«Римские императрицы I века нашей эры»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Бородкина Мария Сергеевна

История Древнего Рима является важной составляющей школьного курса истории. Историю Рима ученики рассматривают как историю цивилизации, преемницей которой являются современные страны Западной, Центральной Европы и России. Поэтому любая тема, связанная с изучением римской цивилизацией, является не только практически необходимой для успешного процесса образовательной деятельности, но и также в некоторой степени усвоение культуры и истории России[1].

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Римские императрицы I века нашей эры»

Автор: Учитель истории и обществознания Гимназии г. Малоярославца Бородкина Мария Сергеевна.

Тип урока: открытия нового знания.

Форма урока: лекция-беседа.

Оборудование: тетради, ручки, текст учебника, ПК, экран, электронный иллюстративный материал, доска, мел.

Урок разработан для 10 класса.

Пояснительная записка

История Древнего Рима является важной составляющей школьного курса истории. Историю Рима ученики рассматривают как историю цивилизации, преемницей которой являются современные страны Западной, Центральной Европы и России. Поэтому любая тема, связанная с изучением римской цивилизацией, является не только практически необходимой для успешного процесса образовательной деятельности, но и также в некоторой степени усвоение культуры и истории России[1].

Место дисциплины: Данная тема изучается в рамках дисциплины «Всеобщая история» в рамках раздела «Древние цивилизации», как дополнительный урок для профильного социально-экономического класса.

Анализ содержания темы: Данная тема не изучается в рамках школьного курса истории. В теме «Древний Рим: от республики к империи» по учебнику  «Всеобщая история: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений», авторы: О.Ю. Климов, В.А. Земляницын, В.В.  Носков. – М.: Вентана-Граф, 2014 есть упоминание о муже и создателе империи Октавиане Августе и Клавдии Друзе. Однако, этого недостаточно, чтобы считать тему первой важности и изучается для расширения представлений о Римской Империи и моральных устоях в целом для большей части обучающихся.

Цели урока:

  • Образовательная: обеспечить усвоение учащимися того, что убийство Цезаря не могло привести к восстановлению республики – интересы большинства рабовладельцев были тесно связаны с заложенным им монархическим режимом. В конце I в. н.э. в Риме прочно устанавливается военная монархия. Однако Октавиан Август, боявшийся социальных волнений, оставил видимость республиканского управления. Духовные представления менялись, монархическая форма правления укрепила римское государство, а жена создателя империи открывает женщинам путь на политическую арену Рима, где в последующем развернется борьба жён четвертого императора Клавдия Друза и приход сильнейшего императора Нерона.
  • Воспитательная: политическое и духовное воспитание через показ причин и следствий многовекового отторжения женского пола от управления страной.
  • Развивающая: дальнейшей развитие логического мышления и коммуникативных способностей школьников; умения делать вывод и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)        Входит в класс, встает около стола и обращается к приветствующим его учащимся: «Здравствуйте, садитесь».

После того, как учащиеся заняли свои места, открывает классный журнал, говоря: «Давайте посмотрим, кто сегодня присутствует на занятии». Затем начинается перекличка, в ходе которой отмечает отсутствующих.        Встают, приветствуя учителя. По сигналу учителя занимают свои места. Настраиваются на продуктивную работу

II. Проверка домашнего задания (15 мин.)        На прошлом занятии мы изучали тему «Древний Рим. От возникновения города до падения республики» и проследили развитие древнеримского государства от 753 г. до н.э. до 44 г. до н.э., т.е. от даты основания Рима до убийства Юлия Цезаря. По данной теме вы получили домашнее задание:  сделать инфографику «Культура Древнеримской Республики», а некоторые подготовили сообщения на темы «Восстание Спартака» и «Жизнь и походы Юлия Цезаря»,  «Создание империи. Октавиан Август». Ваши работы вы все сдадите мне на перемене, а сейчас мы послушаем подготовленные вашими товарищами сообщения, а некоторые поработают с заданиями по карточкам (предоставляет слово докладчикам, предварительно пояснив, что они должны сказать только самое главное, уложившись в 5 – 7 мин. Остальным учащимся рекомендует внимательно слушать сообщения и выписывать наиболее важные факты в тетради, указав, что материал докладов войдет в предстоящую проверочную работу.

Для учащихся, работающих с карточками (5 школьников), устанавливает время выполнения заданий (7мин.) и поясняет, что ответы должны быть краткими, некоторые из них могут быть выполнены в форме схемы (социальная структура римского общества, система управления римской республикой).

По прошествии 7 мин. говорит работающим с карточками подготовить работы для сдачи и проходит по рядам, собирая их.

После первого сообщения благодарит выступающего, давая характеристику его работе и выставляя оценку. Второе выступление просит охарактеризовать одного из сильных учащихся, высказывая затем свое мнение и выставляя оценку.

Просит 2 учеников зачитать, что они записали, прослушав сообщения,  спрашивает у остальных, что еще важного можно было бы записать и просит сделать это тех, кто еще не сделал        . Слушают.

Выступают докладчики, остальные слушают, фиксируя наиболее важные факты в тетрадях,5 учащихся выполняют задания по карточкам.

Один из сильных учащихся дает свою характеристику выступлению, затем все слушают характеристику учителя.

2 учеников зачитывают записанное, остальные дополняют.

Сдают работы.

III. Переход к изучению нового материала (3 мин.)        Октавиан сосредоточил в своих руках политическую и сакральную власть.

Нельзя сказать, что вся его власть была лишь результатом хитрости и грамотной дипломатии. Август проводил многочисленные земельные и хлебные раздачи. Он поощрял занятия ремеслом и торговлей, присоединил к Риму обширные территории (например, богатейший Египет). Все это позволило Августу войти в историю как одному из лучших римских правителей. Сегодня мы поговорим о значении женщин в истории Рима, а именно главных женщинах четвертого императора Тиберия Клавдия Друза, а том числе его бабушке и жене Октавиана Августа – Ливии Друзилле.

Что вы знаете о Клавдии? Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, урожденный Тиберий Клавдий Друз, ставший 1 августа 10 г. до н.э. вторым римским императором из династии Юлиев-Клавдиев и ярчайшим политическим деятелем в Риме,  который управлял страной до 13 октября 54 г.н.э.

Верно. Спасибо. Не смотря на столь громкую и высокую оценку его деятельности в целом, начало правление было омрачено мнением со стороны о неспособности править государством. Клавдий был младшим ребенком в семье известного полководца Нерона Клавдия Друза Германика и Антонии Младшей. Тяжелые болезни с детства затрудняли физическое развитие будущего правителя. С ранних лет мальчик был предметом осмеяния: тонкие ноги, странная походка, тучное тело, дефект речи, а так же не владеющий чувством такта Клавдий вызывал лишь презрение. Но, император не был слаб умом, как считали его родственники, и имел большую тягу к наукам: занятия историей и археологией, увлекался греческой и римской литературой и филологией. А какие сочинения императора вы знаете? «Этрусская история», «История римской республики» и «Автобиография». Молодцы!

С детства окруженный слабым полом, будущий правитель был женат пять раз и всю жизнь пребывал под влиянием женщин со всех сторон. «Хоть убей, я сам изумлен, дорогая Ливия, что декламация твоего внука Тиберия мне понравилась. Понять не могу, как он мог, декламируя, говорить все, что нужно, и так связно, когда обычно говорит столь бессвязно», говорит внучатый дядя его Август в своем письме к бабушке Клавдия Ливии, под воздействием которой оказывалось немалое влияние на будущего императора. После смерти благодарный внук присваивает  Ливии титул «Божественной Августы», тем самым сделав личность первой императрицы с неограниченной властью самой знаменитой в Риме Клавдий поставил ее статую в храме Августы, обязав жриц Весты совершат пред ней жертвоприношения. (Показ картинок храма, монет, статуй). Несмотря на сложные отношения с последним мужем, божественных Октавиана Августа и Юлию Августу стали чеканить на монетах, считая, что священная пара охраняет римский мир. А  Ливия, в свою очередь,  открыла путь в политическую деятельность  для последующих императриц.

А теперь давайте поговорим о семейной жизни Клавдия. Третья и четвертая жены властителя оставили не меньший след в истории, чем Ливия.

Поначалу Агриппина полностью самоустранилась от политики, Мессалина — жена Клавдия — уже тогда видела в ней серьезную соперницу, а в Нероне — соперника её собственному сыну — Британнику. Мессалина подсылает в дом Пассиена Криспа наемных убийц, которые должны были задушить мальчика во время сна. Однако, по легенде, убийцы ретировались в ужасе, увидев, что сон Нерона у его подушки охраняет змея. В 47 году Гай Саллюстий умер. По Риму тут же пополз слух, что Агриппина отравила своего мужа, чтобы завладеть его богатством. После смерти Криспа единственными наследниками его огромного состояния оказываются Нерон и Агриппина. Агриппина была очень популярна в народе. После смерти Саллюстия вокруг неё сформировался круг из людей, недовольных Мессалиной. Одним из самых влиятельных из них был вольноотпущенник Марк Антоний Паллас, казначей империи, ставший любовником Агриппины.

1 января49 года Клавдий и Агриппина поженились.

В 50 году Агриппина уговорила Клавдия усыновить Нерона, что и было сделано. Луций Домиций Агенобарб стал именоваться Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик. Клавдий официально признал в нём своего наследника, а также помолвил его со своей дочерью, Клавдией Октавией. Тогда же Агриппина возвратила из ссылки стоика Сенеку, чтобы тот стал учителем молодого наследника. Среди философов-наставников реже упоминается Александр из Эг.

 9 июня 53 года Нерон женился на Клавдии. Однако император начинает разочаровываться в браке с Агриппиной. Он вновь приближает к себе Британника и начинает готовить его к власти, все прохладнее относясь к Нерону и Агриппине. Видя это, Агриппина поняла, что единственный шанс Нерона получить власть — сделать это как можно быстрее. 13 октября 54 года Клавдий умер, съев тарелку поднесенных Агриппиной грибов. Впрочем, некоторые античные историки считали, что Клавдий умер естественной смертью.

В день смерти Клавдия преторианцы признали Нерона императором. Под именем Нерон Клавдий Цезарь Август Германик 16-летний новоявленный император получил от своей матери практически неограниченную власть над империей, а «сложившиеся в злодейское трио» женщины из  жизни Клавдия, изменив представление о положении женщин в обществе, надолго закрепляют титул «femina princeps» (женская версия титула princeps- глава) и представление о римских матронах. Имея огромную власть в политике,  Ливия, Мессалина и Агриппина держали в своих руках не только быт и семью, но и всю империю.

Ученикам предлагается представить новые знания, приобретенные на уроке в виде кластера.

Критерии оценки кластера: 1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы; 4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.

Рефлексия. Учитель дает ученикам высказаться о проделанной работе:

Что на этом уроке узнал (а).

Что на этом уроке понравилось.

Как работалось в команде.

Что не понравилось на уроке.

Домашнее задание

Учащимся будет предложено провести сравнительный анализ в виде эссе императриц Рима I в. н.э. с их политическими двойниками нашего времени.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Ожидаемые

Результаты

Контроль и оценивание

1. Мотивация

Учитель: задаёт    наводящие вопросы.                Актуализирует   полученные ранее     знания.      

Учащиеся: дети       активно отвечают   учителю.

Заинтересовать                      учащихся данной темой.

Наблюдение                                 за степенью                   активности                   включения                 аудитории в беседу                              и ответы на вопросы.

2. Получение информации

Учитель:

Изучение нового материала в форме беседы Учащиеся: накопление знаний, соединяя с  ранее изученным, отвечают на вопросы

Сформировать у           учащихся представление                  о значении женщин в истории Римской империи

Наблюдение за включенностью в ход урока

4. Подведение

итогов

Учитель:                     отмечает всех                 учащихся, оценивает                                 работу групп,                             выставляет оценки                               наиболее активным учащимся.                                                                      

Учащиеся:

Определяют значимость изученного и оценивают проделанную работу                      

Выставление оценок.

5. Рефлексия

Учитель: предлагает учащимся составить кластер с использованием полученной на уроке информации, обменяться ими и объяснить

их смысл.

Проверить усвоение   основных знаний    полученных на уроке, каждым учащимся.

Наблюдение за       ответами учащихся.


[1] См. подробней: Кнабе Г. С. Русская античность: Содержание, роль и судьба античного населения в культуре России. М.: РГГУ, 1999. С. 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...

"Этруски - странники в вечности"(особенности художественной культуры Этрурии VIII-II века нашей эры)

Презентация знакомит с особенностями художественной культуры этрусков. Эта тема изучается на уроках МХК в 10 классе. Этой теме довольно васто не отводится значительного внимания, а между тем художеств...

Урок "Римские императоры I - II веков" 5 класс.

Конспект урока по истории Древнего мира "Римские императоры I - II веков" 5 класс. Блочная структура урока....

Совместный экспериментальный вокальный проект " Не померкнет в веках нашей памяти след..." с презентацией

                                Цель проекта: (для дошкольников и гимназистов)- донести до зрителя с по...