Урок-путешествие "Древнее Двуречье"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Стелюкова Алла Анатольевна

Урок-путешествие "Древнее Двуречье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnee_dvureche.docx129.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Древнее Двуречье»

5 класс

Цель урока: ознакомить учащихся с географическим положением и природой Древнего Друречья, с занятиями его жителей, религиозными верованиями и культурой.

Планируемые результаты:

Предметные: показывать на карте месторасположение Двуречья, уметь описать особенности климата и занятий жителей

Метапредметные: развивать воображение, учить анализировать различные виды информации, самостоятельно делать выводы, устанавливать связи между событиями.

Личностные: формирование нравственных и коммуникативных качеств, умений точно выражать свою мысль в соответствии с поставленной задачей

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма  урок - путешествие

Оборудование: учебник 5 класс История древнего мира   Вигасин А.А., Г.И.Годер,   карта «Египет и Передняя Азия в древности», пластилин и острые палочки, иллюстрации по теме.

Понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

3. Мотивация учебной деятельности   Сообщение темы и определение целей урока совместно с обучающимися.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений

5. Проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. Применение учащимися знаний

6. Подведение итогов

7.  Рефлексия.

8.Домашнее задание.

1.Оргмомент

2. Проверка домашнего задания:

1. На доске записаны понятия, объяснить значение слов - сфинкс, пирамида, мумия, миф, храм.

2. У карты – задание показать Древний Египет, и описать природные условия Древнего Египта.

3. Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

4. Какими знаниями обладали египетские жрецы?

3. Мотивация учебной деятельности   Сообщение темы и определение целей урока совместно с обучающимися

           Слово учителя.  Древний Египет был не единственной цивилизацией Древнего Востока. В долине, по которой протекают реки Тигр и Ефрат, издревле существовали очаги земледелия.  Посмотрите на карту и скажите, как можно назвать такую страну. Правильно, страна, расположенная по берегам рек, называется Двуречьем, Междуречьем (Месопотамией).

          И так тема сегодняшнего нашего урока «Древнее Двуречье».  Внимательно рассмотрите   карту и определите цель нашего урока.  Учащиеся определяют цель урока - ознакомится с географическим положением и природой Древнего Друречья, понять, что определяло занятия жителей, какие особенности религиозных верований в Месопотамии.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений

             Давайте перенесемся с вами в Древнюю Месопотамию. Я сегодня останусь в нашем времени, а вы станете жителями этой страны. Машина времени перенесла и меня в Двуречье. Для того, чтобы рассказать мне о своей стране, вы разделитесь на группы и каждая группа задание. Класс делится на три группы.

 Задания для групп., работа с учебником с.65-66, дополнительный материал.

  1.  Группа расскажет о географическом положении и занятиях жителей и ответит на вопрос «Как географическое положение сказалось на занятии жителей     Двуречья?».

              Примерный ответ.

               Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Ефрата, жаркое солнце, превратившее землю в пустыню.  Двуречье ещё называют Месопотамией, что в переводе с древнегреческого языка означало «Земля между реками» или междуречье. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге- совсем ровная и камней там нет. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек. Лишенная влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась, а в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. В южном Двуречье не хватало много видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались.

  1.  Группа расскажет нам о «доме табличек» и ответят на вопрос «Почему в Двуречье сформировалось особое письмо – клинопись?»

            Примерный ответ

            В школе Древнего Двуречьем ученикам было трудно учиться. В Двуречье, как и в Египте, много иероглифов (их можно назвать и так). От ученика требовалось учить эти знаки и знать, что они означают. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки были каждый день, от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички ученых-звездочетов, гадавших по звездам.

            Во главе школы был человек которого звали отцом школы, ученики же считались сыновьями школы. А один из работников школы назывался «человек с палкой» - он следил за порядком и за дисциплиной.

          Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. Для деловой переписки нужен был простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Значки в виде клинышков выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья - клинопись.

  1. Группа расскажет нам о верованиях жителей, месте, где жили боги и ответят на вопрос «Почему особо почитаемыми богами, были боги, связанные и с явлениями природы?»

              Примерный ответ.

               В центре города возвышалась высокая ступенчатая башня- храм. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами.  Каждый этаж её строился на более узком основании, так что башня уступами поднималась к небу. Строили их из больших глиняных кирпичей.

             В Древнем Двуречье существовало много богов: в одном городе больше всего почитали бога солнца Шамаша, в другом - бога луны Сина, Мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Эштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях  

 Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, поэтому они и преклонялись этим богам.

Физминутка

               У нас сохранилась Ваша песня древнешумерской богини Иштар. Давайте попробуем оживить хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя слова движением

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

          Я оче6нь много узнала о Вашей стране. Но мне надо возвращаться домой. Для того, чтобы я вернулась домой, мне надо проложить путь по карте. Помогите мне ….

Задания для групп:

  1. Группа на контурных картах рисует путь в Крым по суше.
  2. Группа рисует путь   в Крым через Средиземное море.
  3. Группа определяет племена и народы, через которые будет проложены пути возвращения домой.

            Вывешиваем карты на доске.

  1.  Ребята,  я хочу написать слово, которое символизирует место, из которого я приехала к вам,  это -  Крым. У нас ребята пишут в тетрадях, читают книги.  

               Расскажите подробнее как выглядят ваши книги и тетради.

Задания для групп:

1. Группа делает из пластилина тетрадь, палочкой чертит линии и изображают слово нога, рыба.

2. Группа делает из пластилина тетрадь, палочкой чертит линии и изображают слово вода, голова.

3. Группа делает из пластилина тетрадь, палочкой чертит линии и изображают слово делают тетрадь плуг, гора.

http://bse.sci-lib.com/a_pictures/18/01/226799086.jpg

          Спасибо, я теперь могу очень много интересного рассказать о вашей стране.  До свидания!!!

6.Подведение итогов

         Ребята наш гость уехал, о чем вы говорили с ним.

         Примерный ответ.  Мы рассказали нашему гостью о природных условиях Двуречья, занятиях его жителей, рассказали о клинописи, о наших богах.

7.  Рефлексия.  

Прием  рефлексии  «Незаконченное предложение»

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Теперь я могу….

Я научился …

У меня получилось …

Я смог …

Меня удивило…

Мне захотелось…

8. Домашнее задание: &13, читать, закончить работу по контурной карте. Подумайте, как бы мог выглядеть герб Друречья, если бы в те времена уже был известен обычай составления гербов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Древнее Двуречье

Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...

Урок по истории в 5 классе Древнее Двуречье

Знакомство учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху Древнего мира. ...

Урок истории в 5 классе "Древнее Двуречье"

Урок истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье". Содержит план-конспект урока, приложения, презентацию...

план - конспект урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"

Метедическая разработка урока по истории в 5 классе по теме "Древнее Двуречье"....