Открытый урок по истории России: "Господин Великий Новгород".
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Янковская Наталья Борисовна

Этот материал представляет собой набор разных видов взаимодействия с учащимися: презентация, тест, игра.Материал был собран на основе информации Интернета и моего личного опыта работы. Использовался на уроке истории в 6 классе.Материал-интересный, занимательный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novgorod_konspekt_uroka.docx584.79 КБ
Файл svoya_igra_na_urok_vnachale.pptx1.48 МБ
Файл test_po_novgorodu.pptx482.33 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема урока: «Господин Великий Новгород».

Цель. На основании фактов сформировать яркий, многогранный, эмоционально окрашенный образ русского средневекового города, представление об особенностях природы, занятий населения и власти в Новгородской земле.
Планируемые результаты:
Предметные:
Продолжать закреплять навыки использования при решении проблемы исторических определений:
республика, монархия, государство,  великий князь, дружина, раздробленность. Выделить отличия в государственном устройстве Новгородской земли от других русских княжеств.
Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; анализировать и обобщать факты, проводить поиск необходимой информации; сравнивать явления; переводить информации из одной знаковой системы в другую;
Личностные: осмысление политического опыта новгородцев, осознание его ценности; уважение к культуре своего народа.
Средства обучения - карта “Феодальная раздробленность Руси”, тексты исторических документов, мультимедийный проектор, учебник, презентация, задания игровые для учащихся, карточки.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД :

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД:
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, документов, историческая карта).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать в группе.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

План урока

  1. Приветствие и постановка проблемного вопроса.
  2. Блиц-опрос по определениям, ранее изученным.
  3. Торговля в Новгороде.
  4. Управление Новгородской землей.Новгородский колокол.
  5. Республика
  6. Соперничество Новгорода и Владимиро - Суздальского княжества.
  7. Игровые моменты
  8. Рефлексия
  9. Самооценка

На доске эпиграф урока : На заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие как есть, что мы русские…»


Сценарный план урока:

 

«Мы видели Новгород, и

ничего подобного ему не видели »

Ганзейские купцы


I. Организационные момент, самоопределение к деятельности. Раздача цветных карточек. Предварительное деление детей на группы (тысяцкий, владыка (архиепископ), посадник, князь и вече.
Действия учителя.
Приветствие, знакомство.
Постановка проблемы:

Какой период нашей истории мы изучаем?

 Действия учеников:

Период феодальной раздробленности.

Действия учителя:

Работа с картой. Почему карта раскрашена разными цветами? Какие княжества образовались? С особенностями какого княжества уже познакомились? Какая земля находится к северо-западу от Владимиро-Суздальского княжества?
Сегодня на уроке
тема. «Господин Великий Новгород». 

Проблема: «Почему в Новгороде возникла республика?( на доске записать)
Учитель: Предположите, почему республика? И почему в Новгороде?

Высказываются разные предположения. Показ карточек (сделанных детьми).Может быть указано на то, что город большой и богатый, то что он был крупным торговым городом, то что природно-климатические условия отличались от других городов
Действия учителя
- Что нам необходимо выяснить, чтобы решить проблему?
Действия учеников
Дети отвечают, что необходимо познакомится с особенностями города, понять, чем он отличался от остальных городов: климатическими условиями, занятиями, управлением, образом жизни.

II. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению новых знаний.
Действия учителя:

Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города, с ним мы и познакомимся на уроке.

Вы получили разноцветные карточки и прошу вас объединится в группы и сесть вместе. Мы будем выполнять задания. Выберите капитана и архивариуса в группе. Капитан руководит группой, контролирует выполнение заданий, архивариус-записывает ваши идеи и мысли.
III. Работа над новой темой, открытие нового знания.
1. Учитель: – Рассмотрите внимательно карту.  Давайте попробуем дать характеристику территории Новгородской земли, сравнив ее с другими русскими землями
Задание №1. Работа с картой (феодальная раздробленность).

– Территория Новгородской земли значительно больше других русских земель и находилась она в северной части страны.

Задание №2. Предлагаю вам прочитать стр учебника 117-118 и  сделать выводы о  занятиях жителей Новгорода. Каждая группа по очереди называет товары новгородцев, которые шли на экспорт и импортные товары. Вывод?

Выписываем в рабочий лист товары, которые ввозили в Новгород и которые вывозили. 

Ученикам предлагаются карточки с названиями товаров. Их задача распределить товары импорта и экспорта.

Импорт (ввозили)

Экспорт (вывозили)

Шелк, Меха, Соленая рыба, Воск, Вино, Лен, Серебряная посуда, Моржовую кость, Предметы роскоши, Булатные мечи, Зерно, Мед.  

(Сделать карточки на количество команд).                                        

Составление схемы «Основные виды промыслов новгородцев».

Слайд 22 Физкультминутка.

Новгородский люд проснулся,

Встал, умылся, потянулся,

Осмотрел свои владенья,

Принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно

Выйти в поле, если нужно,

Поклониться земле низко,

Предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу,

Отправляемся в дорогу.

********************************************************************

  1. Учитель: Нам нужно ответить на проблемный вопрос, а для этого мы выполним задания.

Звучит колокольчик учителя. Такой звон иногда слышали жители Новгорода. Он звал новгородцев на площадь у моста через реку Волхов. (звучит колокольчик)

Задание.  Ученики в группах  получают листы и готовят сообщения об обязанностях тысяцкого, владыки, посадника и князя. Группа –вече- готовит информацию о своей деятельности и даёт определение понятию «вече».

1 ученик рассказывает о себе по плану:

Я – посадник. Я отвечаю за… Я занимаюсь …

2 ученик рассказывает о себе по плану:

Я –архиепископ. Я отвечаю за… Я занимаюсь …

3 ученик рассказывает о себе по плану:

Я – тысяцкий. Я отвечаю за… Я занимаюсь …

4 ученик- Я князь. Я могу……..

А вече-это………..

                                                                                                             


Задание. 5

Вопрос учителя

Какой орган власти в Новгороде был главным?
- Вспомните, а как называется форма правления, когда народ избирает на должности определенных лиц?
Ответы детей:
- Республика.
Вопрос учителя:
Можно ли Новгород назвать республикой? А какая была власть в других княжествах?
Ответы детей.
Приходят к выводу, что Новгород является республикой. В других княжествах правил князь.

4. Учитель: Соперничество Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества.

Используя карту, назовите ближайших соседей Новгородской земли

Как вы думаете, почему на новгородских землях выросло много крепостей: Изборск? Корела? Ладога?

От кого защищались новгородцы?

На востоке соседом-соперником Новгорода было Владимиро-Суздальское княжество. Из него везли хлеб в новгородские земли. Но отношения складывались непросто. Владимирские князья пытались подчинить себе Новгород.

Зимой 1170 года войска князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.


Учитель:
- Итак дети вернемся к нашей проблеме, почему в  Новгороде возникла республика?

Вызвать по одному ребёнку из групп с табличками персоналий (посадник, князь, владыка, тысяцкий) .Построить в кружок-должности в Новгороде. Вече попросить встать за партами и позвать князя ( ученик-князь с короной).
И наглядно увидеть состав власти в Новгороде. Вывод.

IV. Первичное закрепление. Выполнение задания на необходимом уровне найти исторические ошибки:

В юго-западной части Древнерусского государства находился Новгород. Главными занятиями новгородцев были земледелие и торговля. Главным лицом в Новгороде был князь. Часто в городе собиралось вече, чтобы выбрать посадника и сотского. Архиепископ назначался князем и возглавлял дружину                                                                 


V. Рефлексия. С карточками    

САМООЦЕНКА  работы в группе (по карточке).                                    
Продолжите фразы                                                                                                  

сегодня  на уроке я узнал… 
     было интересно… 
     было трудно…  
      мне захотелось…
Урок закончен.
Домашнее задание: 14 параграф прочитать, ответить на вопросы.

Повышенный уровень
Составить кроссворд по теме
Высокий уровень:
Подготовьте презентацию экскурсии (не более 5 слайдов) по Торговой стороне или по Софийской стороне Новгорода
.

Великий Новгород, жемчужина Руси,

Культуры древней древняя столица

Твой путь к свободе, вере и любви

Пускай в делах великих воплотиться!

Великий Новгород, жемчужина Руси

По всей земле от новгородской вече

До наших дней идет молва

Мы слышим близко и далече                                        Учитель.

От новгородцев добрые слова.

Россия до сих пор гордиться

Той красотой душевной без прикрас

Торговая, культурная столица,

Путь из варяг шел в греки через нас.

Рабочий лист.

«Господин Великий Новгород».

«Мы видели Новгород, и

ничего подобного ему не видели »

Ганзейские купцы

 Какие товары ввозили в Новгород, а какие из него вывозили?

Экспорт (вывозили)

Импорт (ввозили)

Шелк, Меха, Соленая рыба, Воск, Вино, Лен, Серебряная посуда, Моржовая кость, Предметы роскоши, Булатные мечи, Зерно, Мед.

3. Заполните таблицу обязанностей различных должностей.

Вече

Князь

Посадник

Тысяцкий

Архиепископ

самооценка

Оценка

учителя

1. Выполнял обязанности начальника всех войск в случае войны.  

2. Вопросы войны и мира.

3. Возглавлял суд Новгорода.

4. Надзор за летописанием.

5. Наблюдение за торговыми мерами.

(ПРИЛ 1)

Я посадник, главный человек в городе. Я отвечаю за управление городом и всеми новгородскими землями. Я возглавляю суд, контролирую деятельность князя, в случае войны выступаю с ним во главе войска.

Я тысяцкий я руковожу торговыми делами. Моя главная обязанность – сбор налогов Я назначаю торговые пошлины, даю добро на строительство торговых дворов, слежу за правилами торговли и безжалостно караю мошенников.

Я архиепископ. Меня называют его «владыкой». Я властвую над всеми церквами, при моем дворе ведутся новгородские летописи. На вече мое слово часто бывает решающим. А еще я храню казну Новгорода.

Новгородская летопись о восстании в Новгороде.
В 1136 году новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода [Мстиславича]; посадили его в епископский двор с женой, детьми и тещей, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов... 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых...
Из договоров Господина Великого Новгорода и князей
«Без посадника (выбранного горожанами на вече) тебе, княже, суда не судити, волостей не раздавати, грамот не давати». «Не замышлять князю войны без новгородского слова (без обсуждения на вече)».

- Имел ли новгородский князь верховную власть? Чем вы можете обосновать свой ответ?

- Почему арестованного князя сторожили день и ночь так много людей?

- Почему князя не отпускали, «пока не придет другой князь»?

- Кто имел реальную власть в городе?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История РОССИИ IX-XII века 6 «А»

Слайд 2

10 Продолжить игру Что скрывается за датой Олег С именем какого князя связаны события 882 и 907 гг.?

Слайд 3

20 Продолжить игру Князь Владимир Красное Солнышко Что скрывается за датой Кто был правителем Руси в 980-1015 гг.?

Слайд 4

40 Продолжить игру 1097г. Что скрывается за датой «…И собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: « Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

Слайд 5

50 Продолжить игру XII век. Что скрывается за датой Выражение « Раздрася вся Русская земля » возникло в …

Слайд 6

50 Продолжить игру Что было введено во время правления княгини Ольги? Уроки ( размеры дани) и погосты ( места сбора дани) Образование Древней Руси

Слайд 7

1)Разрастание династии Рюриковичей. 2)Усобицы между князьями. 3)Рост крупного землевладения. 4)Натуральное хозяйство. 5)Развитие городов и ремесел. 6)Стремление князей к независимости. 7) Любеческий съезд 1097 года. 20 Продолжить игру Удельный период Перечислите основные причины Феодальной раздробленности на Руси? (Не менее 4-х причин)

Слайд 8

Продолжить игру Расскажите о государственном устройстве Новгорода? 40 Удельный период Глава- князь Вече-народное собрание Кончанский староста Уличанский староста Посадник Тысяцкий Архиепископ Архимандрит Боярская республика.

Слайд 9

Кот в мешке Продолжить игру II РАУНД 80 «И прислал к нему Юрий со словами: « Приди ко мне, брат, в Москву».Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшой дружиной… На другой день повелел Юрий устроить большой пир и оказал князьям великую честь;» Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи? 1147 г. - первое упоминание о Москве. Продолжить игру II раунд 4 0 КОТ В МЕШКЕ

Слайд 10

10 Продолжить игру Культура Наиболее известный памятник Новгорода. Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Слайд 11

Продолжить игру 20 Культура Как называется икона? В каком веке она была написана? «Ангел златые власы»- XII век.

Слайд 12

Продолжить игру 3 0 скань Культура Ажурный узор из тонкой золотой проволоки называлось на Руси….

Слайд 13

Продолжить игру 4 0 Софийский собор в Киеве. Культура Что изображено на картинке?

Слайд 14

5 0 Продолжить игру Культура Какой формы строились церкви, которая была заимствована у Византии? Крестово-купольная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверочное тестирование по теме: «Господин Великий Новгород»

Слайд 2

Новгородской дружиной командовал: А) тысяцкий Б) посадник В) архиепископ Г) князь 2. Наиболее распространенный материал для письма в Новгороде: А) телячья кожа Б) береста В) бумага Г) вощеная доска

Слайд 3

3. Верховная власть в Новгороде принадлежала: А) князю Б) вече В) Боярской думе Г) архиепископу 4. Высшим духовным лицом в Великом Новгороде в XII-XV веках был: А) епископ Б) архиепископ В) митрополит Г) архимандрит

Слайд 4

5. Как называлась торгово-ремесленная часть русского средневекового города? А) вече Б) уезд В) посад Г) удел 6. В новгородской республике существовала выборная должность: А) приказного дьяка Б) темника В) рядовича Г) посадника

Слайд 5

7. Для экономики Новгородской земли было характерно преимущественное развитие: А) ремесла и торговли Б) охоты и рыболовства В) землепашества Г) скотоводства 8. Для сбора новгородцев на вече использовалось: А) специальные глашатаи Б) вечевой колокол В) рассылка берестяных писем Г) вече проводилось по ярмарочным дням

Слайд 6

9. Особенностью политической жизни Новгородской земли было то, что: А) в состав вече входили только ремесленники Б) князь возглавлял войско и был главным судьей В) архиепископ контролировал поступление налогов Г) тысяцкий выбирался из бояр

Слайд 7

10. В период феодальной раздробленности боярскими республиками, в которых высшим органом власти являлось вече, были: А) Чернигов и Рязань Б) Киев и Владимир В) Москва и Владимир Г) Новгород и Псков

Слайд 8

11. Укажите термин не относящийся к особенностям правления Новгородской земли в эпоху раздробленности: А) посадник Б) народное собрание В) наместник Г) тысяцкий Д) архиепископ Е) князь

Слайд 9

Ключ к тесту: 1-г 2-б 3-б 4-б 5-в 6-г 7-а 8-б 9-б 10-г 11-в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»

урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации....

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории в 11 классе: «Причины, цена и значение Великой Победы»

С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не з...

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Открытый урок по истории на тему: Великая Отечественная война

Проведение открытого урока на тему: Великая Отечественная война. План урока....

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...