Анализ контрольной работы по истории Древнего мира. 5 класс. 1 четверть.
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Данный анализ контрольной работы может быть использован в унификации работы учителя истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kontrolnoy_raboty_drevniy_egipet.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Класс: 5

Тема: Древний Египет.

По окончании изучения темы «Древний Египет» учащиеся выполнили контрольную работу (текст прилагается).

Целью данной работы было выявить общий уровень усвоения материала по теме и общих ошибок учащихся и пробелов в изучении данной темы.

В первой  части работы учащимся было необходимо выполнить тест с выбором верного варианта ответа. Во второй части необходимо было установить хронологическое соответствие между приведенными историческими событиями, соотнести имена египетских божеств с силами природы, восполнить недостающие элементы исторического текста.

Параметры для сравнения

5-а класс

%

5-б класс

%

Количество учащихся в классе

18

22

Выполняли работу:

18

100

21

100

Справились полностью со всеми заданиями (100 верных ответов) и получили оценку «5»

9

50

8

38

Выполнили верно более  80 процентов заданий и получили оценку «4»

9

50

6

28

Выполнили верно от 50 до 80 процентов заданий и получили оценку 3

0

0

7

33

Выполнили верно менее 50 процентов заданий и получили оценку «2»

0

0

0

0

Приступили, но не выполнили ни одного задания

0

0

0

0

Задания 1 части. Тест «Древний Египет».

Все учащиеся (100 процентов) верно выполнили 1 и 2  задание, назвав главную реку Египта – Нил и титул правителя Египта – фараон.

В третьем задании некоторые учащиеся ошибочно посчитали, что фараон  казался египтянам Богом Солнца, хотя эти же ребята (примерно 100 процентов), выполняя задание,  верно обозначили Ра как Бога Солнца.

4 задание также вызвало трудность: примерно 30 процентов учащихся недостаточно хорошо представляют себе процесс изготовления мумии, ведь именно он описан в вопросе. Учащиеся выбрали вариант ответа – «саркофаг».

На следующем уроке, когда проводился разбор ошибок,  ребята пытались объяснить выбор тем,  что саркофаг – надежное хранилище для тела умершего, и мумию помещали в саркофаг. Это действительно так. Однако, и это подметили учащиеся, которые выбирали ответ «мумия»:  вначале тело умершего «превращали в мумию», и в этом суть вопроса, что является верным ответом.

Затруднялись учащиеся в выборе ответа на 6 вопрос. Это объяснимо тем, что учащиеся не изучают астрономию и химию, а при изучении материала учебника по теме, внимание учащихся не было акцентировано на данном вопросе.

Задания 2 части.

В 1 задании требовало провести соответствие между божествами и сферой их деятельности. С заданием справились все учащиеся. Должна отметить, что представлений о древних людей, языческих  божеств у ребят вызывает повышенный интерес, что связано, на мой взгляд, с формированием  собственного мировосприятия, которое происходит в атмосфере общего социумного (российского) осмысления картины мира.

Во  2 задании были ошибки: 4 учащихся случайно выстроили даты, 7 учащихся нарушили хронологию между правлением Тутмоса и объединением Египта, 2 учащихся между строительством пирамиды Хеопса и объединением Египта.

На уроке, когда проводился обзор ошибок контрольной работы, мне удалось выяснить логику учащихся. Они очень хорошо усвоили, что пирамида Хеопса- самая древняя. Но,  располагая события по датам, забыли, что счет времени в истории мы ведем относительно условной даты Р.Х., и поэтому события, происходившие до н.э.,  имеют соотношение, как на  шкале отрицательных чисел в математике. Т.о. данный материал требует повторения и закрепления в подобных заданиях при изучении др. разделов истории.

Третье задание было задумано, как задание повышенной сложности, оно у учащихся не вызвано трудностей.

Я засчитала ла варианты ответа, сооттв. исторической действительности: вода (как и задумалось в тесте) -  кувшин (у некоторых –сосуд)  с водой.

Только 4 учащихся привели, на мой взгляд,  случайные варианты ответа (солнечные, песочные часы), не включив логину, и главным образом, не прочитывая приведенный текст. Я замечаю это постоянно в работе учащихся, призываю не торопиться, тем более в письменной работе, высказывать свои версии ответа. Также и перед началом контрольной работы я просила прочитывать все задания внимательно, до конца.  2 из  учащихся, допустивших ошибки, услышав верные ответы и логику верного выбора учащихся на следующем уроке,   не смогли скрыть эмоций. Но это действительно результат поспешности, с которой необходимо бороться. Отмечу при этом, что место положения подобных заданий в работе, не имеет значения (последнее или первое).

В целом результат работы меня удовлетворил, все учащиеся подтвердили свои текущие оценки (устные ответы,  мини-тесты и проверочные работы по теме урока).

Учитель:                        Гонышкова О.Г.

Тест «Древний Египет». Часть 1.

 1. Выберите правильное утверждение.

 Главная река Египта называется:

        а) Ефрат

        б) Нил

        в) Тигр

2. Выберите правильное утверждение.

 Правители Египта носили титул:

        а) царь

        б) жрец

        в) фараон

3.  Выберите правильное утверждение.

Египтяне считали фараона:

        а) богом Солнца

        б) сыном Солнца

        в) великим человеком                

4. Определите понятие,  которому соответствует данное описание.

Египтяне заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

        а) саркофаг

        б) мумию

        в) гробницу

5. Выберите правильное утверждение.

Какие науки зародились в Древнем Египте:

        а) астрономия

        б) арифметика

        в) химия

        г) все выше перечисленные

6. Определите понятие,  которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Для фараонов возводились особые гробницы. Они считаются первым из чудес света:

        а) саркофаги

        б) пирамиды

        в) храмы

Часть 2.

1.Установите соответствие между божеством и сферой его покровительства. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Исида                             1) Царь и один из судей царства мертвых

Б) Осирис                           2) Богиня – мать, идеал женственности и        

                                            материнства

В) Тот                                 3) Бог мудрости счета и письма

А

Б

В

   

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события

1) строительство пирамиды Хеопса

2) правление фараона Тутмоса

3) объединение Египта    
Верные ответы:   ________________________________

2. Для  государства Египет характерны следующие признаки (укажите несколько)

 1) власть в Египте принадлежала фараону

2) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну

3) появились земледелие и ремесло

4) египтяне верили в многочисленных богов

5) фараону служило постоянное войско

Верные ответы;  _______________________________

Развитие астрономии в Египте и разлив Нила – что связывает эти понятия?

1) эти явления никак не связаны

2) наблюдения за небесными светилами позволили установить взаимосвязь между их расположением и разливами Нила

3) разливы Нила затапливали хранилища  с записями движения небесных светил

Верные ответы;  _______________________________

3⃰. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Для измерения времени египетские жрецы употребляли___________________________. Сколько воды вылилось, столько и ______________________. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только _________________________________.