Индивидуальная программа самообразования
материал по истории на тему

Сидорова  Мария  Васильевна

Индивидуальная  программа  самообразования учителя  истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_samoobrazovaniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                               «Рассмотрено»

Руководитель  МО

______________Нигматуллина Л.С.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Шапшинская CОШ»

______________________Галлямутдинова Л.Г.

МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

учителя истории и обществознания  первой квалификационной  категории

Сидоровой Марии  Васильевны

                                              2014/2018 г.

                          Личная  карта учителя

 

Ф.И.О. учителя:

Сидорова Мария Васильевна

 

Дата рождения:

07.03. 1959г.

 

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Казанский государственный педагогический университет. 2000 г.

Специальность по диплому:

Учитель  истории

Место работы:

                         МБОУ «Шапшинская СОШ»

 

Занимаемая должность:

Учитель истории и обществознания

 

Дата назначения  на должность:

25. 08.2005 г.

 

Общий стаж трудовой деятельности:

36 лет

 

Педагогический стаж:

20 лет

 

Квалификационная категория, дата присвоения:

1 квалиф.категория , декабрь 2013 г.

Курсы повышения квалификации:

.

 

       

 

Программа самообразования учителя истории и обществознания МБОУ «Шапшинская  средняя общеобразовательная  школа Высокогорского муниципального  района РТ»  

Сидоровой Марии Васильевны

«Повышение качества обучения учащихся путем проектных технологий на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО»  

МОТИВАЦИЯ

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

Комплексный план самообразования

 Цели самообразования:

*формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

*уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;

*обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла

  Задачи:

* Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории, обществознания, географии.

* Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по истории и географии с применением ИКТ,

* Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;

* Разработать и внедрить в практику программы  уроков с применением ИКТ

*Изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Основные направления самообразования:

-     Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),

-     Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),

-     Охрана здоровья,

-     Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),

-     Правовое,

-     Эстетическое (гуманитарное),

-     Социальное (участие в жизни социума района).

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя:

*Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Выполнение заданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

• Общение с коллегами в школе, районе, республике и в Интернете.

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и

требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории

2014 - 2018

 

 

 

 

   

регулярно

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории.

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного  цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

10. Разработать программы элективного курса по предмету.

11. Выступать с докладами по теме самообразования.

12.Выступить с творческим отчётом  о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории.

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 

ежегодно

 

  

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

 

2014-2018

 

 2014-2018

 

 2014-2018

 

 2014-2018

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

3. Создать личный сайт для обмена опытом работы.

Регулярно

регулярно

 

регулярно

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2014-2018

1.Курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла цикла.

3. Создание личного сайта.

 

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2014-2018г.

2 пол.

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Развитие творческой деятельности учащихся  на уроке истории и обществознания».

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Привлечение учащихся к участию в школьном  Интернет –конкурсе « Великие битвы Великой Победы»

5.Проведение открытого мероприятия к Празднику Великой Победы.

 

Обобщающе-внедренческий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3. Распространение опыта работы.

2014-2018

1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Технология встречных усилий. Учение без принуждения».

2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференция.

3.Консультативная помощь учащимся (подготовка к успешной сдаче ЕГЕ).

5.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

6.Результаты работы над темой самообразования разместить на  личном сайтах. 

Результат самообразования:

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)