Афинская демократия при Перикле
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

ЕсинаОльгаВладимировна

архив содержит план-конспект урока истории в 5 классе по требованиям ФГОС по теме "Афинская демократия при Перикле", а также презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afinskaya_demokrtatiya_pri_perikle.rar1.53 МБ

Предварительный просмотр:

План урока истории 5 класс.

Тема урока: Афинская демократия при Перикле.

Цели: познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты: предметные: овладеть ценностными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Тип урока: открытие новых знаний.

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания: 1)проверка описаний по рисунку. 2) проверка знания параграфа: заполните таблицу:

Люди, учебные заведения в Древней Греции, предметы.

Чем занимались

педагог

Занимались борьбой, метанием диска, бег, прыжки

стиль

Выступали видные  ученые, философы. Здесь учили красноречию.

Флейты, арфы, кифары

Занятия в школе

3) Вопросы по жребию: 1) что такое полис? 2) Что такое клинопись? 3) Что такое каста?

III. Мотивационно-целевой этап:

Афиняне считали, что гражданин, не участвовавший в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что, являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

- Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции?

- Что такое демократия?

- Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

-А теперь предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле.»

План урока:

  1. Чем занималось народное собрание
  2. За государственную службу платили деньги из казны
  3. Перикл, его друзья и враги

III. Работа по теме урока

1. Чем занималось Народное собрание

 В V. в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не учавствовало так много людей, так много простых труженников, как в Афинах.

-Вспомните, как называлось такое общественное устройство.

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резвчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" - матросы, гребцы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе -пологом холме под открытым небом в западной части города (слайд).

Следовательно, верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию - высшему органу власти, выражавшему волю народа.

-Разделитесь на три группы. Работая с текстом п. 1 §40 и дополнительным материалом, первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая - его функции, а третья - функции афинского суда.

Домолнительный материал для первой и второй группы

Права гражданина

Греческий философ Аристотель так писал о правах гражданина. Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Представительствующий задает вопросы: "Кто твой отец и из какого он дема (территориальный  округ в Древней Аттике)? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери и из какого она дема?" Затем спрашивает: "Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?" Выслушав ответы, представительствующий говорит: "Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов". После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Вопросы для первой группы:

-Кто мог считать гражданином?

-Как происходила проверка прав граждан?

-Почему было важно знать, гражданин ли данный житель или нет?

-Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

-Какова цель созыва Народного собрания?

-Как часто оно собиралось?

-Каков его состав?

-Кто не имел права принимать в нем участия.

Вопросы для второй группы

-Чем занималось Народное собрание?

-Что представляла собой должность первого стратега?

-Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании?

- Почему в Афинах так ценилось ораторское искусство?

Дополнительный материал для третьей группы

Суд (гелиэя)

 Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тыс. судей, но обычно они заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Позже в  V в. до н. э., существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Все судьи давали клятву: "Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Я, как судья, не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Апполоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки". Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый - оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделялись поровну.

Вопросы для третьей группы

-Кто мог принимать участие в суде?

-Мог ли такой суд быть справедливым?

-Почему?

-Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

(заполним таблицу)

2. За государственную службу платили деньги из казны

Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл (слайд). Народное собрание выбирало его пятнадцать раз на главную в Афинах должность - первого стратега.

-Работая с текстом п.2 §40, определите, что нового Перикл привнес в демократическую систему.

-Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих изменений?

IV. Физкультминутка:

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

V. Перикл, его друзья и враги:

V. в. до н.э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.

-Как вы думатете, почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?

VI. Закрепление изученного: решим небольшой тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в:

1) 420 г. до н.э.

2)443 г. до н.э.

3) 476 г. до н.э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега:

1) 5 лет

2) 10 лет

3) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

1) аристократа

2) торговца

3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о:

1) покорении персов

2) могуществе Афин

3) создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

1) платили за государственную службу

2) строили водопроводы

3) обучали женщин в школе

VII. Рефлексия:

-Что я узнал нового на уроке?

-Что мне особенно понравилось?

-Что вызвало затруднение?

VIII. Домашнее задание:

1) подготовить сообщение о друзьях Перикла

2) подготовить сообщение о врагах Перикла

3) ответить на вопросі в рубрике "Проверьте себя".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

"Афинская демократия при Перикле"

Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....