Первобытная культура. Памятник «Онежские петроглифы»
занимательные факты по истории (11 класс) на тему

Петрова Екатерина Владимировна

Первобытное искусство в большой степени связано с окружающей природой, оно как бы вписано в ландшафт и является его неотъемлемой частью. Поэтому лишь некоторые особенно пытливые туристы добирались до труднодоступных мест русского севера, чтобы увидеть эти памятники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkhk.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Первобытная культура

Памятник «Онежские петроглифы»

Петроглифы - памятники монументального искусства эпохи нового каменного века - неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры). Исследователи называют наскальные полотна Карелии «лицом самой протяженной и трудной эпохи – первобытнообщинного строя».

Все петроглифы Карелии выбиты точечными ударами камня. Глубина выбивки - до 3 мм. Иногда - в большей мере это относится к онежским петроглифам – высечен лишь контур фигуры, иногда фигуры выбиты сплошь, по всей площади силуэта. Размеры фигур - от нескольких сантиметров до четырех метров. Преобладают выбивки в профиль. Лучше всего изображения видны в косых лучах заходящего или восходящего солнца, такое освещение усиливает их рельефность. Многие из петроглифов можно разглядеть лишь утром или вечером солнечного дня. Ежегодно ученые находят новые изображения, уточняют контуры фигур казалось бы давно известных групп петроглифов.

Трудно не признать древние наскальные изображения одним из истоков мирового искусства, началом художественного творчества. И многочисленные памятники первобытного искусства вызывают неизменный интерес. В нашей стране большое количество наскальных изображений расположено на побережье Белого моря и Онежского озера. Именно онежская группа петроглифов выставлена в коллекции Государственного Эрмитажа. Эти рисунки датируются III тысячелетием до нашей эры, и представляют собой, казалось бы, случайный набор образов – птицы, рыбы, олени, лоси. Вероятно, так изображался цикл миграции животных, являющийся одним из жизненно важных аспектов охотничьего промысла. Присутствуют здесь также несколько довольно загадочных геометрических фигур, которые по предположению ученых являются солярными знаками. Разное значение придается изображениям людей на лодках. Возможно, они связаны с рыболовством, иногда их ассоциируют с представлениями о загробном мире. Но предположение о наличии в эпоху неолита таких сложных мифологических аллюзий является спорным.

Стоит отметить, что первобытное искусство в большой степени связано с окружающей природой, оно как бы вписано в ландшафт и является его неотъемлемой частью. Поэтому лишь некоторые особенно пытливые туристы добирались до труднодоступных мест русского севера, чтобы увидеть эти памятники. Но в 30х годах прошлого века музейные работники приняли решение о необходимости представить древнейшие формы человеческого творчества широкому зрителю. Одна из прибрежных скал мыса Пери Нос на онежском озере, особенно богатая рисунками, была взорвана. В результате от нее откололся довольно массивный кусок, который был доставлен в Эрмитаж.

Древнейшее население Заонежья

Первые люди появились на территории Карелии, и, в частности, в Заонежье около 8–9 тысяч лет назад, в каменном веке. Важной предпосылкой проникновения человека в суровые пространства Севера стало глобальное потепление климата, что повлекло за собой сход с территории Карелии ледника, возникшего в результате последнего, Валдайского, оледенения. На постепенно освобождавшиеся ото льда земли устремились многочисленные стада северных оленей – главного объекта промысла первобытных охотников. Вслед за ними на Север продвигались люди, которые селились по берегам рек и озер, в местах удобных для жизни и промысла. Как правило, они отдавали предпочтение побережьям узких и глубоких заливов, хорошо закрытых от ветра и волн, с сухими песчаными берегами. В период каменного и, позднее, раннежелезного века на территории Карелии существовало два основных вида поселений: одни для сезонного, другие – для круглогодичного проживания, при этом сезонные поселения, как правило, заселялись людьми лишь на время ведения промысла. Древние поселенцы оставили нам места своих стоянок, в ходе раскопок которых археологи находят остатки полуземляночных жилищ, очагов, кострищ, каменные орудия из местных горных пород: кварца, сланца, песчаника, кварцита и лидита. Изготовлять глиняную посуду они еще не умели. Окрестности о.Кижи стали осваиваться человеком именно тогда: ближайший комплекс древних стоянок находится в 2–3 км от него, на берегу залива Вожмариха. Всего здесь известно более 35 древних поселений, открытых археологами. Они относятся к различным эпохам: мезолиту, неолиту и энеолиту, это означает, что древние люди жили здесь на протяжении долгого периода, примерно с VII по II тысячелетие до нашей эры. Поскольку со времени существования стоянок прошли тысячи лет, сейчас их практически невозможно различить на местности. Около 6000 лет назад уровень Онежского озера понижается и над поверхностью воды появляется небольшой каменистый островок, из которого впоследствии образуется о.Кижи. Для древних жителей Заонежья он не представлял интереса, поэтому в течение каменного века и раннего металла не был заселен.

Оленеостровские археологические находки говорят о том, что в то время мужчины, женщины и дети носили похожую одежду, отвечавшую условиям сурового северного климата. Она шилась из шкур крупных животных и состояла из обуви типа унтов, штанов, куртки с капюшоном. Одежда украшалась нашитыми на нее подвесками и пластинками из камня и кости, резцов лося, бобра, клыков медведя. Вместе с умершим человеком в могилу полагалось класть разнообразный инструмент. Среди находок обнаружено много орудий охоты и рыболовства: гарпуны, наконечники стрел, ножи и кинжалы из камня и кости, это говорит о том, что основой хозяйства первобытного человека были охота, рыболовство и собирательство Наиболее важным видом промысла была охота на лосей и оленей. Эти животные давали людям все необходимое для жизни – мясо для питания, шкуры для шитья одежды и одеял, кожу для ремней, кость и рог для изготовления орудий труда. Определенное значение играл промысел водоплавающей птицы и боровой дичи.

Примерно 6,5 тыс. лет назад в обиходе древнего населения Заонежья появилась первая глиняная посуда, которая со временем прочно вошла в жизнь: в ней готовили пищу, хранили припасы. Посуду украшали орнаментом, который представлял собой различные сочетания оттисков рыбьего позвонка и кругло–конических ямок на стенках сосудов. Орнамент становится определителем племенной

Принадлежности изготовившего ее человека. Разнообразные изменения в орнаментации найденных фрагментов глиняной посуды позволяют сделать вывод о том, что за три тысячи лет каменного века состав населения на территории Заонежья неоднократно менялся, с юга и с востока сюда приходили новые племенные группы, этническая принадлежность которых не ясна.

Около 3,5 тыс. лет назад жители древнего Заонежья начинают обрабатывать самородную медь, вследствие чего появляются первые изделия из меди и бронзы, что также меняло образ жизни человека и дало толчок к развитию новых производств. Вместе с тем, немногочисленные металлические изделия не могли вытеснить из обихода каменные и костяные орудия, которые широко применялись вплоть до эпохи раннего средневековья.

Этнический состав населения эпохи камня – раннего металла пока не ясен. Рассеянное на обширных территориях, оно, по всей видимости, было немногочисленным и представляло собой отдельные родовые коллективы численностью 25–30 человек.

Таким образом, освоение человеком территории современного Заонежья началось очень давно. Бесспорные данные об этнической принадлежности древнейшего населения отсутствуют. В литературе можно встретить такие понятия, как «древние люди», «древние охотники» и т.п. С середины первого тысячелетия до нашей эры на территории Карелии начинается формирование финно–угорского этноса, в первом тысячелетии нашей эры он разделяется на протосаамов, корелу и весь. Раньше других в Заонежье появились саамы. Проникновение и расселение в этих землях веси и корелы, а позднее – выходцев из новгородско–псковских земель относится к более близкому к нам периоду: X–XIV вв. С этого времени в Заонежье проживало четыре группы населения. Саамы занимались здесь охотой на пушного зверя и рыболовством, вепсы, карелы и русские были земледельцами, при этом сельскохозяйственному труду также сопутствовали охота и рыбная ловля. Длительное совместное проживание на достаточно компактной территории представителей различных этнических групп послужило одной из предпосылок постепенного формирования в этом крае особой, «локальной» этнической группы – русские Заонежья.


Женские статуэтки. Венеры

«Венеры палеолита» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.

Большинство западноевропейских находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит, мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера.

Поселение Алтын – депе

Алтын-Депе (Золотой холм) - городище эпохи бронзы ( III - II тыс. до н. э.) на территории древнего Абиверда. Алтын-Депе сегодня величают не иначе как «Туркменский Стоунхендж». Бесформенные глинобитные холмы Алтын-Депе, разные по площади и высоте, разбросаны на огромной территории. Все эти архитектурные символы соединены в какую-то единую систему. Они образуют своеобразные надписи или узоры, отчетливо просматриваемые сверху.

Корни самобытных среднеазиатских культур уходят в эпоху бронзы, когда на рубеже III–II тысячелетий до н. э. на юго-западе Средней Азии сложилась протогородская цивилизация древних земледельцев. Ее основные центры — Алтын-Депе, Намазга-Депе, Улуг-Депе и другие — зародились еще в III тысячелетии до н. э., а к началу II тысячелетия до н. э. они достигли наивысшего расцвета. По названию наиболее изученного памятника эта древнейшая цивилизация Средней Азии получила название Алтын-Депе.

Для цивилизации Алтын-Депе, датируемой 2300–1900 гг. до н. э., характерны многие черты, присущие культурам древнего Востока. Она сложилась на основе развития местных земледельческо-скотоводческих общин, которые в V–IV тысячелетии до н. э. освоили выплавку меди, начали разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов. Для орошения полей сооружались небольшие каналы — так было положено начало ирригационному земледелию. Как установили археологи, уже в этот период у среднеазиатских земледельцев существовали тесные связи с древними очагами других цивилизаций Востока, прежде всего Передней Азии.

Крупнейшими центрами первой среднеазиатской цивилизации являлись два поселения городского типа — Алтын-Депе и Намазга-Депе. Эти «протогорода» были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, с воротами, укрепленными мощными башнями-пилонами. Судя по площади руин, в каждом из них проживало около 11–12 тыс. человек.

«Подобно могущественному Вавилону, это глиняные города, насквозь прокаленные безжалостными лучами южного солнца. Из сырцового кирпича возводились многокомнатные дома, объединенные в обширные кварталы, между которыми струились узкие извилистые улочки. В отдельных случаях можно установить, что каждая семья имела в своем распоряжении две-три жилые и столько же хозяйственных комнат. В небольшом дворике находились кухонный очаг, печь для изготовления лепешек и каменная зернотерка, предоставлявшая хозяйкам большие возможности для проявления их трудолюбия. Казалось бы, эта мельчайшая единица человеческого общества несла в себе мало нового по сравнению с эпохой примитивных земледельцев. Однако она составляла часть огромной городской общины, само возникновение которой свидетельствовало о качественно новом этапе в истории общества», — писал в 1981 году доктор исторических наук В. М. Массон, под руководством которого на протяжении почти тридцати лет велись раскопки Алтын-Депе и других раннеземледельческих поселений в Туркменистане.

Руины Алтын-Депе располагаются на юго-западе Туркмении, в предгорьях Копетдага. Они занимают вершину 20-метрового холма, образованного мощными культурными напластованиями. Когда-то поселение было хорошо укреплено: его окружали мощные стены толщиной до 6 м, сложенные из кирпича-сырца. Северную окраину Алтын-Депе занимали дома и мастерские ремесленников. Жилые кварталы располагались в западной части поселения.

Центром Алтын-Депе являлся монументальный храм с четырехступенчатой башней высотой около 12 м. Основанием ей служила массивная платформа размерами 27x10 м. На вершине башни был устроен жертвенник.

Архитектура храма в Алтын-Депе напоминает строения Вавилона и Шумера.


Южная Туркмения

В VI тысячелетие до н.э. сложилась наиболее хорошо изученная джейтунская раннеземледельческая неолитическая культура в Туркмении, названная по поселению Джейтун, расположенному недалеко от Ашхабада. Памятники джейтунской культуры занимают узкую полосу предгорной равнины между отрогами Копет-Дага и песками Каракумов. Сейчас известно несколько десятков поселений джейтунской культуры. Поселение Джейтун размещалось на небольшом холме, в трех строительных горизонтах которого находилось около 50 небольших однокомнатных прямоугольных домов. Эти дома складывались из глиняных блоков, напоминающих балки. Это были предвестники кирпича, но не кирпичи: они еще недостаточно ровные, не высушенные и тем более необожженные. В глину примешивалась солома. Устройство жилищ было простым: они состоят из жилого помещения около 25 кв. м. И примыкавшей к нему под собой хозяйственной площадки, отгороженной забором. В одной из стенок дома делали узкий вход, который, вероятно, замешивался циновкой или шкурами. Внутри жилища находился массивный прямоугольный очаг. Отдельные участки стен были раскрашены трехцветной росписью. В каждом доме жила семья из пяти - шести человек. Население поселка, вероятно составляло и насчитывало до 180 человек. Род был материнским: в земледельческом хозяйстве главная роль принадлежала женщине.

Древнейшие земледельцы Туркмении еще не знали оросительных сооружений, а использовали естественный разлив воды во время половодья. Стекая с гор вода увлажняла поля и приносила с собой массу плодородного ила. О земледельческом хозяйстве такого поселка свидетельствует найденные в обмазке домов отпечатки зерен ячменя и пшеницы. Найдены кремневые вкладыши для серпов, зернотерки, то есть два камня между которыми растиралось зерно. Археологический инвентарь поселений в основном каменный. Он состоит из кремневых вкладышей лезвий, серпов, резцов, скребков и проколок, сделанных из ножевидных пластинок. Основу инвентаря составляют пластины вкладыши с прямыми острыми краями без ретуши, предназначенные для изготовления серпов, жатвенных ножей. В качестве вкладышей использовались микролиты геометрических форм: сегменты, треугольники, трапеции. Из камня сделаны ступки, песты, зернотерки, мотыги и топорики.

В быту древнейшие земледельцы использовали большие сосуды для хранения продуктов (хумы), некоторые из них окрашивались в кремовый или красный цвет, на их поверхность наносился коричневой краской распиской орнамент в виде вертикальных волнистых линий или полукружий. В материалах джейтунской культуры встречаются глиняные женские статуэтки и изображения животных, поделки из камня и глины в виде конусов, которые, вероятно, служили игральными фишками, раковины каури, попавшие сюда с побережья Индийского океана. Известны погребения джейтунцев: это одиночные захоронения, обсыпанные с охрой. Собрано достаточно много материала по хозяйству населения джейтунской культуры. Возделывались ячмень, пшеницы, из домашних животных разводили собак. Тем не менее джейтунская культура сохраняла архаические черты. Среди костей животных лишь небольшая часть принадлежит прирученным. Охота

сохраняет свое значение, что сказывается и в кремневом инвентаре, большая часть которого приспособлена для нужд охоты и разделки ее продуктов, например, для выскабливания шкур. Много костяных игл и проколок, служивших для мытья одежды из кожи. Ткачества, видимо, еще не было.


Стоянка Мальта

Стоянка расположена на левом берегу реки Белая (приток Ангары, впадающий в Енисей), в 100км к северо-западу от Иркутска и Озера Байкал. Открыта в 1927 году.

 Здесь было проведено много археологических раскопок, последовательно С.Н. Замятниным, Г.П.Сосновским и особенно Михаилом Михайловичем Герасимовым (1907-1970), проработавшим здесь более тридцати лет и внёсшим наибольший вклад по изучению палеолитической стоянки Мальта.

 Мальта состоит из полуподземных домов, с использованием больших костей животных, а также оленьих рогов и шкур зверей. На территории раскопано 15 жилищ, вытянутых вдоль реки. Так как жилища не перекрывали друг друга, предполагается, что они существовали в одно время. В центре находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4—5 м. Другие строения образовывали 3 группы: 6, 4 и 4 жилища, и различались по площади и форме.

Пол был заглублён в землю на 50—70 см. Стены делались из крупных костей мамонта, крыша была покрыта шкурами, фундамент делался из более мелких костей. Одно из жилищ было наземным, каркас стен составляли рога оленей, а в основании — кольцо из массивных плит известняка, поставленных на ребро. А. П. Окладников подчёркивал сходство конструкции жилищ (полуземлянка с каркасом из костей и узким туннелеобразным выходом) и одежды мальтинцев и эскимосов XVII—XIX вв.

Среди остатков фауны большая часть принадлежит северному оленю. Кроме того, найдены (в порядке убывания) кости песца, шерстистого носорога, мамонта, бизона, быка, лошади, росомахи, льва, волка. Материалы Мальты свидетельствуют, что на песцов, и вообще на некоторых хищников, охотились исключительно ради меха.

Каменный инвентарь изготовлен из серого полосчатого кремня, встречаются призматические, конические, кубовидные нуклеусы. Из кремнёвых пластинок изготавливали острия, проколки, небольшие ножи, разнообразные резцы, долотовидные орудия. Из бивня мамонта изготавливали длинные острия с поперечными нарезками, также шилья и иглы. Кроме того, были найдены изделия из нефрита.

Здесь было обнаружено большое количество уникальных для этого региона находок. Возраст найденных предметов вальируется от 15 до 22 тысяч лет до н.э. Соответственно исходя из этого установлен приблизительный период заселения стоянки.

Культура в эпоху палеолита

Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество - композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап - искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении.

Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики.

Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы - звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму - мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве - резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства - орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент - основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

На сосудах каменного века, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они, как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Профессии, изучающие культуру мира(в том числе первобытную):

  • Историки
  • Археологи
  • Этнографы
  • Политологи
  • Архивариусы
  • Искусствоведы
  • Культурологи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе культура первобытных людей

Урок в 5 классе "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ". В папке находится конспект урока, сопроводительная музыка для презентации, презентация урока.Урок проходит на "ура!" ,включены игровые моменты,работа в кл...

Памятники Саратова. Памятники культуры. (1 урок)

На уроке обучающиеся знакомятся с  местными памятниками истории и культуры, наиболее ценными в художественном отношении объектами каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной ...

Презентация "Онежские былины": дополнительный материал к изучению темы.

Дополнительный материал к серии уроков, посвящённых изучению былин....

on-line игра по МХК "Культуровед".( Занимательная игра по культуре Древнего мира: Первобытная культура, Месопотамия, Др.Египет, Др. Греция)

Игра "Культуровед" - это прекрасная возможность в игровой форме повторить множество вопросов по культуре Древнего мира: Первобытная культура, Месопотамия, Древний Египет и Древняя Греция. Обычно испол...

Лекционный материал "Художественная культура первобытного мира" по "Искусство (МХК)" Усманского педагогического колледжа

Лекция по "Искусство (МХК)" "Художественная культура первобытного мира. Искусство палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы" для 1-х курсов Усманского педколледжа....

Культура первобытных людей

В презентации представлены материалы о культуре первобытных людей...