Урок по теме: "Индийские касты"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Елена Федотова

В данном материале представлен урок по истории Древнего мира, 5 класс по теме: "Индийские касты". УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер.  История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, – М.: «Просвещение» 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_po_fgos.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«МАОУ Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Разработка урока по истории Древнего мира

«Индийские касты»

Автор: Федотова Е.А.- учитель истории и

обществознания Каменского лицея

Проект урока

по истории Древнего мира 5 класс

УМК: А.А.Вигасин, Г.И.Годер.  История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, – М.: «Просвещение» 2017.

Оборудование: проектор, компьютер, рабочие листы для учащихся

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные:

- познакомится с социальной структурой древнеиндийского общества, осуществлять расширенный поиск информации с использованием учебника, хрестоматии  и др. ресурсов;

- составить представление о жизни и занятиях древнеиндийских каст

- дать объяснения понятиям: каста, буддизм, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, «неприкасаемые»,

- самостоятельно делать выводы по изучаемому материалу;

Регулятивные:

- планировать  цели урока;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

– принимать решения в проблемной ситуации и поставленных учебных задачах.

Коммуникативные:

-  участвовать в диалоге;

 - работать в группах;

- слушать и понимать других;

Личностные:

- развитие личностных качеств на основе изучения истории и культуры древних народов.

Опережающее задание: прочитать п.21 и подготовить сообщение  о Будде и возникновении буддизма.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Актуализация знаний

-Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать по Древней Индии. Рассказ мифа о происхождении каст

(используется презентация).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь….

- Сформулируйте тему нашего урока: «Индийские касты»)

Слушают рассказ учителя.

Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

2

Целеполагание

-Какие задачи нам нужно выполнить для изучения этой темы?

Планируют деятельность.

3

 Создание проблемной ситуации

На доске термины:  брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, «неприкасаемые». Что объединяет эти понятия?

Проблемное задание:  представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать?

-Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?

Находят объяснение терминам.

Решение проблемного вопроса.

Объяснение своего ответа.

4

Открытие нового знания

– В Древней Индии возник способ деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности и не могли поменять свое положение в обществе.

Записывают в тетрадь определение понятия:

Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.

5

Решение учебных задач

- У вас на столе лежат рабочие листы: выполняем задания.

- Отметь, к какой части тела Брахмы принадлежала каждая каста? Объясните полученный результат.

-Выполни задание №2.

-Представьте свой ответ.

-Найди ошибки в тексте. Задание №3. Разбор заданий.

Выполняют задание №1.(Приложение 1)

Объясняют происхождение каждой касты согласно мифу.

Работа в группах. Заполняют таблицу. (Приложение 1)

Выполняют задание №3: работа с текстом. Самопроверка.

6

Закрепление изученного материала.

-Мы хорошо поработали. Выполняем задание №

- Проверим свои знания.

Самостоятельная работа. Задание №4 (Приложение 1)

7

Рефлексия. Подведение итогов урока

-Как вы думаете, справедливо ли деление общества на касты?

- А о чём учил Будда в своём учении? Придавал ли он значение происхождению человека?

- Как вы думаете, есть ли сегодня в современной Индии деление общества на касты?

- Что общего у  Бурятии и Индии? Подведение итогов урока.

– Как оцените свою работу? Заполни лист самооценки. Комментирование выставленных оценок.

Отвечают на поставленные вопросы (Из учения Будды).

Заполняют лист самооценки (Приложение 2).

8

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

П. Составить рассказ о жизни в Древней Индии от первого лица (от имени война, жреца, слуги и т.д.)

Приложение 1

Рабочий лист

Задание №1

Отметь, к какой части тела принадлежала каждая каста. Объясни свой выбор.

C:\Users\fsv\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\brahma-sozdajot-kasty.jpg

Задание №2. Групповая работа:

Заполни таблицу

Название касты

Цвет касты

Основные занятия

Особенности жизни

Брахманы (1 группа)

Войны (2 группа)

Земледельцы (3 группа)

Шудры (4 группа)

«Неприкасаемые» (5 группа)

Задание №3. Найди и исправь ошибки в тексте:

1.Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались вайшьи. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука.  Они умели воевать и поэтому их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову.

2. Каста -  вайшьи произошла из ступней бога Брахмы. Они жили в хижинах из глиняных кирпичей, имели имущество и обязаны были молится от зари до зари и совершать религиозные ритуалы. Цвет этой касты – жёлтый.

3. Представители шудр не имели имущества, они всё время совершали жертвоприношения, не имели никаких прав. Их жизнь посвящалась представителям высших каст. Они имели право носить красный цвет, а их дети становились слугами и лишались всяких удовольствий.

 Задание №4. Самостоятельная работа. Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)

2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет)

3. Основателем буддизма является царевич Гаутама- (Да)

4. Буддизм возник в середине  I тысячелетия до.н.э.? (да)

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)

Приложение 2

Лист самооценки

 

Моё настроение на начало урока

Моё настроение в конце урока

Я узнал

У меня остались вопросы

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...

Конспект урока на тему: "Индийские касты"

Конспект урока по Древнему миру...

Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.

Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....

Конспект урока по теме: «Индийские касты». 5 класс

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний      Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основны...