Олимпиадные задания по истории. Школьный этап. 10 класс.
олимпиадные задания по истории (10 класс) на тему

Шишкова Анастасия Рамизовна

Представлен материал для составления школьной олимпиады по истории. Охватывает период истории России с древнейших времен до конца XIX века. Может быть использован в качестве итоговой контрольной работы в 10 классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_dlya_10_klassa.docx476.14 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

Время выполнения работы – 90 минут

Задание 1. Выберите один из предложенных вариантов в тесте. Ответы занесите в таблицу. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1.1 Центрами древнерусской государственности были:

А) Киев и Новгород                    В) Смоленск и Владимир

Б) Москва и Тверь                       Г) Киев и Чернигов

1.2 Поэма «Слово о погибели Русской земли» посвящена:

А) распаду Древнерусского государства              В) походу на Русь хана Батыя

Б) междоусобным войнам князей                          Г) вторжению отрядов Тевтонского ордена

1.3 Первым принял титул «Государя всея Руси»:

А) Иван Калита                        В) Дмитрий Донской

Б) Иван Грозный                     Г) Иван III

1.4 Кто являлся современником Екатерины II?

А) А.Д. Меншиков                  В) Феофан Прокопович  

Б) Ф.С. Рокотов                        Г) Э.И. Бирон

1.5 Кто из названных деятелей НЕ разрабатывал проекты реформ государственного управления в XIX веке?

А) А.Х. Бенкендорф                  В) М.Т. Лорис-Меликов

Б) М.М. Сперанский                 Г) П.И. Пестель

1

2

3

4

5

Задание 2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10)

2.1 1708 г., 1709 г., 1714 г., 1720 г.

 _________________________________________________________________

2.2 1497 г., 1581 г., 1597 г., 1649 г.

__________________________________________________________________

2.3   П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский

___________________________________________________________________

2.4  Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров

___________________________________________________________________

2.5 И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов

____________________________________________________________________

Задание 3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям). Ответы занесите в таблицу. (Каждое правильное соответствие оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ):

А) борьба с нашествием Наполеона на Россию

Б) Северная война

В) Семилетняя война

Г) борьба с ордынской зависимостью

Д) борьба с экспансией крестоносцев на северо-западные русские земли

ФАКТЫ:

1) битва на реке Воже

2) Невская битва

3) оборона Шипкинского перевала

4) взятие Кунерсдорфа

5) Бородинская битва

6) взятие крепости Измаил

7) «Нарвская конфузия»

А

Б

В

Г

Д

Задание 4. Расположите юбилеи, отмечавшиеся в конце XIX – начале XX вв., по хронологии празднования. Ответ запишите в таблицу. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

А) 500-летие Куликовской битвы

Б) 300-летие Дома Романовых

В) 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина

Г) 100-летие Отечественной войны

Д) 50-летие отмены крепостного права

1

2

3

4

5

Задание 5. Напишите, какой фразеологизм породило каждое из описанных ниже исторических событий. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

А) Так говорят о человеке, который решительно взялся за дело и работает старательно. Выражение восходит ко времени, когда на Руси носили одежду с длинными рукавами. Чтобы работать быстрее и лучше, нужно было их подвернуть.

Б) Выражение значит «ничего не добиться». Оно возникло в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Бывало, что знатным людям в гостях подавали соленую пищу, а менее родовитые так и уходили, не покушав соленой еды.

В) Раньше, чтобы сохранить свои сбережения, люди нередко закапывали их в землю. Если крестьянин утверждал, что ему нечем заплатить налог, барин говорил эти слова. Сейчас выражение означает «найти во что бы то ни стало».

Г) На Руси шапка была символом определенного социального слоя. Чем знатней боярин, тем выше его головной убор. Отсюда пренебрежительное выражение, которое сегодня употребляют, подчеркивая, что человек именно этого и заслуживает, что имеет.

Д) Выражение означает «устроить крупную неприятность». Считается, что оно произошло от названия треугольного боевого порядка, также называемого клином, который, в том числе, использовали немцы в Ледовом побоище.

А

Б

В

Г

Д

Задание 6. Из приведенного ниже списка исторических личностей выберите пятерых современников. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10)

1. Джордано Бруно                                            6. Уильям Шекспир

2. Иван IV Грозный                                              7. Джордж Вашингтон

3. Наполеон Бонапарт                                        8. Людовик XIV

4. Леонардо да Винчи                                         9. Английская королева Елизавета I

5. Стефан Баторий                                               10. Александр I

Задание 7. Определите термин, о котором идет речь, или напишите пропущенное слово (словосочетание). (Каждый правильный  ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1. На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь _______________».

Ответ:________________________________

2. После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием ______________________.

Ответ:_________________________________

3. В целях создания союза европейских государств против Османской империи в Европу было направлено ________________________ во главе с Ф.Я. Лефортом, Ф.А. Головиным, П.Б. Возницыным.

Ответ: _________________________________

4. Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв _________________________, депутатами которой были представители всех слоев населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.

Ответ: _________________________________

5. Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого было возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор, называется ________________________.

Ответ: __________________________________

Задание 8. Прочтите отрывок из документа и выполните задания. (Максимальный балл – 10).

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, - это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия, с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец, услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

А) Напишите  название указанного в отрывке события (2 балла)

Б) В каком году и где оно произошло? (2 балла)

В) Укажите имя императора, упоминаемого в документе (2 балла)

Г) Напишите итоги события (4 балла)

А

Б

В

Г

Задание 9. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите ОДНОГО из них и выполните задания. (Максимальный балл  - 10)

А.   Петр I                                              В. Екатерина II

Б.  Александр I                                     Г. Александр II        

1) Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века) – 1 балл

2) Назовите не менее трех реформ, которые он осуществил – 3 балла

3) Дайте краткую характеристику эти реформам (по 2 балла за каждую, итого 6 баллов)

10. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы (Максимальный балл – 10)

C:\Users\Настя\Desktop\карта крымской войны.png

1) Назовите войну и ее хронологические рамки (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

2) Назовите страны, которые участвовали в войне против России (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

3) Укажите название бухты, обозначенной на карте цифрой 1 и имя  русского флотоводца, командовавшего русской эскадрой (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

4) Назовите город, обозначенный на карте цифрой 2.Сколько времени длилась его героическая оборона? (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

5) Укажите название мирного договора, подписанного по результатам войны (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

                     

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2016 – 2017 гг.

Задание 1. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1

2

3

4

5

А

В

Г

Б

А

Задание 2. (Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1. Даты сражений Северной войны (1700 – 1721)

2. Этапы формирования крепостного права в России

3. Казненные декабристы

4. Историки XIX века

5. Основатели Товарищества передвижных художественных выставок

Задание 3. (Каждое правильное соответствие оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

А

Б

В

Г

Д

5

7

4

1

2

Задание 4. (Каждое правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1

2

3

4

5

А

В

Д

Г

Б

Задание 5. (Каждое правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

А

Засучив рукава

Б

Несолоно  хлебавши

В

Достать из-под земли

Г

По Сеньке шапка

Д

Подложить свинью

Задание 6. (Каждое правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1 2 5 6 9

Задание 7. (Каждое правильный ответ оценивается 2 баллами, максимальный балл – 10).

1. Из варяг в греки

2. Семибоярщина

3. Великое посольство

4. Уложенная комиссия

5. славянофилы

Задание 8.

 Название события (2 балла)

Восстание декабристов

В каком году и где оно произошло? (2 балла)

Санкт-Петербург, Сенатская площадь, 1825 год

Имя императора (2 балла)

Николай I

Итоги события (4 балла)

Выступление было подавлено правительственными войсками. Руководители восстания были лишены дворянского звания, многие отправлены на каторгу, пятеро декабристов казнены. Выступление декабристов стало одной из причин проведения консервативно-охранительного курса Николаем I (Могут быть указаны иные верные итоги)

Задание 9. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите ОДНОГО из них и выполните задания. (Максимальный балл  - 10)

А.   Петр I                                              В. Екатерина II

Б.  Александр I                                     Г. Александр II        

1) Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века) – 1 балл

2) Назовите не менее трех реформ, которые он осуществил – 3 балла

3) Дайте краткую характеристику эти реформам (по 2 балла за каждую, итого 6 баллов)

Задание 10. (Максимальный балл – 10)

1. Крымская война 1853-1856 гг. (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

2. Великобритания, Франция, Османская империя, Сардинское королевство(полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

3. Синопская бухта, П. Нахимов (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

4. Севастополь, 11 месяцев (349 дней) (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)

5. Парижский мирный договор (полный ответ – 2 балла, неполный или неправильный ответ – 0 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания по химии (школьный этап) для 10 класса 2013-2014 учебный год

Олимпиадные задания по химии  с ответами для учащихся 10 классов (школьный этап ВОШ) 2013-2014 учебный год....

Олимпиадные задания по химии (школьный этап) для 11 класса 2014-2015 учебный год.

Олимпиадные задания по химии для учащихся  11 класса (школьный этап ВОШ)....

Олимпиадные задания по ФИЗИКЕ (школьный этап) для 9 класса 2015-2016 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по физике. 2015-2016 учебный год Школьный этап9 классВремя выполнения 90 мин....

Олимпиадные задания по истории (школьный этап) по истории для 8 класса

Предложенный вариант включает в себя разнообразный вид заданий, позволивший определить степень сформированности знаний о у обучающихся по данному предмету....

Олимпиадные задания по истории школьный этап

Задания и критерии оценивания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории...

Олимпиадные задания по истории школьный этап

Задания и ключи для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 9 класса...