Петр Первый- первый российский император
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Молявкина Татьяна Яковлевна

Обобщить яркие факты из юности  Петра; иметь представление о личности Петра1: подчеркнуть его трудолюбие, любознательность, полководческое искусство и  прогрессивную роль  в важнейших  преобразованиях в стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_petr_osnova.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Бугульминская школа №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок-игра по истории

                 "Петр Первый- первый российский   император»

В 8 –а классе

                                         Учитель истории      Молявкина Т.Я.

Цель:

Создать у учащихся представление о личности Петра1;показать на конкретном материале  его прогрессивную  роль в развитии России

  • Задачи
  • Образовательные:
  • .обобщить яркие факты из юности  Петра; иметь представление о личности Петра1: подчеркнуть его трудолюбие, любознательность, полководческое искусство и  прогрессивную роль  в важнейших  преобразованиях в стране.
  • Коррекционно-развивающие: формировать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля;, дать нравственную оценку поступкам исторического деятеля
  • развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие умения учащихся работать в группе;
  • воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;
  • реализация межпредметных связей;
  • Основные знания
  • Петр1- первый российский император

Основные термины и понятия

Император, империя, реформы.

Оборудование :

  1. Презентация «  Петра I – первый Российский император»
  2. Видео ролик  Северная война
  3.  Карточки с заданиями
  4. Таблица  сравнительная
  5. Лента времени  и карта « Российская империя в  18 века

 

 До реформ

После  реформ



                                        Ход

   Слайд 1      «  Интеллектуальная игра  по истории»

Учитель :Добрый день !  Сегодня  наш урок пройдет в форме игры. мы будем  состязаться в знаниях  по истории нашей страны.

 На ринге у нас две команды. Представьтесь

Слайд 2  Представление команд

   ( хором называют свои названия)          

1 команде: « Знатоки истории»      2 команда «Любители  истории»                              

Девиз:   «Через знания к победе»          « Знать и побеждать»

Командир                                                 Командир

  Слайд  3.    Задание 1  ( на  презентации )

    « О ком эти строки?»     и кто автор ?      

1 команда                                                                    

Вопрос 1 «То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой .На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин «Стансы»

Ответ:  о русском императоре Петре 1

2 команда:

Вопрос 1 «Дела плод  обширного ума и мудрости: указы же жестоки, своенравны и писаны кнутом. Дела были для вечности, для будущего; указы вырывались у  нетерпеливого, своенравного помещика»      А.С.Пушкин

Ответ: О Великом Петре и его реформах.

Слайд 4     «Петр Первый- первый Российский император ».

 Учитель :

Петра  Первого   потомки назвали Великим. Ему посвящены поэмы, стихи, в честь его названы города и учебные заведения , и даже остров в Ледовитом океане .Какой же след он оставил в истории страны ?  и что мы знаем о нем?  Сегодня мы выясним во время игры .

Слайд 5       Задание 2 ( устно )

  1 команда            

 Вопрос    В каком веке родился Петр?   и в каком веке была его деятельность?

Ответ  В 17 веке родился и продолжалась его деятельность в18 веке

Отложи на ленте времени  ( откладывают  у доски)

2 команда

Вопрос   Назовите годы жизни Петра 1. Сколько лет прожил Петр

 Ответ   1672-1725гг   ( отложите на ленте времени)  53 года

   

Задание 3

 

 СЛАЙД 6    Детство Петра  

1 команда   

На листках  «Когда маленьком  у Петру было  (  4) года,  умер его отец  царь Алексей Михайлович,

2 команда  В (10) лет   его  и брата Ивана провозгласили царями. а. Пока царевичи не выросли, править за них стала старшая сестра – царевна ( Софья),

1 команда   Где прошло детство  Петра?

Ответ  Детство Петра прошло  среди крестьянских детей  селах (Преображенское и Коломенском ), где он с матерью Натальей Кирилловной жил до взросления.

2 команда.    В какие потешные  игры увлекли юного   Петр ?

Ответ  Играя с крестьянскими детьми в «потешные  войны»  , Петр  создает будущие   (« Преображенский и Семеновский» ) полки.

Задание 4

Слайд 7  «Петр вырос»

Учитель   Петр вырос. Он рано стал мужем и отцом. В каком возрасте

1 команда

Петра  женили ? ( 17 лет) на Евдакии Лопухиной   без любви

2 команда

Стал отцом (18 лет) ( сын Алексей)?  

 Слайд   8    «Портрет  Петра 1 »  

Задание 5

       

1 команда

Вопрос    Опишите внешность  Петра  ( описывают)

( рост ,лицо, волосы  ,глаза  ,губы о чем говорит его взгляд)

Ответ  Петр I был высокого роста 2м-4см. красивые черты лица. Волосы черные, гладко зачесаны назад. Брови, как два орлиных крыла. Большие выразительные глаза. Пронзительный взгляд, губы \упрямо сжаты. Высоко поднятая голова. Это говорит о силе характера и энергии Петра, одет просто в зеленый  камзол.

2 команда

Вопрос   Охарактеризуйте физические  данные и черты характера Петра

Ответ Ходил быстро За ним бегом еле поспевали. Необычайная физическая сила. Он руками ломал подковы, скатывал серебряные тарелки в трубку. А уж если по плечу похлопает до плечо долго будет болеть. Петр I не берег себя часто перегружал себя работой. Мог часами работать под дождем, это сказалось на его здоровье. У него тряслась голова в гневе и по лицу случалось проходили судороги. Был вспыльчив. Во время гнева мог рубить головы стрельцам.

 Слайд  9 (карта России )  « Россия старая – Россия молодая империя»

Задание 6

  Раздаю  таблицы . В первую графу заполните  

Какая досталась Россия Петру? Поставь + или

До реформ

Цели  

После реформ


Выход в Балтийское и


Черное моря

Торговля с Европой

 Регулярная Армия и флот

Преобразования в стране

Задание7

Слайд 10   « Великое посольство»  ( стр.108  учебника найти ответ)

Задание 7

1 команда    ( зачитывают по учебнику)

Какое сословие   и сколько человек  было отправлены  в Европу  и с какой целью?

Ответ  250  молодых дворян отправились для обучения. 

2 команда

 Под каким именем отправился Петр заграницу и для чего?  

Ответ  Под именем  Петра Михайлова, чтобы самому обучаться ремеслам. Овладел 14 ремеслами .

 «  перенимать все самое ценное у иностранцев и делать еще лучше, чем у них.

Учитель   Петра называли и великим  дальновидным строителем

Слайд  11  « Петр  дальновидный строитель»  

   Слайд 12   «Строительство Санкт- Петербурга»

Задание 8 ( на листках)

Прочитайте строчки и объясните о чем идет речь ( даю листки  )

1 команда

«Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

 Ногою твердой стать при море»

Ответ:

Окно в Европу. Это новая столица. Санкт Петербург  Выражение означает, что Россия могла торговать с другими странами иметь свой флот на море.

Принимать послов в Петербурге. Вести активную политическую жизнь

2 команда 

« Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен . Назло надменному соседу»

Ответ:

Петербург нужен был как город –крепость,  защита Руси от врагов на Западе от шведов  и первое строение было морская крепость Кронштадт. ( показ на карте )

 Слайд 13   « Ох уж эти выражения!»

Задание 8  ( по презентации и учебнику  стр    )

 Учитель:

Иные выражение вводят в ужас, другие в недоумение.

Команды должны объяснить выражения:

1команда  «Город вырос на костях»

Ответ:  Петербург строили крепостные крестьяне их сотнями сгоняли на болотистые места Невы На картине мы видим как строили Петербург В лаптях В холостяных рубахах, в воде весь день крестьяне на себе переносят бревна на строительство. Сотнями гибли, от холода и болезней. Их тела тут же в болоте и закапывали. Поэтому и говорили «Город на костях»

2 команда «В город без камней не пускать»

Ответ:  Петр I издал указ. Каждый прибывший в Петербург на телеге или на санях должен был привезти с собой 3 камня, а если человек плыл морем на судне по 10-30 камней. Чтобы осушить болото и мостить улицы, строить дома

Слайд  14    Видео ролик « Северная  война»

О какой войне это видео ?

 Слайд 15              «Донесения»

Задание 10  ( читаю сама  )

Учитель. Кто и когда в связи с чем написал эти донесения?

1 команда 

Это события какой войны? Почему она так называется?     

Вопрос   «   Армию вел 18 летний  Карл    Перевес в сражении был на стороне шведов.  Так для России началась какая война ? (                                   ) поставь дату  

Ответ:

  Это события Северной войны . Велась она  со Швецией за выход в Балтийское море

2команда   

Вопрос   О каком событии говориться? 

    « Воины! Вот тот час настал, который решит  судьбу Росии   … 2 часа продолжалось сражение……. Карл 12  бежал в Турцию

Ответ   ( Полтавская битва , которая состоялась 1709г)

1 команда   ( уч.стр125   )

Вопрос  Чем закончилась война ?

Ответ: Завершилась победой  России на флоте 1721г .

2 команда     

Вопрос    Что получила Россия по мирному договору  ?

Ответ  Россия вернула себе побережье Балтийского моря ,выход в Балтийское море  

Выходят и откладывают на ленте времени ( по очереди )

1 команда                                  2 команда

  1. Начало Северной войны       ( 1 ком.)             ( 1700  )                                                     2)Основание Петербурга             (2 ком )             (1703г)
  2. Полтавская Битва                   ( 1 ком )              (1709г.)
  3. Ништадский мир                      (2 ком )             (1721 г) 

                             

Слайд 16  Карта    Российской империи

Учитель

1 команда

Вопрос   Россия получив выход в Балтийское море становиться    каким государством ?

Ответ   Россия становиться   империей . то есть Великим государством

2 команда 

Вопрос Петр 1 становиться  уже  не царь , а кто ?

Ответ  Императором – государем большого и сильного государства  

Вопрос 10

Слайд  17    «Указы, приказы» 

Учитель

Петра называли ученым мужем, а Пушкин называл его академиком

Петр  говорил :« Грамотные люди нам ой как нужны! Смерть России без знающих людей- говорил Пётр. Кому были обращены эти слова?

1команда

 Вопрос   «Коль не грамотен, не женись»

 Ответ: дворянам

По указу Петра I Все богатые должны были знать грамоту быть образованными он

запрещал попам венчать тех богатых, которые не хотели учиться

Дворянин не мог получить чина, не сдав экзамен

Петр всю жизнь, учился освоил 14 ремесел. Пушкин его назвал академиком. Сам принимал экзамены 4 дворян которые учились за границей. При Петре для богатых были открыты гимназия, училище, где готовили своих специалистов, учителей, врачей.   Была открыта морская академия

2 команда

 Вопрос  « Розга разум детям в голову вгоняет Учит молитве

И злых всех стегает . Розга хотя и Бьет,  Но не ломит кости

А детей отучает от всякой злости

Ответ:  простым людям

Петр I приказом заставлял    простых людей учится грамоте счету,чтению В школу брали с 10 лет и до 15. Часть насильно набирали учеников. Ученики разбегались их ловили и обратно возвращали в школу. В классе отставной солдат сидел с хлыстом. За непослушание были. Петр хотел, чтобы было много грамотных. Он открыл цифирные школы для бедных и детей солдат в 40 городах России.

 Слайд 18 Физминутка  

 Слайд19    «Письмо из прошлого»

1 команда  

Вопрос  « Что вырастит быстрее голова или отрубленная голова?

Ответ   Петр указом велел всем богатым стричь бороды : А кто отказывался  платили  налог на бороду, или мог лишится головы

2 команда

Вопрос  « клубни диковинного растения садить. А  кто ослушается казнить» Ответ  Петр  под угрозой смерти велел всем крестьянам садить картофель, привезенный из Голландии .Были даже и картофельные бунты.

Задание 12

ТЫ   МНЕ Я ТЕБЕ

  1 команда   читают  письмо

Вопрос “Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши”.

Ответ: “Юности честное зерцало” - наставление Петра Первого для юношества о правилах поведения в обществе.

2 команда (  письмо )

 «    Очередной чин  присваивается не за  знатность, а за служебные заслуги . И дворянин может лишиться звания и простой человек получить чин дворянина. .Документ изданный Петром  называется:

«   Служебная инструкция»

« Табель  о рангах »  

« Устав  должностей»

Выбери правильный ответ

Слайд 20                            ПЕРВЫЙ  

Задание 13

Учитель: Петра называют Первый и по династиям и по делам.

(Раздаю листки с преобразованиями  ( убери лишнее)

Много им было введено впервые в России. Команды посоревнуются

Каждая команда по очереди называют преобразование  и находит ошибку  ( лишнее )

 

1 команда 1 Первая   гражданская азбука

  1. Первая бесплатная библиотека в Москве
  2. Первая печатная газета «Ведомость»
  3. Первый публичный театр
  4. Первый  паровоз
  5. Первый музей-кунцкамера

2 команда

  1. Первая регулярная армия и флот
  2. Первая морская академия
  3. Первый Новый год в январе

9. Первый ввез картофель

10. Первый император

11 Первый царь

12 Первый промышленник

Задание 13

Слайд 21    ПЕТР и НАРОД

Пушкин охарактеризовал Петра как нетерпеливого самовластного помещика, который часто говорил  « я вам и бог и царь и отец»

1 команда «Царь, как мужик»

Вопрос «Царь, как мужик докажите 

Ответ:  Петр I очень был близок к народу лучший друг его Александр Меньшиков - сын конюха. Вторая жена его Екатерина - дочь крестьянина. Много друзей было из простых.  Людей он ценил по уму. Любил ' работать с кузнецами и даже учился у них ремеслу

2 команда

Вопрос  «Я вам и бог и царь»

Ответ:  Петр был нетерпеливым и | самовласным правителем j Он не жалел народ. Сгонял ' сотнями строить город, каналы, строил на костях I За непослушание велел казнить без суда и следствия. Сам рубил головы. Народ заставлял платить налоги. Народ жил в нищете. В армии служили всю жизнь. Домой отпускали калек и стариков.

                                Задание 15

22   СЛАЙД  ШИФРОВКИ

Прочитайте шифровки (даются буквы под номером и строчка из цифр)

Прочитайте строчки

 А-1               М-7               Т-13

 В-2               Н-8               Ф-14

 Д-3               И-9               Ы-15

Е-4               О-10              + -16  

 К-5               П-11              =-17

Л-6               Р-12              Й-18

1-КОМАНДА

11

4

13

12

11

4

12

2

15

18

16

8

1

12

10

3

17

2-КОМАНДА

2

4

6

9

5

9

4

12

4

14

10

12

7

15

Петр 1+ народ= Великие реформы.

1 команда

Вопрос Что же создало могущество страны в 18 веке Петр или народ

 Ответ:  Петр I был частью этого народа В нем можно было видеть и

мужика-великого труженика и помещика злого Он сын страны и часть его народа .Столь противоречивый был   Петр.

2 команда Что же создало могущество страны в 18 веке Петр или народ?

Ответ.   Народ без Петра I не смог бы эти реформы провести. И Петр I тоже, без народа один их  бы не провел

Это заслуга народа и Петра.

О чем мы сегодня вспоминали

Ученики   О Великих делах Петра живет память в народе : В стихах , книгах,   памятниках   « Медный всадник », Хребет назван  в честь его , пролив  Перта Великого, названы города и учебные заведения ,больницы

Учитель  подводит

О чем была игра  « Петре и его деятельности»

Понравилась игра?

Оценка жюри , награждение команд.

  Домашнее задание повторить события Петровской эпохи.

Приложение  к игре.

                           Реформы

  • Создал регулярную армию.
  • Установил обязательное обучение дворянских детей.
  • Ввел массовое обучение дворян за границей.
  • Создал новый вид вооруженных сил - флот.
  • Введен гражданский шрифт.
  • Добился выхода в Балтийское море.
  • С 1703 года стала выходить первая печатная газета “Ведомости”.
  • Создан первый общедоступный театр.
  • Основан город Таганрог.
  • Созданы математические школы.
  • Введено новое летосчисление от Рождества Христова.
  • Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.
  • Созданы органы городского самоуправления.
  • Провел налоговую реформу.
  • Открыл Морскую Академию.
  • Осуществил денежную реформу.
  • 1703 год - основание Санкт-Петербурга.
  • 1711 год - основание Сената.
  • Создал “Табель о рангах”.
  • Проведена губернская реформа.
  • Изучение новых земель.
  • Организовал поиск руд и полезных ископаемых.
  • Вместо приказов организованы коллегии.
  • Основал офицерские военные школы.
  • Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).
  • Основал первый русский орден святого Андрея Первозванного.
  • Учредил первый музей — кунсткамеру.
  • Основал первую публичную библиотеку.
  • Учредил Академию наук (1724).
  • Были введены ассамблеи.
  • Введена европейская одежда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

"ПётрI- первый Российский император"

Урок истории в школе VIII вида в 8 классе  по теме "ПётрI- первый Российский император"...

Пётр- I первый российский император

В презентации помещён материал о преобразованиях Петра-I...

Открытый урок по истории "Пётр I - первый российский император"

Открытый урок по истории России для  учащихся 8 клааса ОУ для детей с нарушением интеллектуального развития...

Петр I - российский император

Открытый урок по истории России в 8 классе....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Петр Первый -российский император"

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Петр Первый -российский император"...