа; его приятный голос, легкость и быстрота языка наводили страх на очень старых людей. Владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, в походах был храбр и искал опасностей. Когда Перикл занялся политической деятельностью, стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов. Перикл, настраивая свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Однако был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящее к данному делу. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине он был прозван “ Олимпийцем”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

"Афинская демократия при Перикле"

Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....