«Личностно-ориентированное обучение на уроках истории в контексте ФГОС общего образования»
опыты и эксперименты по истории на тему

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности
через активную познавательную деятельность на уроках истории позволит ученику в будущем самостоятельно и легко ориентироваться в современных условиях,  даст  опыт активной  творческой деятельности,  повысит адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки, подготовит  к межличностному и межкультурному сотрудничеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasinoy_l.e._opyt.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного   педагогического опыта учителя истории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Васиной Ларисы Евгеньевны

     

         Педагогическая проблема,  над которой я работаю   -  «Личностно-ориентированное обучение на уроках истории в контексте ФГОС общего  образования».

    Собственная  позиция: историческое образование сегодня – один из наиболее сложных  и противоречивых  элементов системы образования. Современное общество — это новейшие технологии и разнообразные знания,    в том числе знания исторические, необходимые современному школьнику для успешной социализации. Система образования, в соответствии с ФГОС, требует новых стандартов и новых методик, в которых информация выступает средством, а ключевыми новообразованиями становятся компетенции личности. Личностно-ориентированная педагогика способствует решению задач, которые стоят перед образованием в настоящее время: помогает обеспечить и поддержать такие процессы как самопознание и самореализация личности учащегося, развитие его неповторимой индивидуальности, становления ключевых компетенций. В педагогической классической науке К. Д. Ушинский высказал мысль, что “… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”. Это условие способствует формированию у учащихся  собственных ценностных ориентаций и убеждений. Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

  1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Под личностно-ориентированным обучением принято понимать индивидуальную особенную траекторию усвоения учащимся общих основ знаний, умений и ценностных смыслов. Учитель должен через собственную личностную активность, сочетать воспитание учащихся с самовоспитанием, помогать в подборе интересных для каждого ученика источников информации, форм и методов самосовершенствования; организовывать, направлять и контролировать  деятельность, которая приведет к успеху всех участников учебного процесса.

Личностно-ориентированная направленность определяет  современную систему образования, которая, как часть социальной системы, превращается в открытую для изменений сферу образовательных услуг. Таким образом, система образования со своими институтами не ограничивает свободу выбора личности, а сам человек осознано выбирает содержание  образования и развития в соответствии с индивидуальными способностями и образовательными потребностями.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности
через активную познавательную деятельность на уроках истории позволит ученику в будущем самостоятельно и легко
ориентироваться в современных условиях,  даст  опыт активной  творческой деятельности,  повысит адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки, подготовит  к межличностному и межкультурному сотрудничеству.   

  1. Наличие теоретической базы опыта

Основными способами существования ученика в личностно-ориентированном образовании представляются творчество и исследовательский поиск. Поскольку способности учащихся не всегда позволяют им самостоятельно справиться с теми творческими задачами обучения и жизненными проблемами, которые ставит учитель, ребенку необходимы педагогическая помощь и поддержка, которые являются ключевыми понятиями в характеристике технологий Ш.А. Амонашвили. Три  принципа педагогической деятельности:

1)  любить ребенка;

2) гуманизировать среду, в которой ребенок живет, для того чтобы обеспечить ему душевный комфорт и равновесие;

3)  прожить в ребенке свое детство, с целью познать жизнь ребенка.

               В.А. Сухомлинский так же отмечал, что педагог должен поддерживать ребенка. Таким образом, помощь, поддержка и взаимодействие становятся неотъемлемыми условиями реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Возможности личностного подхода в современной педагогике рассматривали: Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В. Заславская, А.В. Хуторской и др. Относительно исторического образования, исследования возможностей личностного подхода представлены в работах М.В. Коротковой, И.Ф. Богоявленской, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, И.Г. Бирюковой и др. Из значительного количества теоретических концепций личностно ориентированного обучения выделяются психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской и дидактическая модель личностно ориентированного образования В.В. Серикова, которые, по моему мнению, наиболее соответствуют новым потребностям образования. И. С. Якиманская рассматривает процесс учения как индивидуально значимую деятельность отдельного ученика, в которой реализуется его субъектный опыт (опыт, полученный ребенком самостоятельно, вне учебного процесса).  Роль обучения состоит в том, чтобы выявить особенности этого опыта (личностные смыслы, ценности, отношения), обогатить его научным содержанием, при необходимости преобразовать, создать условия для развития индивидуальности ученика.  Данные теоретические положения послужили основой моего опыта.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика. Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Основой технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в таких дидактических требованиях к содержанию учебного процесса:

- учебный материал (характер его подачи) должен обеспечить выявление содержания субъектного опыта ученика;

- направленность изложения знаний не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование имеющегося опыта каждого ученика;

- постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием новых знаний;

- активное стимулирование ученика к самооцениванию с целью обеспечения возможностей самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- создание возможности выбора при выполнении заданий, решении задач;

- стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- выделение общелогических и специфических приемов учебной работы с учетом их функций в личностном развитии

- обеспечение контроля и оценки не только результата, а, главным образом, процесса учения;

- обеспечение построения, реализации, рефлексии, оценки учения как субъектной деятельности.

В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению, как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе я активно использую такое направление личностно-ориентированного подхода,  как проблемное обучение. 

  1. Результативность опыта

Применение методов и приемов личностно-ориентированного обучения решает задачу личностно-ориентированного образования и  насыщает личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Надо отметить, что реализация личностно – ориентированного обучения вызывает определенные затруднения в силу ряда причин. Вот некоторые из них:

  1. В  классе с наполняемостью 25 человек учитель, часто не в состоянии увидеть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе субъектного опыта каждого ребенка.
  2. Ориентация процесса обучения на «среднего» ученика.
  3. Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.
  4. Необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам – и тем, которые для ребенка значимы, и «нелюбимым» предметам.
  5. Приоритет оценки знаний умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик на овладение содержанием образования.

Так или иначе, можно констатировать тот факт, что реализация личностно – ориентированного обучения в современной школе – процесс сложный и болезненный. Наряду с объективными причинами, препятствующими внедрению личностно - ориентированного обучения, можно говорить и о консерватизме определенной части педагогов, позиционирующих себя в рамках авторитарной педагогики, или же привыкших внедрять инновации в образовательную практику по формальным признакам, не вникая в глубинную суть преобразований. Внедрение личностно – ориентированного обучения возможно только при переосмыслении функций всех участников образовательного процесса и соблюдении всех необходимых условий.

7.  Адресные рекомендации по использованию опыта     

 

      В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, принимаю участие в предметных неделях, выступаю на семинарах методического объединения и педагогических советах школы. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования ФГОС и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.

Материалы из опыта работы размещены на  личной страничке сайта школы :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории

Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с ...

Использование современных технологий обучения на уроках географии в контексте ФГОС

Статья для учителей - описание технологий для работы на уроках географии....

Использование современных технологий обучения на уроках географии в контексте ФГОС

Статья для учителей - описание технологий для работы на уроках географии....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...