в чем новизна современного урока по требовании ФГОС
опыты и эксперименты по истории на тему

Мусанова Алмагуль Балтабаевна

конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chem_novizna_sovremennogo_uroka.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Требование ФГОС обеспечить достижение каждым школьником современных образовательных результатов обусловливает новые требования к профессионализму педагогов. Они в первую очередь связаны с  готовностью педагогов решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию. Проектирование  (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:

- осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);

- переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

- смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком. 

Важной частью семинара «Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий» стал практикум по составлению (конструированию) технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.

Приведем фрагмент технологической карты урока, разработанной учителем основной школы.

Технологическая карта урока

Автор,  разработчик

Захарова Е.Ю.

Предмет

история

Класс

5 класс

Тип урока

Урок изучения нового знания (открытия нового знания)

Технология урока

Технология развития критического мышления

Тема

Искусство Древнего Египта

Цель

Достижение  обучающимися метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты: ...

Метапредметные результаты:

Личностные УУД ...Регулятивные УУД ... Познавательные УУД...   Коммуникативные УУД...

 

Этапы урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Вводный этап.

Вызов.

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

 - определять критерии изучения

искусства

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  1. Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить  наличие школьных принадлежностей к уроку.
  2. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью задания.
  3. Предлагает  учащимся вспомнить, что они уже знают о бактериях и заполнить первую колонку в таблице «До и после».

Знаю

до

после

4. Предлагает учащимся составить план  изучения .

1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

 

2.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово и формулируют тему урока.

 

3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются  и заполняют таблицу.

 

4. Предлагают  пункты плана изучения бактерий.

Основной этап. Осмысление.

Метапредметные результаты

 Познавательные УУД:

- работать с информационными текстами ...

Коммуникативные УУД:

-работать в группе  ...

Предметные результаты

- знания о пирамиде, ...

1. Предлагает учащимся:

-  распределиться по группам;

-  вспомнить содержание памятки "Работа в группе".

 

2. Дает задание каждой группе:

....

 

1.Распределяются в группы.

Организуют  работу в группе, опираясь на памятку "Работа в группе".

2. Планируют работу и выполняют задания в группах:

...

Заключительный этап. Рефлексия.

Предметные результаты: ...

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

...

Личностные УУД:

- оценивать собственный вклад в работу группы

- осознавать личностный смысл предметных знаний

1. Организует выступления групп

2. Дает задание классу:  в ходе выступления групп  выполнить в рабочей тетради задания

3. Предлагает заполнить вторую часть таблицы «Знаю»

5.Предлагает обсудить в группе  участие каждого ученика и оценить его деятельность 

6.  Предлагает учащимся подумать над вопросом, каким  образом  в повседневной жизни  они сталкиваются с деятельностью.

2. Представители групп выступают с отчетом о выполнении заданий.

2. Учащиеся слушают отчеты и выполняют задания в рабочей тетради.

4. Делают выводы, что нового они узнали о бактериях. Заполняют таблицу.

5. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание  деятельности.

6.  Приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о практической значимости знаний о бактериях.

    Как видим, технологическая карта структурирована в логике системно-деятельностного подхода, т.е. отражает деятельность учителя, деятельность учеников и планируемые результаты образовательного процесса. Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных): на каком этапе урока, какой своей деятельностью, организацией какой деятельности учеников, какие результаты могут быть сформированы. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату. Важно обратить внимание на фиксацию деятельности как субъект-субъектного взаимодействия через координацию и синхронизацию действий всех субъектов. Как ни странно, это вызывает затруднения у педагогов. Основная же трудность в проектировании урока на основе технологической карты заключается для учителя в переосмыслении собственной деятельности: как я могу учить детей именно способам действий? Что я могу и должен делать на каждом конкретном уроке для того, чтобы у детей формировались универсальные учебные действия? В поиске ответа на этот вопрос и состоит инновационность деятельности педагогов на современном этапе развития образования.

Технологическая карта урока не является нормативным документом и, значит, обязательным. Но, как показывает практика,  целесообразность составления и использования технологических карт заключается в том, что эта работа помогает учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, т.е. как процесс, формирующий универсальные учебные действия. С этих позиций карта действительно становится рабочим инструментом учителя. При условии неформального подхода к составлению технологических  карт педагог может выстроить систему работы по достижению обучающимися планируемых результатов, эффективно контролировать и корректировать этот процесс. Не будем лукавить, на начальном этапе эта работа требует немалых временных затрат, но по мере совершенствования навыков ее трудоемкость уменьшается. В настоящее время работа с технологическими картами продолжается.

Другим рабочим инструментом, который сегодня в нашем образовательном учреждении используют и педагоги и администрация, стала карта наблюдения урока с целью определения соответствия организации образовательного процесса требованиям Стандарта. Она применима как на этапе проектирования урока, так и на этапе реализации проекта урока. В ней заложены показатели реализации на уроке деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход задает ориентиры в педагогическом проектировании. И в первую очередь, он ориентирует учителя на организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и учебного сотрудничества в целях обеспечения личностного и социального развития обучающихся. Деятельность школьников на уроке  как специфическая для человека форма активности, включающая в себя постановку цели, выбор средств, выполнение действий, оценку результата - и есть показатель качества урока с точки зрения осуществления деятельностного подхода.

Карта наблюдения урока (анализа/самоанализа)

Параметры урока

Критерии оценки

Оценивание

Определение темы урока. Постановка целей и задач.

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует.

0

Определение темы и целеполагание осуществляется только учителем.

1

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся.

2

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности.

Этап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач.

0

Работа ведется по плану, предложенному учителем.

1

Учитель организует планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. Учебные действия осуществляются по намеченному плану.

2

Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельности.

Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не осуществляется ни в какой форме.

0

Применяется преимущественно фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только учителем.

1

Учитель организует деятельность обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка).

2

Подведение итогов деятельности.

Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде.

0

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.

1

Учитель организует рефлексию деятельности.

2

 

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 

Схема анализа урока по результатам ФГОС

Требование к уроку

Что оценивается

1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.

Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей.

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы).

Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД  в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока.

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации  ИКТ на уроке.

7. Формирование и развитие УДД.

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познава-тельных,  коммуникативных, регулятивных.

8. Организация контроля и результатов обучения.

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение  и т.д.).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения.

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.

 

Технологическая карта изучения темы 

Тема

 

Цель темы

 

Основное содержание темы, термины и понятия

 

 

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

 

 

 

I этап. Мотивация к деятельности

Цель –

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность  изучения

 

Диагностическое задание

 

Цель –

 

 

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

 

 

Самооценка

Оценка присутствующего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения

статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...

Современный урок и требования ФГОС

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой рас...

в чем новизна современного урока по требовании ФГОС

конкретно табличным способом приведен пример отличия современного урока от традиционного...

"Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС"

Представлен текст выступления на методическом семинаре. Отражены основные характеристики современного урока, представлена типология уроков в зависимости от дидактических целей, подробно описаны этапы ...

статья "Современный урок математики: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе"

в статье описан современный урок математики по требованиям ФГОС...

Современный урок обществознания: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

Этот материал поможет учителям обществознания грамотно провести урок в соответствии с ФГОС...