разработка урока "Образование и культура в XVII веке."
материал по истории (7 класс) на тему

Цель урока:

        Привлечь внимание учащихся к причинам усиления интереса к образованию и науке в 17 веке; показать основные достижения в области образования, науки, культуры, охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре ХVII в..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kultura.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

история России

Тема урока:

Образование и культура  в XVII веке.

 

Цель урока:

        Привлечь внимание учащихся к причинам усиления интереса к образованию и науке в 17 веке; показать основные достижения в области образования, науки, культуры, охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре ХVII в..

       Задачи:

- обучающие:

создать условия для актуализации и усвоения знаний об истории образования, науки и культуры 17 века.

-развивающие:

создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.   Формирование исследовательских умений: способности анализировать, формулировать выводы, аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.

-воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной культуры: умения работать в группах, выслушивать  и уважать мнения других. Способствовать формированию умения аккуратно вести рабочие записи. Воспитание через знакомство с памятниками русской художественной культуры 17 века, уважения  к традиционным ценностям.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: Индивидуальная, парная, групповая

Структура и ход  урока:

Организационный момент: Приветственное слово учителя. Готовность учащихся к работе на уроке. Определение темы и задач в изучении нового материала.

   Для включения в работу учитель предлагает задание: давайте вспомним определение термина "культура" (работа в группах)

-- на столах разложены карточки, на каждой по одному слову.

Задание: составить определение термина "культура" (Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)

Подготовка к основному этапу занятия

Учитель: Мы знаем, что, для каждой стадии исторического развития общества существует определённый уровень развития культуры. Для культуры XVI века характерно огромное влияние церкви. Центрами культуры и образования в это время являлись монастыри. Вековая духовная жизнь находилась так же под полным влиянием церкви, что отражалось во всех элементах культуры – образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями.

      Итак, тема нашего урока: Образование и культура в 17 веке. 

Вопрос  классу:

-Как вы думаете, в чем основное  отличие  культура XVII в.?

В конце урока мы с вами должны ответить на этот вопрос.

Для изучения направлений культуры делимся на группы, каждая группа получает задание: подготовить рассказ по темам (используя текст учебника):

1 группа -  Архитектура

2 группа - Живопись,

3 группа - Быт,

4 группа - просвещение,

5 группа - литература

6 группа - театр

группы получают  материал для подготовки  по  своему направлению.

 После подготовки ответов, представители каждой группы выступают с объяснениями по презентации.

Итак, отвечаем на вопрос, который мы поставили в начале урока:

Отличается ли культура XVII в. от средневековой культуры?

  Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе освобождения от церковного влияния, этот процесс получил название  -«обмирщение». Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

 

        Теперь попробуем систематизировать  наши знания о понятии "обмирщение"

Записываем обязательные  характеристики  и  примеры  этого процесса.

       Вывод: Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, которые  проходили на Руси. Культурные достижения XVII в. вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

Домашнее задание: составить таблицу "Культура XVII века"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока - культуры XVII века.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  русской культуры XVII века. Задачи урока:-    развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;- ...

Тест по теме «Художественная культура XVII века»

Тест по теме«Художественная культура XVII века»( Италия, Франция, Германия). по учебнику МХК 10 класс, Л.А.Рапацкая...

Западноевропейская культура XVII века - сопровождение к уроку МХК

Данная презентация предназначена для проведения уроков по МХК по теме "Западноевропейская культура XVII века". Раскрывает особенности стилей барокко и классицизм....

Разработка интегрированного урока "Культура XVIII века".

Для совершенствования литературного образования учащихся, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков литературы, на которых соединяются сведения и...

Сценарий урока по теме «Русская культура XVII века»

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 7-м классе....

Лекция Культура XVII века

Русская культура XVII века....