«Русская литература во второй половине XIII-XV веке»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Беляев Олег Юрьевич

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: «Русская литература во второй половине XIII-XV веке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_6_kl.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта по истории на тему: «Русская литература во второй половине XIII-XV веке» в 6 классе.        

Основные этапы организации учебной деятельности

        Содержание педагогического взаимодействия

Цель этапа

        Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

 Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Н.П. Кончаловская

Обсуждение эпиграфа к уроку

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

2. Актуализация знаний. Формирование темы урока и постановка цели.

Задает вопросы по домашнему параграфу, а так же по основным событиям XIII – XV вв.

1.В каком положении находилась Русская церковь в период монгольского нашествия?

2.Охарактеризуйте исторический портрет Сергия Радонежского?

3.Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси?

4. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во второй половине XIII – середине XVв.?

5.Какое княжество возглавило объединение русских земель в единое государство?

6.Как РПЦ способствовало объединению Руси?

Вывод.  Черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.:

- объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства;

- хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси;

- укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны;

- возрождения русской национальной культуры

 Организует формулировку темы урока, постановку цели урока детьми и планирование совместной деятельности.

- Какие цели мы ставим на сегодняшнем уроке?

- Как мы можем достичь поставленной цели?

Отвечают на вопросы:

1.РПЦ хоть и была освобождена от дани, но тоже испытовала на себе ордынский гнет. (примеры)

2. Характеризуют портрет по плану

3. Последствия монгольского разорения для развития культуры Руси:

- разрушение многих городов;

-прекращение каменного строительства на Руси;

- утрата многих древних книг и икон;

- запустение некоторых ремёсел (например, производства стекла).

4. С XIVв начался процесс объединение русских земель в единое государство.

5. Московское княжество возглавило объединение русских земель.

6. РПЦ всячески способствовала объединению (примеры Куликовской битвы, княж. Междоусобиц и др).

Уч-ся делают совместный вывод с учителем

Формулируют тему урока, ставят цель и планируют свою деятельность.  Записывают в тетради тему.

Тема: «Русская культура второй половины XIII – середины XV века»

Цели: выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской литературы. Оценить уровень развития письменности и литературы древней Руси.

3. Проблемное объяснение нового материала

Работа с текстом п.1 стр 213.

Прочитайте и найдите что являлось основным материалом для письма?

Как изменился тип письма? Охарактеризуйте.

Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма. Какой тип письма наиболее простой в написании? Вспомните, для чего применялся устав. Предположите, для чего применялась скоропись.

Давайте вспомним: Какие литературные жанры существовали в Древней Руси?

Приведите примеры к каждому жанру литературы (см п.2).

Материал для письма:

Пергамен ---Бумага

Устав----Полуустав----скоропись

Ученики пробуют писать уставом, полууставом и скорописью.

Устав – для написания книг, скоропись для ведения деловых  и хозяйственных документов.

Летопись, житие, хождения, повести…

4. Закрепление

Каким типом письма получается быстрее писать? О чем свидетельствует упрощение письма?

Вспомните, какие литературные произведения, посвященные борьбе Руси с монголами-татарами, вам известны? Каким событиям они посвящены?

Какие настроения, чувства русского народа отражали литературные памятники этого периода?

Появление скорописи свидетельствует о развитии бытового письма

Называют произведения и чему они посвящены.

Печаль наполняла эти произведения, но слышался призыв к борьбе. Произведения поддерживали веру русских людей в то, что их Родина способна отстоять свою свободу, пусть даже ценой человеческих жизней. Воспевается победа на Куликовом поле, прославляются герои битвы.

5. Итог урока. ДЗ. Рефлексия. Оценивание.

Сегодня мы с вами начали изучение культуры.

Какой можно сделать вывод о литературе и письменности Руси в XIII – XV веков?

Д.З. пар. 31 читать, отвечать на вопросы 1-4 стр 217.

Подводят итоги урока, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»).  ...

Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

Презентация по истории России, 6 класс....

Русско-турецкие войны второй половины 18 века

Презентация к урокам истории России 18 века....

РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV в

§26  РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV вине XIII — середине XV в...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII - середине XV века...

Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.» для 6 класса

Кроссворд по теме «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.в.»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 к...

Методическая разработка по теме "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века"

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX  века...