«Великая Отечественная война – глазами нового поколения».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

                        Урок по истории России в 9 классе

                                              «Великая Отечественная война – глазами нового поколения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_velikaya_otechestvennaya_voyna.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Урок по истории России в 9 классе

                                              «Великая Отечественная война – глазами нового поколения».

                                                                   Ход урока:

Вводное слово учителя: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые приглашенные и гости. Сегодня у нас необычный урок.Он интересен тем, что посвящен 70-летию Великой Победы –самому знаменательному событию в истории нашей Родины.

 

Тему нашего урока   узнаете посмотрев следующее видео.

«Великая Отечественная война – глазами нового поколения».

Стартует новый, двадцать первый век

Перевернув ушедшие страницы

Но память прошлых лет,

Военных горьких лет

Нам не дает по-прежнему забыться

Сегодня,мы выстроим логическую цепь самых сокровенных слов для каждого из нас : «Родина-Война-Подвиг советских солдат-Победа-Память –Россия».

Учитель:  Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия , но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившего след в судьбе народа .В жизни человечества  есть даты, которые будут помнить всегда .

Сегодня на нашем уроке мы еще раз пройдем по историческим событиям Вов, постараемся образно воссоздать их панораму, полистаем трагические страницы ВОВ овеянные славой, героизмом солдат, легендарных полководцев и командующих армии, и вновь проявим гордость и уважение к тем, кто не щадя своей жизни, думал о будущем, ощутим глубиной души, как надо любить свою Родину.

Ребята, сегодня мы построим работу следующим образом: вы разделитесь на 2 группы- «Патриоты» и «Наследники Победы», каждая из которых будет  выполнять определенные задания .

Учитель: Итак, 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о не нападении германская армия перешла границы Советского Союза и обрушила всю мощь оружия на нашу землю. Об этом в полдень было объявлено по радио.

(звучит речь Молотова )

3. Чьи это были слова?

(Первый заместитель Председателя СНК нарком внутренних дел СССР Молотов.)

(звучит запись выступления, первый куплет «Священная война»).

       

Стихотворение « Родина» , читает ученица…..                                                              

Учитель: Началась Вов, которая длилась 1418 дней и ночей.

 Летом 1940 года верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «план Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны. У границ СССР была сосредоточена 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. чел. Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях — московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) — предполагалось уничтожить основные вооруженные силы СССР и еще до наступления зимы

— через 5- 6 недель после нападения — пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.

Давайте вспомним из ранее изученного материала, на какие этапы делится война

Назовите этапы войны?

 1. оборонительный

 Назовите период. (с 22.06.1941 по 18.11.1942 г.)

2. наступательный.

Назовите период: (с 19.11.1942 по декабрь 1943 года)

4. Вспомните, как развертывались события на первом этапе?

(работа с атласом и настенной  картой –учащиеся):

 В этот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение.

Какие фронты были образованы? (Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный.).

 Кто возглавил   Ставку Верховного Главнокомандования? (Сталин, в эту Ставку также  входили: Жуков, Рокоссовский, Буденный, Ворошилов, Тимошенко, Шапошников).

6. Почему в начале первого этапа Красная армия терпела поражение?

(работа с атласом и настенной картой  –учащиеся )

В начале первого этапа ,Красная армия, упорно сопротивляясь, терпела поражения. Объяснялось тем, что нападение было внезапным, численное превосходство противника огромным, также превосходство в технике, оружии, солдаты и офицеры имели прекрасную подготовку в условиях новой войны, наша же техника, в основном, была устаревшая, за исключением артиллерийских установок «катюш», большую ролю сыграли и сталинские репрессии 1930 годов, когда многие военные деятели были репрессированы.

7. Перечислите  основные события 1 этапа Вов.

(работа  с настенной картой –учащиеся):

 Одним из главных событий Вов являлась битва под Москвой. Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявшие московское направление, при этом имея превосходство в 3-4 раза практически во всем. Немцы прорвали оборону советских войск и устремились к Москве. Сложилась критическая обстановка: оставалось 80-100 км.Было приказано эвакуировать правительственные учреждения, крупные промышленные предприятия, заминировать важнейшие объекты города, из Ленинграда был отозван генерал Жуков. Колоссальными усилиями наступление немцев было остановлено. В результате подкрепления из восточных районов 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Особо отличилась 316 стрелковая дивизия под руководством генерала Панфилова, из которой 28 панфиловцев приняли на себя удар 50 немецких танков. На всю страну облетели слова политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!).

8. Каково значение битвы под Москвой?

(Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она продолжалась 203 дня, было задействовано 7 млн. человек с обеих сторон. Эта победа солдата, победа талантливых полководцев, победа тружеников тыла. Победа под Москвой означала крах немецкого плана «блицкриг», придала сил и уверенности у советских людей в победе и ускорило создание антигитлеровской коалиции )

Учитель : оборона какого города, стала одной из самых героических и трагических страниц с сентября 1941 по январь 1944 года?

В августе началось немецкое наступление на Ленинград. Гитлер придавал особое значение взятию Ленинграда, как символу революции, городу Ленина. Город оказался в окружении, группа армии «Север» рвалась к городу. Гитлер заявил: «Ленинград теперь сам поднимет руки, никто оттуда не освободится». Городу суждено было умереть голодной смертью. Приказано перерезать все пути подвоза продовольствия, город нещадно бомбился с воздуха. 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Ценой огромных усилий доставляли продовольствие в город по единственной Дороге жизни по Ладожскому озеру.  Около 1 млн. человек погибло голодной смертью. Символом страшной блокады стал дневник Тани Савичевой, которая записывала даты смерти своих близких.)

Учитель: Этой горькой странице в истории была посвящена 7 симфония Дмитрия Шостаковича, написавшем ее в осажденном Ленинграде.

(звучит 7 симфония Д.Шостаковича)

Учитель: Каковы итоги первого периода войны?

(СССР выдержал удар, который не смогла бы выдержать ни какая другая страна мира, сорвала план Гитлера молниеносной войны. Несмотря на поражения, Красная армия показала высокие боевые качества, сформировалась антигитлеровская коалиция, произошла перестройка экономики на военный лад. В итоге создались предпосылки для коренного перелома в ходе войны.)

2 этап:

1. наступательный.

2.Назовите период: (с 19.11.1942 по декабрь 1943 года)

Слово учителя: Итак, победа под Москвой породила у советского руководства надежду на быстрый разгром противника, и Сталин выдвигает предложение – наступать по всем фронтам, против чего выступил Жуков, ссылаясь на неподготовленность резервов, однако, пришлось согласиться. Сталин предполагал, что Гитлер вновь организует наступление на Москву и сосредоточил оборону города. Однако, у Гитлера были другие планы. Он пустил дезинформацию об операции на Москву под кодовым названием «Кремль», а сам сосредоточил войска в юго-восточным и южном направлении.

Чтобы перейти к событиям 2 этапа, важно определить, какова цель Гитлера в этом направлении?

(Гитлер рвался к Сталинграду. Для него это было важно. С одной стороны, Гитлер считал,что Сталинград -город Сталина, город вождя, которого боготворил народ, которому доверял, с потерей города народ потеряет всю надежду на вождя, а с другой стороны, Гитлер- тактик. Сталинград- это крупный военно- промышленный центр, производящий танки, это крупнейший транспортный узел, через который проходила вся кавказская нефть в центр, это- ворота на Урал, где все металлургические заводы. Разгром Сталинграда привел бы к преодолению сопротивления советских войск )

Учитель: Теперь, поняв истинную цель наступления немцев, Сталин отдает приказ 28 июля 1942 года, который знал каждый воин. Что это за приказ?

(«Ни шагу назад!» № 227)

(обратимся к документу № 2, -)

Документ №2

«У нас стало намного меньше территории, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас сейчас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше –значит загубить себя и вместе с тем и нашу родину.

Ни шагу назад! Таким должен быть теперь наш призыв.

Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать.

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий, и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов.»

? Почему этот приказ знали все фронтовики?

Учитель: Следствием этого является Сталинградская битва. Дадим этому событию характеристику.

(работа с картой – учащиеся)

 План разгрома немцев под Сталинградом носил кодовое название «Уран» и был разработан Жуковым и Рокоссовским. Силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов по сходящим направлениям окружить немцев с целью разгрома. Начались бои за Сталинград. Каждая улица, каждый дом оказывал сопротивление врагу. Особенно в историю вошла защита  дома Павлова, где воины держали оборону и положили немецких солдат столько, сколько их погибло при захвате Франции. 2 февраля 1943 года армия немецкого генерала Паулюса капитулировала. Сталинград был освобожден)

Учитель: Каково значение Сталинградской битвы?

(Она положила начало коренному перелому в ходе ВОВ ).

Учитель: Окончательно закрепила коренной перелом  в ходе Вов битва на Курской дуге. Опишите события этой битвы.

(работа с картой-: учащиеся)

 Курская битва происходила в июле 1943 года. Воронежский фронт, разбив три армии противника, образовал дугу, глубоко вклиниваясь в немецкие позиции. Гитлер объявил тотальную мобилизацию, перевооружил армию новыми танками «тигр, пантера», спланировал операцию под курском под кодовым названием «Цитадель». Советская армия под командованием генерала Рокоссовского приняла решение об упреждающем ударе. 12 июля 1943 года в районе д. Прохоровка было дано крупнейшее в мировой истории танковое сражение по 1200 танков с каждой стороны, результатом которого была блестящая победа наших доблестных воинов.)

Учитель: Каково значение Курской битвы?

(Она закрепила коренной перелом, немцы перешли к обороне.)

                                                                    3 этап

Слово учителя : И теперь у нас с вами остался последний 3 этап войны.

1. наступательный

2. Период: (с декабря 1943 года по 9 мая 1945 года)

Учитель: Итак, ситуация на 3 этапе сложилась в пользу нашей армии.

Статистика:                                     сов.войска                                       нем. Войска

По численности                                 6,3 млн                                              5 млн

Орудий                                                10,2                                                   5,4

Минометы                                           96                                                      54,6

Артил. установки                                5,3                                                     5

Ставка Верховного Главнокомандования издала приказ в 1944 году об окончательном разгроме немецкой армии и освобождении СССР. В историю он вошел, как 10 сталинских ударов, положившие конец немецкой оккупации. Давайте проследим их по карте.

(работа с картой-учащиеся

1. январь- снятие блокады Ленинграда

2. февраль-март-освобождение Правобеорежной Украины

3. апрель-май- разгром в Крыму

4. июль-наступление на Карельском перешейке

5. самым мощным было наступление в Белоруссии под названием «Багратион»

6. освобождение Литвы

7. июль-освобождение Львова

8. освобождение Восточной Польши

9. август-разгром немцев под Кишиневом

10. сентябрь-освобождение Эстонии и Латвии)

Учитель: Советская армия подошла к границам СССР, началось освобождение стран Европы от фашистов. В результате разработанной операции Жуковым , Рокоссовским, Коневым 30 апреля 1945 года в Берлине над Рейхстагом было водружено Красное знамя советскими воинами  . А 8 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Учитель: Каковы итоги 3 этапа войны?

(СССР одержал победу в самой кровопролитной и страшной войне, освободив свою землю и страны Европы от фашистского рабства. Наступил Великий День Победы , которого ждали 1418 дней и ночей.)

Учитель: Да, Победа советского народа стала звездным часом для нашей страны в 20 веке. В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади  состоялся парад войск Действующей армииВоенно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы.

Давайте закрепим эти знания практической работой.:

Подготовка к ЕГЭ.

Пусть никогда не сотрутся в памяти подвиги наших предков, пусть история Великой Отечественной войны не будет лишь строкой в учебнике, а будет великой эпопеей подвигов нашего народа.

Какие города-герои вы знаете?

Ответ детей:

Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с 1 мая 1945 г.

Сталинград (ныне Волгоград) с 1 мая 1945 г.

Севастополь с 1 мая 1945 г.

Одесса с 1 мая 1945 г.

Киев с 8 мая 1965 г.

Москва с 8 мая 1965г.

Брестская крепость (Крепость-герой) с 8 мая 1965 г.

Новороссийск с 14 сентября 1973 г.

Керчь с 14 сентября 1973 г.

Минск с 26 июня 1974 г.

Тула с 7 декабря 1976 г.

Мурманск с 6 мая 1985 г.

Смоленск с 6 мая 1985 г.

Вопрос

Кого из известных участников партизанского движения в годы Великой Отечественной войны вы знаете?

Ответ детей:

Волошина Вера Даниловна (1919-1941)

Горячев Николай Иванович (1924-1943)

Емлютин Дмитрий Васильевич (1907-1966)

Заслонов Константин Сергеевич (1901-1942)

Космодемьянская Зоя Анатольевна (1923-1941)

Машеров Петр Миронович (1918-1980)

Медведев Дмитрий Николаевич (1898-1954)

Орловский Кирилл Прокофьевич (1895-1968)

Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967)

Павловский Сидор Илларионович (1908-1989)

Сабуров Александр Николаевич (1908-1974)

Федоров Алексей Федорович (1901-1989)

Мехти Ганифа-оглы Гусейн-заде (1919-1944)

Вопрос

Кто из советских военачальников был награжден орденом Победы?

Ответ детей:

Орденом Победы были награждены:

генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин, маршалы А.М. Василевский, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин, генерал армии А.И. Антонов, И.В. Сталин, А.М. Василевский, Г.К. Жуков были награждены этим орденом дважды. Орден Победы за №1 был вручен Г.К. Жукову, №2 – А.М. Василевскому.

На войне героями становились люди, чья стойкость и мужество поражали даже врага : генерал Д.М. Карбышев, рядовой А.М. Матросов.

В годы войны появились трижды Герои Советского Союза.

Это маршал Советского Союза Г.К. Жуков, летчики А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб.

Всего за годы войны 11600 человек получили звание Героя из них 59 человек герои-дагестанцы:дважды герой СССР Амет-хан Султан,Магомед Гаджиев,Ханпаша Нурадилов,Леонид Гальченко ,Валентин Гальченко Саид Алиев, Юсуп Акаев ,Петр Крутов , в том числе наш земляк-Кади Абакаров, чье имя носит пионерская дружина нашей гимназии,а так же, в честь него названа одна из улиц нашего села.

Семеро кавалеров Ордена Славы трех степеней.

  Наши учащиеся не остались в стороне от юбилейной даты и начали работу над исследовательским проектом, который нам сейчас представит  ученица ….

                       

                           Проект «Война в судьбе моего народа».

Подводя итог нашего урока хочется спросить, какие чувства вы испытываете сейчас?

 

Как вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны и насилия?

Что нужно сделать, чтобы трагедия не повторилась?

Ответом на эти вопросы послужит наше воззвание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Великая Отечественная война глазами современной молодежи

Учебный проект расчитан на 8 недель, в течение которых собирался и обрабатывался материал. Речь идет об отношении молодого поколения к памяти о тех годах....

Презентация к проекту "Великая Отечественная война глазами современной молодежи"

В презентации использованы фотоматериалы с сайтов о ВОв и из личных архивов участников войны и тружеников тыла. Середина презентации не вошла по весу... Там можно сделать что-нибудь свое......

Великая Отечественная война глазами внуков

В данной работе кратко описан боевой путь нашего земляка, учителя-фронтовика ...

Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе. Беседа на тему "Великая Отечественная война глазами художников"

Тема урока : Рисование на тему "Осенний день"Место урока в программе: 5 класс 4 четверть, 30 урок ( по программе В.С.Кузина)...

Великая Отечественная война глазами современников

Цели и задачи·        проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·        повторить и обобщить, закрепить учебный мат...