Дидактический материал по истории России XVIII - XIX вв в формате ОГЭ
тренажёр по истории (9 класс) на тему

Котрольный материал может быть использован для проведения итоговых работ при подготовке к экзамену по истории в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный тест по истории России

(XVIII – XIX вв.)

2 Вариант

Часть А

1. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А. Аракчеев

Б) Н. Милютин

В) Ю. Самарин

Г) М. Сперанский  

Д) Н. Новосельцев

Е) А. Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ        2) АГД         3) БВЕ         4) ГЕД

2. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

1) широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2) низкие темпы развития

3) невмешательство государства в экономику

4) начало промышленного переворота

3. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д. Киселева?

1) крепостных крестьян                          3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян                           4) государственных крестьян

4. В XIX веке «военными поселениями» называли:

1) военные лагеря в сельской местности

2) размещение войск на оккупированной территории

3) военные учения

4) организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

5. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825?

1) М. Милорадович, П. Каховский

2) Александр II, Софья Перовская

3) Павел I, Н. Панин

4) Николай I, Е. Канкрин

6. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

1) малочисленность русской армии

2) военно-техническая отсталость России

3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

4) ведение военных действий на территории Турции

8. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812 г.?

А) М. Скобелев        

Б) П. Нахимов

В) П. Багратион          

Г) Н Раевский

Д) А Горчаков            

Е) Д. Давыдов

Укажите верный ответ:      

1) АБВ       2) ВГЕ       3) АЕГ       4) БДЕ

9. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

1) Смоленское сражение

2) совет в Филях

3) Бородинское сражение

4) Тарутинский марш-маневр

10. В каком году состоялась Полтавская битва?

1) 1701 г.        2) 1709 г.        3) 1719 г.        4) 1720 г.

11. Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил

1) И. И. Болотников                2) К. А. Булавин                3) С. Т. Разин                4) Е. И. Пугачёв

12. Какой термин связан с «эпохой дворцовых переворотов» в России?

1) семибоярщина                2) аракчеевщина                3) бироновщина        4) антоновщина

13. Какое из перечисленных событий привело к укреплению России на Чёрном море в XVIII в.?

1) присоединение к России Крымского ханства

2) участие России в Северной войне

3) установление дипломатических отношений с Османской империей

4) участие России в Семилетней войне

Часть В

1. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь. 

«После краткого и несчастливого царствования Павла вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».

2. Расположите события, связанные с царствованием Александра I, в хронологической последовательности.

А) учреждение Государственного совета  

Б) начало Отечественной войны

В) учреждение министерств            

Г) отставка М.М. Сперанского      

3. Расположите события Отечественной войны 1812 года хронологической последовательности.

А) Битва при Малоярославце

Б) Переправа через Березину

В) Тарутинский маневр

Г) вступление французов в Москву

Д) заграничный поход русской армии

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите монарха, которому он был адресован.

         «Боже сохрани, чтоб не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий; и так мы, шляхетство, совсем пропадём и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, да ещё и сыскать будет трудно, понеже ныне между главными (т. е. «верховниками»), как бы согласно ни было, однако ж впредь, конечно, у них без раздоров не будет; и так один будет милостив, а другие, на того злобствуя, вредить и губить станут…»

1) Анна Иоанновна                2) Елизавета Петровна        3) Пётр III                4) Павел I

5. Рассмотрите карту. Территории, обозначенные на карте римскими цифрами I, II и III, вошли в состав России в правление:

1) Алексея Михайловича

2) Петра I

3) Екатерины II

4) Александра I

hello_html_m7e200734.png

6. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) церковный раскол

2) создание Святейшего Синода

3) присоединение Крыма к России

4) создание стрелецкого войска

7. Запишите термин, о котором идёт речь:

 «Введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста».

8. Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв Уложенной комиссии

2) учреждение министерств

3) упразднение патриаршества

4) создание военных поселений

5) издание жалованной грамоты городам

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.

1) генерал-прокурор     2) коллегии 3) губерния           4) подушная подать   5) присяжный заседатель

10. Запишите слово, пропущенное в схеме

hello_html_2765ed77.png

11. Сравните особенности положения российского дворянства в 1720-е и в 1740-е гг. Выберите и запишите в бланк ответов сначала порядковые номера черт сходства, а потом — порядковые номера черт различия.

1) обязательность государственной службы

2) прохождение службы согласно Табели о рангах

3) право делить поместье между наследниками

4) ограничение срока службы 25 годами

12. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.

Из сочинения историка:

«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.

После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».

13. Выполните задания по тексту.

«Начиная эту войну, русский царь не исключал неудачи, но такого поражения он всё же не ожидал. «Спасибо брату Карлу, — сказал он, — будет время, и мы ему отплатим за уроки». Царь после поражения в начале войны отдал приказание укреплять города, лить пушки, собирать новые полки. Но враг не воспользовался успехом и не вторгся со своим войском на русскую территорию».

1) Назовите войну, о которой идёт речь.

2) Укажите сражение, в котором потерпела поражение русская армия.

3) Назовите одну из причин поражения русских войск.

14. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Буржуазные реформы 60-70-х гг.  XIX века».

Составьте план, в соответствии с которым будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов.

Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с буржуазными реформами XIX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по истории России 20 век, 9 класс

Задания по истории России 20 век для 9 класса. Задания на соотнесение дат и событий. Тексты с ошибками. Тексты с пропущенными словами....

Дидактический материал: тренинг (история России с древнейших времен до конца 16 века)

Тренинг окажет помощь в повторении и закреплении учебного материала по пройденным темам....

Дидактический материал по истории России

Задания по истории России для 10-11 классов (могут быть использованы в 9 классе)...

Дидактический материал по истории России 8 класс

Задания на соответствие, продолжение высказывания, заполнение таблиц...

Дидактический материал по Истории России для 8 класса

Дидактический материал составлен к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной Итория России...

Дидактический материал по истории России XVII века "Первые Романовы"

Дидактический материал по истории России 17 века....

Карточки для дидактической игры по истории России XVIII в

Карточки для дидактической игры по содержанию учебного курса История России для 8  класса...