конспект урока по истории Древнего Мира 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Материал представляет собой технологическую карту урока по истории Древнего мира к учебнику Вигасина 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Технологическая карта урока 

Ф.И.О.

Панин Максим Владимирович

Предмет

 Всеобщая история. История Древнего мира

Класс

5

Тема урока

В городе богини Афины

Тип урока

Комбинированный

Целевая установка урока, задачи        

Образовательные:

Обеспечить понимание у учащихся того, что афиняне гордились своим городом, основными районами в котором считались Керамик, Агора и Акрополь.  Учащиеся должны прийти к пониманию того, что в Афинах находится огромное количество достижений мировой культуры, таких как, бронзовая статуя богини Афины, храм богини победы Ники, храм богини Афины- Парфенон.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся навыков работы с исторической картой и схемами. Способствовать развитию у учащихся навыков работы с текстом учебника и историческим источниками.

Воспитательные:

Изучая достопримечательности Афин, способствовать формированию у учащихся чувств уважительного отношения к достижениям мировой культуры.

Планируемые результаты

Личностные:

1) способствовать формированию уважительного отношения к мнению и мировоззрению другого человека.

2) способствовать развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные:

1) Способствовать развитию умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

2) Способствовать развитию умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

3) Способствовать развитию умений работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

  • Знать

1) Основные районы Афин

2) Название основных достопримечательностей Афин

3) Название товаров, производимых  в Керамике

Уметь

1) Показывать по исторической карте основные районы Афин

2) Опираясь на архитектурные особенности отличать друг от друга храмы, построенные в Афинах.

Основные понятия

Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, фронтон, кариаттида

Ресурсы

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303с

Презентация по теме: «В городе богини Афины».

Технология

Проблемно-диалоговая

Ход   урока

Дидактическая
структура
урока

Содержание и

деятельность учителя


Деятельность
учеников

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент

Время:1 минута

Приветствует учеников. Проверяет присутствующих в классе

Приветствуют учителя, готовят необходимы к уроку материал.

2. Проверка домашнего задания

Время: 7 минут

Задает вопросы ученикам.

Форма – письменный опрос

Вопрос№1

Назовите главный порт афинского государства?

Вопрос№2
По какой причине дорога, соединяющая Афины с Пиреем была окружена мощными стенами?

Вопрос№3

Какие гавани находились в афинском порте Пирей?

Вопрос№4

Что такое верфь?

Вопрос№5

Как назывался человек, коренной афинянин, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами.

Вопрос№6

Что такое пошлина?

Вопрос№7

Назовите главное отличие переселенца от гражданина Афин

Вопрос№8

Как называли отпущенного на свободу раба?

Вопрос№9 (вопрос с развернутым ответом)

I вариант

Опишите военные гавани Афин

II вариант

Опишите торговую гавань Афин

Отвечают на вопросы учителя письменно в тетради,

Вопрос№ 1

Прией

Вопрос№2

Из-за боязни новой войны

Вопрос№3

Две- военные и одна - торговая

Вопрос№4

Верфь — место постройки и ремонта судов.

Вопрос№5

Гражданин

Вопрос№6

Пошлина - это налог, который платили купцы за право торговать в Афинах.

Вопрос№7

Переселенцы были обязаны платить налог за право жить в Афинах

Вопрос№8

Вольноотпущенник

Вопрос№9

I вариант

Гавань была скрыта от посторонних глаз стенами, в ней находился флот афинян в составе 400 триер. В гавани могли трудиться только афинские граждане. В гавани можно было встретить как бедных граждан, которые были моряками и работали на верфях, так и богатых, которые согласно традиции должны были снарядить один военный корабль

II вариант

В торговую гавань приезжали купцы из разных стран и привозили разные товары. Перед разгрузкой корабля заграничные купцы должны были заплатить пошлину. Торговая гавань была также местом, где афиняне узнавали мировые новости.

После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями и самостоятельно проверяют друг друга и ставят оценки.

Формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания.

Умение грамотно выражать свои мысли в письменной форме

Учащиеся должны знать дату и основные виды спорта, которые были представлены на первых олимпийских соревнованиях.

Учащиеся должны Олимпийские игры от других спортивных соревнований

3.Актуализация

(Проблемно-мотивационный этап)

Время: 3 минуты

- Итак, ребята, на предыдущем уроке мы говорили с вами о том, как протекала жизнь в главном порту афинского государства.

Давайте вспомним как назывался этот порт

- Совершенно верно.

Теперь давайте повторим из каких гаваней состоял этот порт.

- Верно.

Для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на экрана и ответили мне на вопрос: Изображение какой древнегреческой богини вы видите на экране?

- Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город богини Афины.

Запишите в своих тетрадях:

22 февраля

Классная работа

«В городе богини Афины»

 

 

Ответ учеников:

Пирей

Ответ учеников:

Две- военные и одна - торговая

Ответ учеников:

На экране изображена Афина.

Записывают в тетради:

22 февраля

Классная работа

«В городе богини Афины»

Формирование ответственного отношения к предстоящему уроку. Принятие целей урока

Готовность организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в процессе изучения новой темы.

4.Изучение нового материала

Время:22

Итак, как вы правильно отметили, мы будем говорить сегодня об Афинах.

И первое куда мы с вами отправимся будет район, где дымили печи для обжига посуды, который назвался Керамик.

Обратите внимание на схему города и найдите на нем район Керамик.

- Не смотр я на то, что и без того в узкие улочки Керамика местные жители умудрялись выливать отходы из окно, этот район все равно получил известность далеко за пределами Эллады.

Как вы думаете чем знаменит этот район?

- Совершенно верно

Еще до побед над персами вазы украшали Чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры красным лаком.

Обратите внимание на экран, где вы можете увидеть изображения вазы с чернофигурным рисунком.

- Позже стали поступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а черным лаком покрывали остальную поверхность вазы.

Как вы думаете, как назывались такие вазы?

- Правильно. Обратите внимание на слайд, где имеется изображение краснофигурной вазы.

- Теперь давайте с вами закрепим. на экране вы видите изображение двух ваз. Ваша задача внимательно их рассмотреть и ответить мне на вопрос. Какая из ваз является чернофигурной, какая краснофигурной и почему?

- Совершенно верно.

Однако наряду с дорогими расписными вазами в Керамике делали и дешевую посуду, а для того, чтобы мы могли с вами лучше запомнить, что это за посуда давайте заполним с вами следующую таблицу. Для ее заполнения вам необходимо открыть учебник на странице 176 и внимательно прочитать второй абзац.

(Образец таблицы находится в конце конспекта).

- Теперь обратите внимание на доску, где имеются изображения пифоса и амфоры.

У хозяина мастерской были рабы для выполнения грубой работы, например, для вымешивания глины, а всю творческую работу, требующую выдумки и заинтересованности, например, роспись ваз, выполняли либо граждане, либо переселенцы. Поскольку свободные мастера, получавшие деньги за свой труд, работали лучше рабов.

- Как вы думаете, почему хозяин не доверял рабам творческую работу?

- Верно.

Итак, теперь мы с вами отправимся на главную рыночную площадь Афин – Агору.

Давайте запишем в тетрадь: главной рыночной площадью Афин была Агора.

Одним из главных занятий, которым занимались на Агоре была торговля.

Для того, чтобы мы смогли с вами узнать о том, какие товары предлагались покупателям на площади я предлагаю вам отгадать следующие загадки. Для их загадывания мне понадобиться ваша помощь.

- Учитель вызывает к доске 4 учеников, которые будут играть роль продавцов, для того чтобы они загадали загадки одноклассникам.

- Большое спасибо нашим продавцам.

Итак, действительно, одним из предназначений Агоры была торговля и для торга рабами на площади было отведено специальное место. Большинство афинских женщин на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья.

За порядком на рынке следили смотрители рынка, которые назначались на эту должность по жребию и которым подчинялась рыночная стража, состоящая из рабов-скифов.

Отправив своих слуг с покупками домой афиняне встречались с друзьями, для того чтобы обсудить последние новости. Местами встречи служили портики.

Давайте запишем определение этого понятия к себе в тетрадь. Портик- полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

- Его изображение вы можете видеть на экране.

Также на Агоре находился храм бога-кузнеца Гефеста. Его изображение вы можете видеть на экране. Рядом с которым находилось  

Одно из главных зданий на Агоре -  здания совета пятисот. Собирался этот совет практически ежедневно. и состоял исключительно из афинских граждан. В его функции входило слежение за пополнением казны, строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Дежурные члены совета не покидали свой пост даже ночью.

Афиняне не представляли свою жизни без каждодневных посещений Агоры.

- Следующим местом, куда мы с вами отправимся будет Акрополь. Акрополь- это склон с крутыми и обрывистыми склонами. Давайте запишем это к себе в тетрадь.

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. Вам в процессе просмотра будет необходимо записать у себя в тетради, какие объекты находились на Акрополе.

- Итак, ребята, как мы видим, Акрополь- это место, где находилось огромное количество памятников архитектуры.

- Таким образом греки очень гордились своим городом и считали, что он превосходил по красоте все остальные.

Смотрят на схему: находят район Керамик.

Ответ учеников:

Там делали расписные вазы.

Ответ учеников:

Такие вазы назывались краснофигурными.

Ответ учеников:

Слева изображена краснофигурная ваза, так как фон вазы черного цвета, а фигуры красного цвета глины, а справа расположена чернофигурная ваза, потому что фон красноватого оттенка, а фигуры черного цвета.

 Читают учебник и заполняют таблицу.

(Образец заполненной таблицы находится в конце конспекта).

Ответ учеников:

Потому что у рабов не было нужных навыков.

Записывают в тетрадь:

Главной рыночной площадью Афин была Агора.

4 ученика зачитывают загадки.

Загадка№1

Из моего делали масло которое использовалось весьма широко: для приготовления блюд, в медицине, косметике или просто в светильники.

Отвечают на загадку№1

Оливки

Загадка№2

«Мой товар использовали не только для употребления в пищу, он так же был неотъемлемой часть при голосовании, которое также проходило на агоре, белый означал «за», черный - «против»

   

Отвечают на загадку№2

Бобы

Загадка№3

«Мой товар, необходим для изготовления вина, одного из любимых напитков греков. Всего в Греции выращивается около 250 его сортов »

Отвечают на загадку№3

 Виноград

Загадка№4

Древние греки использовали мой товар для изготовления хлеба

Отвечают на загадку№4

Пшеница.

Записывают в тетрадь:

Портик- полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Записывают в тетрадь:

Акрополь- это склон с крутыми и обрывистыми склонами. Давайте запишем это к себе в тетрадь.

Смотрят видеоролик и записывают у себя в тетради:

Парфенон- храм Богини Афины,

Статуя Богини Афины Фидия, храм, храм Эрехтейон, Храм Богини Ники.  

Критическая оценка получаемой информации

Используя материалы учебника, умение работать с исторической картой.

 

Знать

1) дату и ход марафонской битвы.

2) военачальников Персов и Греков

Уметь показывать марафонскую битву на исторической карте.

5. Закрепление нового материала

Время: -7 минут

- Итак, ребята, сегодня мы путешествовали по городу богини Афины, и сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал.

 Для этого вам будет необходимо поработать в парах. Вам предстоит выполнить следующее задание. Я сейчас раздам вам тест, который вам будет необходимо ответить.

(Образец теста находится в конце конспекта)

Решают тест

(Выполненный тест находится в конце конспекта).

Обобщение полученного материала

Умение представлять свои мысли в письменной форме

Инструктаж по выполнению домашнего задания

6. Время:3 минуты

Учитель записывает на доске домашнее задание

§ 37- читать, пересказывать.

Записывают в дневник домашнее задание

§37- читать, пересказывать.

Формирование ответственного отношения к учению

Умение работать с текстом параграфа, выделять в нем основную мысль.

7. Подведение итогов урока

Время:2 минуты

- Итак, ребята, сегодня мы изучили то, что из себя представлял город Богини Афины. Все ли вам понятно в этой теме?

Благодарю вас за работу прошу подать дневник для оценок.

 Ученики задают вопросы (Если имеются).

Подают дневник для оценки.

Умение оценивать свою деятельность, определять причины успеха или не успеха

Понимание значения знания

Умение применять исторические знание для осмысления сущности современных общественных явлений

Образец таблицы

Пифос

Амфора

Образец заполненной таблицы

Пифос

Громадные глиняные бочки для хранения зерна

Амфора

Сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши

Образец теста

1. Что такое Керамик?

а) Район, где делали расписные вазы.

б) Место заседания совета пятисот.

в) Главная площадь Афин.

2) Амфора – это?

а) Ваза, сделанная рабом.

б) Ваза, сделанная гражданином.

в) Сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

3) Главная площадь Афин?

а) Парфенон

б) Агора

в) Эрехтейон

4) Какие товары продавались на Агоре?

а) Оливки

б) Бобы

в) Виноград

г ) Пшеница

д) Все вышеперечисленное

5) Что такое кариатиды?

а) Каменные фигуры юных девушек

б) Каменные фигуры юношей

в) Колонны

Образец решенного теста

1. Что такое Керамик?

а) Район, где делали расписные вазы.

б) Место заседания совета пятисот.

в) Главная площадь Афин.

2) Амфора – это?

а) Ваза, сделанная рабом.

б) Ваза, сделанная гражданином.

в) Сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

3) Главная площадь Афин?

а) Парфенон

б) Агора

в) Эрехтейон

4) Какие товары продавались на Агоре?

а) Оливки

б) Бобы

в) Виноград

г ) Пшеница

д) Все вышеперечисленное

5) Что такое кариатиды?

а) Каменные фигуры юных девушек

б) Каменные фигуры юношей

в) Колонны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Страна большого Хапи"

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Египет"...

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"

Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...