«75-летию Курской битвы посвящается»
классный час по истории (9 класс) на тему

«75-летию Курской битвы посвящается»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 75-letiyu_kurskoy_bitvy_posvyashchaetsya.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

«75-летию Курской битвы посвящается»

Форма проведения: урок-мужества.


Цели:


  • Дать понятие учащимся о великом значении Курской битвы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

  • Формировать у учащихся чувства гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны;

сопричастности к драматическим страницам истории Великой Отечественной войны, соответствующие хронологические и картографические умениями.


Воспитательные задачи:


  • Воспитывать чувство патриотизма, гуманизма, любви к своей Родине и долга перед Отечеством, перед павшими героями, отдавшими свою жизнь за их свободу.

  • Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с историческими источниками, с дополнительной литературой, с кинофрагментами и другими источниками информации, делать собственные аргументированные выводы. 

    Оборудование:


1. Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;

2. Карта “Курская битва”;
3. Презентация “Курская битва”;

4. Видеофильм «Курская битва».

Учитель. Война…Великая Отечественная, ставшая испытанием человеческого духа и плоти, как много и как мало мы о ней знаем. 27 млн. погибших – это 27 млн. историй, которые судьба не успела дописать…Историю Великой Отечественной войны должен знать каждый уважающий себя человек, это история нашей Родины, история ваших близких: бабушек, дедушек, прошагавших во имя жизни по трудным, полным скорби, горя и потерь фронтовым дорогам. 
        Россия всегда стояла на пути тех, кто стремился к мировому господству. Гитлер, захвативший полмира, готовясь к войне с Россией, цинично заявил: “
Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…”

        Битва на Курской дуге - одна из ярчайших вех мужества и стойкости нашего народа на пути к победе Великой Отечественной войне.

        

        Просмотр слайдов «Курской битве посвящается»

Мы потеряли родных и друзей,

Страдавших за нашу свободу.

Мы потеряли многих людей,

Не видевших белые своды.

Курская битва была хоть давно,

Но знает каждый ребенок,

Что помнить людей нужно тех все равно

И выстрел огня раскаленный.

Ты должен ценить все, что сделали те,

Кто жизнь сохранил и надежду,

Кто нас не бросал в этой страшной беде

И не оставит нас прежде.         
        

Учитель: - Белгородский край, благодатная земля с живописными природными пейзажами, как магнитом притягивала недругов, желающих поживиться богатой добычей. Именно здесь в июле-августе 1943 года разыгралось одно из крупнейших сражений второй мировой войны – Курская битва. Здесь, под Прохоровкой, 12 июля 1943 года произошло беспримерное в истории войн встречное танковое сражение. На небольшом участке местности с обеих сторон одновременно в бою участвовало свыше 1200 танков, значительное число артиллерии и крупные силы авиации. Только за один день потери с обеих сторон составили свыше 700 танков.

        Поселок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нем знают не только у нас в стране, но и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с полями Куликовым и Бородинским.

        Тяжкие испытания выпали на долю прохоровцев в годы Великой Отечественной войны 

Учитель. (Читает стихотворение «Яковлево», автор Н. Молчан):

Двадцатый век - год сорок третий.

Июль, в разгаре знойном лето.

И третий год войны кровавой,

Овеянной недоброй славой.

На Курской огненной дуге

Горит земля и небо в мгле.

И Яковлево - русское село -

В дни битвы в сводках часто шло.

Весь мир запомнил, где тогда

Витала смерть, была беда.

О том осталась на века
В истории заглавная строка,

всех людей нашей планеты,

Желавших нам в войне победы.

        

        Просмотр видеофрагмента  «Курская битва».

Проводится викторина с учащимися.

Викторина «Огненная дуга»

  1. игра:
  1. Кому посвящены эти строки.

В строю генералов и маршалов он         

      Был равным средь первых,

      Но первым средь равных.

      И не был при жизни ничем обойден,

      И после остался в ряду этих славных.

      Ведь в списке недлинном великих имен

      Вослед за Кутузовым, если по чести,

      Там должен по праву бы значиться он

      На этом, ему предназначенном, месте.

  1. Сколько медалей «Золотая звезда» имеет Г.К. Жуков?    (он четырежды  Герой  Советского Союза).                                                          

     3. 7 августа 1914 г. Жуков был призван в армию. В какие войска? (кавалеристом в драгунский полк)  

     4. А какое первое офицерское звание получил Г.К. Жуков? (Унтер – офицер)

5.  Какие первые награды были у Жукова? (два Георгиевских креста)

      6. В начале 30-х годов М. Булгаков в своем дневнике  сделал несколько записей о молодом Жукове, в которых по отношению к нему он  употребил именно это слово. (Книгочей).

  1. Никогда даже в самые сверх тяжелые ситуации на фронте, Жуков не расставался с книгой. Как вы думаете, какая книга сыграла решающую роль в формировании Жукова – полководца?

(«Наука побеждать» А.В. Суворова).

  1. игра:
  1. «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем ему танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника» - когда и на каком участке фронта предлагался данный план действий Жуковым.  (апрель 1943 г, в районе Курского выступа).
  2. Гитлер делал большую ставку на летнюю компанию 1943 г., он мечтал сделать ее «Сталинградом наоборот». А как называлась готовящаяся операция?  («Цитадель»).
  3. При подготовке операции немцы возлагали большие надежды на свою новую боевую технику. Определите, какие из представленных перед вами танков, являются немецкими и какие названия они носили.  (1 «Пантера», 2 Т-34, 3-КВ-1 и 4 «Тигр»)
  4. По мере возрастания мощности немецкие танки именовались «пантерами», «тиграми», «королевскими тиграми». А как называли самый мощный танк.
  5. С какого расстояния «Тигр» мог поразить Т-34? И чем могла ответить тридцатьчетверка? (Тигр с 1,5 – 2 км., Т-34 – 300 – 500 м)
  6. Какое животное было нарисовано на первых  «Тиграх»? (элефант)
  7. Какому истребителю танков летом 1944 г. было присвоено это имя «Элефант», вместо широко известного, получившего крещение в боях на курской дуге. (Фердинант)
  8. Судя по названию, это немецкое противотанковое оружие состояло из «кулака» и «патрона».  (фауст  по-немецки – кулак, слово патроне в переводе не нуждается – фаустпатрон – одноразовый гранатомет.
  1. игра
  1. Одно из важнейших сражений на Курской дуге – это танковое сражение под Прохоровкой.

Когда оно состоялось?

  1. Кто командовал российской танковой армией под Прохоровкой? (Ротмистров Павел Алексеевич)
  2. Оно закончилось победой наших  легендарных танкистов. Однако когда на Прохоровское поле приехал Жуков, то его изумление было настолько велико, что он даже собирался отдать под суд генерала Ротмистрова, чьи войска вели этот героический бой. Почему?

(немцы за ночь ухитрились утащить с поля боя все подбитые танки, подлежащие ремонту).

4. Согласно этому плану, войска трех фронтов – Западного, Брянского и Центрального – должны были нанести удары с севера, востока и юга на Орел. Как назывался этот план, в разработке которого участвовал Жуков, и когда он начал осуществляться?  («Кутузов», 12 июля)        

5. А как называлась вторая операция, проводимая в районе Курского выступа, и какие города были освобождены в результате этой операции.

(«Полководец Румянцев»,  Белгород, Харьков)

6. Когда началось осуществление операции «Румянцев»? (

7. «Адольф Гитлер», «Мертвая голова», «Рейх», «Викинг». О чем это я?

(так назывались дивизии СС,  специально созданные для проведения «Цитадели»)

Игра 4.

  1. Когда И.В. Сталин и ставка узнали о плане «Цитадель». (12 апреля 1943 г. в п. Хорошево под Ржевом)
  2. Как звали  советского разведчика, работавшего в вермахте, и передавшего информацию о плане «Цитадель» ( «Вертер»).
  3.  Его называли «Пожарным Гитлера» (Вальтер Модель, командующий танковыми армиями).
  4. В состав какой группы армий входила 9-я армия Моделя, кто ей командовал? (группа «Центр», командующий генерал – фельдмаршал  Ганс Клюге)
  5. Совещание высших офицеров вермахта и СС по отработке «великого план» в Бергхофе Гитлер завершил именно этими словами. ( В этом сражении поражения просто не может быть!)
  6. Высшая советская боевая награда – Герой Советского Союза, а какая награда считалась высшей в Германии (Рыцарский Крест)

Игра 5.

  1. Противники называли его «шахматистом» или «гроссмейстером» (Никола́й Фёдорович Вату́тин)
  2. Что историки считают «звездным часом» Ватутина в его военной карьере? (осуществление операции «Уран»).
  3. Каким фронтом на Курской дуге командовал Ватутин Н.Ф.? (Воронежским).
  4. Именно это человек командовал Центральным фронтом на Курской Дуге. (Рокоссовский Константин Константинович).
  5. Армии генералов Чистякова И.М., Шумилова М.С., Катукова М.Е., Красовского С.А. защищали именно этот участок Курской дуг (южная линия обороны, Воронежский фронт).
  6. Что саперы называли «нахальным минированием»? (на автомобилях или конных повозках передвижные отряды минеров устанавливали на пути  противника до 30-ти тыс.  мин за час)
  7. Активным участником Курской битвы стал Степной фронт, а кто им командовал?  (Конев Иван Семенович)

1 ученик: (Читает записки истребителя Кожевникова А.Л.)

        Линия фронта придвинулась к Прохоровке, она была в двух километрах от нашего аэродрома. Шли ожесточенные танковые бои. Противник, полагая, что в этом месте ему удалось прорвать главную полосу обороны, бросил сюда для развития успеха механизированные и танковые дивизии. Но танковые войска врага наткнулись на советские танки. Наша пехота отбивала атаку за атакой, артиллерия прямой наводкой в упор расстреливала фашистские бронированные машины. Сражение достигало исключительного ожесточения. Советские летчики вели тяжелые воздушные бои, дрались до последнего патрона. 12 июля в районе Прохоровки разыгрался ожесточенный танковый бой. С обеих сторон в нем участвовало до полутора тысяч танков. Танковый таран, как гитлеровцы именовали свой удар, не пробил нашей обороны. "Фердинанды", "тигры", "пантеры" топтались на месте, горели, подожженные нашей артиллерией, подрывались на наших минах. Лишь за один день этого сражения было уничтожено 400 фашистских танков и самоходных орудий. До 15 июля фашисты продолжали безуспешные атаки, а два дня спустя наши войска, измотав противника, перешли в контрнаступление и к 23 июля отбросили его на исходные позиции

2 ученик: (Читает воспоминания заместителя командующего фронтом Антипенко Н. А. на главном направлении)

        Необычно рано наступила оттепель в районе Курска в 1943 году. Несмотря на заморозки, дороги были в плохом состоянии. Размякли суглинки и чернозем. Наступила жесточайшая весенняя распутица. Лишь по Курско-Орловскому шоссе можно было добраться на машине до линии фронта, а вправо и влево от шоссе с трудом переступала даже лошадь. Хуже всего было в полосе 70-й армии, от Фатежа в сторону Дмитриев-Льговский; да, пожалуй, и соседняя с ней 65-я армия находилась в не лучших условиях. Десятки тысяч людей, лошадей, множество орудий и минометов 70-й и 65-й армий оказались отрезанными от баз снабжения. 

3 ученик: (Читает воспоминания Ефимова А. Н.)

        Вечером 5 июля в сообщении от Советского информбюро было объявлено, что на орловско-курском и белгородском направлениях начались упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника, поддержанных большим количеством авиации. Ход их оказался благоприятным для нас. Все атаки противника были отбиты с большими для него потерями. И лишь в отдельных местах гитлеровцам удалось вклиниться в нашу оборону. За первый день боев было подбито 586 немецких танков, а в воздушных боях сбито 203 самолета противника.

Учител: В ходе Курской битвы потери немецко-фашистской авиации еще больше возросли. Они составили около 3700 самолетов. Противник заметно терял инициативу в небе. Наши же удары по врагу усилились. Над огненной дугой советская авиация завоевала господство в воздухе и удерживала его уже до конца войны.

        И вот в свои 17 лет.


        
Звучит песня Б. Окуджавы « До свидания, мальчики». 

Учитель. Военный смерч, пронесшийся по нашей земле, выхватил из жизни многих людей. У каждого была своя фронтовая дорога, каждому выпала своя роль, но война была их общей судьбой. 

Учитель. Музей-заповедник «Прохоровское поле» - это памятник героическому народу-победителю, одолевшему фашизм, вынесшему на своих плечах всю тяжесть военных лет. Восстановить, запечатлеть в памяти нынешних поколений по возможности все эпизоды трагических и героических событий минувшей войны – это наш долг перед павшими. 
        Нашим людям за эти годы лихолетья, сколько потерь. Всегда поражаешься силе духа русского народа, не сломленного, сумевшего выстоять и победить ненавистного врага…А прежде пришлось все эти 4 труднейших года учиться побеждать:

1. Битва под Москвой.

2. Сталинградское сражение.

3. Курская битва.

4. Блокада Ленинграда.

5. Взятие Берлина.
                                      Звучит песня «От героев былых времен».

Учитель:

Павшим – вечная слава! Вспомним всех поименно, 
Горем вспомним своим. Это нужно не мертвым, 
Это нужно живым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)

Зачем мы  изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 2

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в Курской битве, активом детской организации «Радуга» был разра...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 3

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в Курской битве,  активом детской организации «Радуга» был...

Отчёт волонтёрского отряда о проведении аккии "С гордостью за прошлое,с заботой о настоящем, с верой в будущее",посвященной 70-летию Курской битвы часть 4

В рамках акции «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем, с верой в будущее!», посвященной 70-летию Победы в танковом сражении под Прохоровкой,  активом детской организации «Радуга» был разр...

Видео урок. Курская битва. Посвящается 70-летию Курской битвы.

Все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Все меньше людей, которые могут рассказать о ней как очевидцы. Но остается память о войне воплощенная в стихах, песнях, документальных ф...

70-летию Курской битве посвящается...

Внеклассное мероприятие для 4-6 классов «Огненная Курская дуга»,  70-летию Курской битвы посвящается...