Урок "Социалистическая индустриализация"
план-конспект урока по истории

Карлова Елена Вячеславовна

Урок "Социалистическая индустриализация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialisticheskaya_industrializatsiya.docx172.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа»

http://rusdelo.club/uploads/post/image/0/35/3500/8b1f718ff1dfe83aa3c4351214b74950.jpg

Учитель: Карлова Елена Вячеславовна

Тема:  «Социалистическая индустриализация»

Тип урока:  комбинированный

   Цели:  образовательная:  выяснить причины, цели, источники средств для индустриализации, рассмотреть ее ход, итоги и последствия;

- развивающая: продолжить формирование умений работать с историческим документом, картой,  отвечать на вопросы по изученному материалу, делать самостоятельно выводы;  

- воспитательная:  на примерах трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток воспитывать чувство долга, патриотизма, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции.

Словарь урока: индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, движение ударников

Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник,  карта,  рабочие листы,    исторические документы, рабочие тетради

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1этап.

Орг.момент

 (1 минута)

Проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроя на урок

2 этап. Проверка домашнего задания

 (4 минуты)

Задает вопрос:

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Раздает карточки с тестовыми заданиями

Организует  взаимопроверку выполненного теста

Отвечают

Решают тесты в тетрадях

Осуществляют взаимопроверку,  проводят оценивание

3 этап. Определение темы урока, постановка целей урока,  планирование

 (2 минуты)

Ребята, перед вами на слайде плакаты (слайд 1). Рассмотрите их внимательно. Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о развитии промышленности в СССР? Тема нашего урока «Социалистическая индустриализация».

Записывает тему урока на доске

Сообщает цели урока

Сегодня на уроке мы выясним причины, цели, источники средств для индустриализации, рассмотрим ее ход, итоги, а также узнаем об экономических, политических и социальных последствиях индустриализации.

Сообщает план  урока (слайд 2)

1.Особенности индустриализации в СССР

2.Первые пятилетки

3.Социальные проблемы первых пятилеток. Стахановское движение

4.Итоги первых пятилеток

Проблемное задание  на урок (слайд 3)

«В исторической литературе 1928-1938 годы называют годами «Большого скачка», «Великого перелома», «Индустриального рывка». Так ли это было? Какова была цена сталинской модернизации? Ответить на этот вопрос нужно будет в конце урока.

Рассматривают плакаты на слайде, высказывают предположения

Записывают тему урока в тетрадях

4 этап. Изучение темы

 (30 минут)

1.Особенности индустриализации в СССР

Давайте еще раз вспомним, что же такое индустриализация (слайд 4) ?

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале 20 века. Вспомните, как проходила индустриализация  в конце 19-начале 20 века?

Какую экономическую политику проводили большевики в 20 годы? Каковы ее итоги?

Первоочередной задачей развития советской экономики индустриализация была провозглашена партией  в  декабре 1925 года.  14 съезд ВКП(б) принял курс на индустриализацию. Каковы же были причины  и цели индустриализации? Давайте попробуем вместе  их определить.

Организует работу с текстом1,2,3 в рабочем листе

Причины индустриализации (слайд 5)

1)технико-экономическая отсталость СССР

2)зависимость СССР от импорта машин и оборудования (а это приводило к ослаблению обороноспособности страны)

3)обострение международной обстановки

Исходя из причин, можно определить цели индустриализации (слайд 6)

1)ликвидация технико-экономической отсталости страны

2)достижение экономической независимости страны

3)создание мощной оборонной промышленности

4)развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения)

Сталин выдвинул задачу (слайд 7)

«Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование в страну производящую их».

В самой партии ВКП(б) не было единого мнения какими методами проводить индустриализацию в стране. Перед вами две точки зрения на способы осуществления индустриализации. Ознакомьтесь  с ними в ваших рабочих листах (слайд 8). Какие различия в мерах проведения индустриализации  они содержат?

Организует  работу с рабочим листом.

Как вы думаете, какая точка зрения на проведение индустриализации победила?

На пленуме ЦК в апреле 1929  года победила точка зрения Сталина. Был взят курс на форсированную индустриализацию. Все страны начинали индустриализацию с легкой промышленности. Это позволяло накопить средства для развития тяжелой промышленности. Но СССР начал с тяжелой промышленности.

Почему предложение начать индустриализацию с развития легкой промышленности не получило поддержки?

Западные страны черпали основные средства для индустриализации извне: ограбление колоний, военные контрибуции, неравноправный обмен с другими странами, иностранные займы. В СССР индустриализация могла быть проведена только за счет внутренних ресурсов.

Предположите, каковы были источники средств для индустриализации?

Источники индустриализации (слайд 9)

1)продажа хлеба, леса, нефти, золота, пушнины

2)перекачка средств из сельского хозяйства и легкой промышленности

3)продажа сокровищ музеев

4)займы у населения

5)организация социалистического соревнования и ударничества

6)рабочий энтузиазм

Какой сделаем вывод об особенностях индустриализации в СССР?

2. Первые пятилетки

В мае 1929 года на 5 Всесоюзном съезде Советов был утвержден первый пятилетний план экономического и социального развития СССР (слайд 10). Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре года!» (слайд 11). Миллионы людей с энтузиазмом почти бесплатно работали на стройках. По всей стране развернулось соревнование под лозунгом «Отнимем год у пятилетки, выполним пятилетку в четыре года!»

Организует работу групп. Первая группа работает с учебником (первая пятилетка), рабочим листом (таблица), атласом. Вторая  группа работает с учебником (вторая пятилетка), рабочим листом (таблица), атласом.

Осуществляет проверку, используя заполненную таблицу, настенную карту и схему в рабочем листе (слайды 12-13)

Проанализируйте еще одну таблицу.  Какие выводы можно по ней сделать (слайд  14)?

Задает вопрос

Достигла ли индустриализация в СССР своих целей  (слайд 15)?

Выводы

1)индустриализация превратила СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую оборудование

2)страна превратилась в индустриальную, экономически независимую державу

3)за 10 лет СССР обогнал по своей индустриальной мощи  ведущие государства Европы (по объему 2 место после США)

3.Социальные проблемы первых пятилеток. Стахановское движение

Для выполнения планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок в СССР была ликвидирована безработица. В 1930 г. закрыли последнюю биржу труда.

Появились вот такие плакаты (слайд 16).

Но так ли было на самом деле?

Как  же жили советские люди в период индустриализации на самом деле?

Раздает учащимся материал для работы

Задает вопросы:

 1)Какие причины затрудняли немедленный выпуск продукции на новых заводах? Как они решались?

2) Какими были  условия труда  на стройках первых пятилеток?

3)В каких условиях жили советские рабочие?

4) Предположите, чему посвящен плакат (слайд 17)? Что такое стахановское движение (слайд 18)? Какими были экономические и социальные последствия стахановского движения?

5)Какую роль в развитии промышленности сыграл трудовой энтузиазм? Что  заставляло людей так напряженно работать в годы первых пятилеток, почему люди шли на героический подвиг и за счет чего достигнуты были успехи первых пятилеток? Подтвердите на конкретных примерах.

6)Каковы были условия труда заключенных?

Итак, выделим социальные проблемы первых пятилеток:

1)неквалифицированный труд, нехватка инженерно-технических кадров

2)нехватка механизации

3)использование труда заключенных

4)падение уровня жизни населения

4.Итоги первых пятилеток

Индустриализация – противоречивый процесс. Ее результаты нельзя оценивать однозначно.

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы

Работают с текстом1,2,3 определяют причины и цели индустриализации

Работают с рабочим листом. Анализируют точки зрения Сталина и Бухарина. Делают выводы

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Высказывают предположения

Делают выводы

Учащиеся работают в группах. Заполняют таблицу в рабочем листе, работают с учебником и атласом

Выполняют проверку задания. Делают выводы

Анализируют таблицу на слайде,  делают выводы

Отвечают на вопрос, делают выводы

Работают с раздаточным материалом и учебником

Отвечают на вопросы

Первая группа выделяет положительные результаты индустриализации. Вторая группа выделяет отрицательные результаты индустриализации

5 этап. Закрепление

Решение проблемного задания

(слайд 19)

Отвечают на вопрос

6 этап. Домашнее задание

П.23, карта

Записывают домашнее задание

Рабочий лист для первой группы

1.Особенности индустриализации в СССР

1.Из заявления Сталина

«Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют.  Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

2. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более  половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов.

3. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.

В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.

Все эти разрозненные события советское государство расценило как заговор “империалистических держав” против СССР, целью которого является война.

Вопрос: Какие причины делали индустриализацию необходимой? Каковы могли быть ее объективные цели?

2.Проанализируйте

 

 «Бухаринская»

«Сталинская»

Включение экономических рычагов:

постепенные темпы;

развитие лёгкой промышленности;

развитие кооперативного движения в деревне;

усиление налогообложения кулаков;

рыночные элементы

Принятие чрезвычайных мер:

ускоренные темпы;

развитие тяжёлой промышленности;

коллективизация крестьянских хозяйств;

ликвидация кулачества как класса;

централизованное планирование

2.Первые пятилетки

Годы пятилетки

Какие отрасли промышленности развивались

Крупнейшие стройки

Итоги

Проанализируйте данные: первая пятилетка

Произведено

Чугун млн.т

Тракторы тыс. шт.

Автомобили тыс. шт.

Электроэнергия

Млрд. кВт.ч

Уголь млн.тонн

Произведено в 1928 г.

3,3

1,8

0,8

5

35,5

План на 1932 г.

10

53

100

22

75

Поправки Сталина к плану

17

170

200

Фактически произведено в 1932 г.

6,2

50,8

23,9

13,5

64,6

Реальны ли были плановые показатели первой пятилетки? Удалось ли их выполнить? Предположите почему?

Рабочий лист второй группы

1.Особенности индустриализации в СССР

1.Из заявления Сталина

«Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют.  Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

2. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более  половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов.

3. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.

В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.

В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.

Все эти разрозненные события советское государство расценило как заговор “империалистических держав” против СССР, целью которого является война.

Вопрос: Какие причины делали индустриализацию необходимой? Каковы могли быть ее объективные цели?

2.Проанализируйте

 

 «Бухаринская»

«Сталинская»

Включение экономических рычагов:

постепенные темпы;

развитие лёгкой промышленности;

развитие кооперативного движения в деревне;

усиление налогообложения кулаков;

рыночные элементы

Принятие чрезвычайных мер:

ускоренные темпы;

развитие тяжёлой промышленности;

коллективизация крестьянских хозяйств;

ликвидация кулачества как класса;

централизованное планирование

2.Первые пятилетки

Годы пятилетки

Какие отрасли промышленности развивались

Крупнейшие стройки

Итоги

Проанализируйте данные: вторая пятилетка

Нефть

млн.тонн

Автомобили тыс. шт.

Электроэнергия

Млрд. кВт.ч

Уголь млн.тонн

Задания 17 съезда ВКП(б) на 1937 г

46, 8

200

38

152,2

Фактически произведено в 1937 г.

28,5

199,9

36,2

128

Реальны ли были плановые показатели второй пятилетки? Удалось ли их выполнить? Предположите почему?

Раздаточный материал

1.Председатель ВСНХ Г. К. Орджоникидзе рассказывал о пуске Сталинградского тракторного завода:

«Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; но как же теперь получить трактор? Мы долгое время ходили вокруг этих станков... сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику...  Летом  выпустили трактор,  затем  прошло 4—5 месяцев — ни одного трактора никак не могли выдать, ни деталей не можем сделать, ни собрать не можем».

2. “С начала 30-х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400 млн. руб. потратили всего 95 млн.. Дневная норма для каналоармейца – “два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке”. Почти без сна работали заключенные, т.к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока. 

Согласно официальным данным во время строительства канала   умерло

     в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших),

     в 1932 году — 2010 человек (2,03 %),

     в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

 

3.Вскоре страна узнала о мощных ударах отбойных молотков забойщиков Горловки. Соревнование горловских забойщиков возглавил уже известный тогда Никита Изотов.

Он превзошел все прежние результаты: за шесть часов вырубил 240 тонн угля. Искра, вспыхнувшая в Донбассе, разгорелась в пламя. По всей стране росло движение за высокую производительность труда. Передовые рабочие опрокидывали устаревшие нормы выработки.

Инициативу рабочих – новаторов одобрили и поддержали Центральный Комитет нашей партии и правительство. Соревнование приняло всесоюзный размах…”

 

1.Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга

«Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. ...И вся их "техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты...

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: "Догнать и перегнать американские темпы в строительстве". Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад...

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать.»

2.Из воспоминаний очевидцев о строительстве Магнитки.

“По сравнению с Магнитогорском гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями…

История не знала еще случая, чтобы целая нация строила с таким энтузиазмом металлургический завод. В сущности, металлургический завод создан советской молодежью: 60% рабочих этого строительства моложе 24 лет. Строгая дисциплина помогла преодолеть многочисленные трудности строительства”.

Воспоминания бригадира — каменщика Кузнецкстроя В. Шидека

        «В октябре 1929 г. мы — артель каменщиков из шести человек — прибыли на площадку Кузнецкстроя... Когда пришли на Верхнюю колонию, увидели здесь несколько земляных бараков и временно поместились в душной маленькой комнатушке. Дня через два нас поселили в лучший барак... Жили мы на Нижней колонии в бараке № 14, вся артель в одной комнате. Поставили плиту, наняли женщину, и она нам варила обед и ужин.

        Ведь тогда была одна-разъединственная столовка, да и та в земляном бараке. Порядка в ней не было, ложек не давали. И каждый столующийся приходил со своей ложкой, а нет — так хлебает через край, а кашу корочкой выгребает...

Скажу теперь, как мы работали.

        Начали мы со здания заводоуправления. Тут мы впервые ввели подогрев гравия. Бетон приходилось лить на морозе. А так как печей не было, мы обливали гравий кипятком... Тут нам задавали норму в 500 кирпичей, но мы сами повысили до 1000 кирпичей. Старались работать быстрее и поэтому перерывы на курение не делали. Чтобы завернуть цигарку из махорки, нужно затратить минуту-другую, а это стоит десятки кирпичей. Поэтому мы курили только папиросы и только на ходу...

В декабре 1930 г. мы закончили здание ФЗУ (должны были сделать 40 проц. здания, а мы сделали все 100 проц.) и вскоре перешли в другой цех и начали работу по огнеупорной кладке. Раньше мы на огне- упоре не работали. Размаху сразу дать не могли. Но вскоре освоили и, вместо... нормы 165 кирпичей, стали давать по 1200 кирпичей.

Здесь у нас начались недоразумения с хозяйственниками... Мы выдвигаем встречный. Мы ломаем планы и графики. Мы расходуем декадный материал в два дня. Мы требуем. А они достать не могут, начинают серчать. А мы не уступаем. Начинается грызня...

1 мае 1931 г. нас перебросили на кладку коксовых печей. Тут у нас было соревнование с бригадой Оболенского из Донбасса. Мне было тяжело за ними угнаться. Вся его бригада состояла из молодежи.., а моя бригада —старики, такой кладки в жизнь не видели...

Нас многие не любят. Почему? Нас много хвалили. А если будут хвалить одну бригаду, другие опустят руки.

        Когда мы на коксовом давали 3,8 тонны, — у многих достижением считалась 1 тонна. На нас сердятся, но мне все равно. Ведь мы работаем своим трудом, добиваемся зарплаты своим трудом.

        Соревнование затравить нужно. Если подденем кого-нибудь, пускай сердится, зато он начинает нас догонять, — пускай догоняет».

В предгорьях Кузнецкого Алатау

(Из воспоминаний главного инженера Кузнецкстроя академика И.П. Бардина)

        "...Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружь плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде... Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе,  но каменную землю надо во что бы то ни стало разломать. Комсомольцы объявили субботник. Дезертиров не было. Были энтузиасты, борцы. В густом морозном тумане начали колотить землю кайлами. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один  боец не покинул фронта. На освещенной прожекторами площадке работали всю ночь. И победили мороз, стужу, победили упрямую Сибирь".

(Бардин И.П. Жизнь инженера. М., 1938. С. 181-182.)

Трудовой подвиг сталевара Макара Мазая

        В1936 г. Макар Мазай установил мировой рекорд, сняв за смену 12 т стали с квадратного метра пода печи. В то время Нарком тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе высоко отозвался о трудовом подвиге сталевара.

        Профессора и академики нам прямо голову забивали, что больше чем четыре тонны с одного квадратного метра площади пода мартеновской печи дать не можем. А какой-то комсомолец Мазай ахнул и дал двенадцать тонн... Но, может быть, это было лишь один раз? Нет, в течение 25 дней он давал по двенадцать тонн. Этого нигде в мире нет.

(Москвитин М. Повесть о Макаре Мазае. М., 1971. С. 37.)

Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек... ,

Из письма А.М. Исаева родным со строительства Магнитки

“…Если нужно, рабочий работает не 9, а 12-16 часов, а иногда и 36 ч подряд – только бы не пострадало производство! По всему строительству совершаются тысячи случаев подлинного героизма. Это факт…”

Из воспоминания рабочего

“В декабре 1930г мы закончили здание, сделали его намного быстрее, чем планировалось.

Вскоре перешли в другой цех. И начали работу по огнеупорной кладке. Размаху дать сразу не могли. Но вскоре освоили и, вместо …165 кирпичей, стали давать по 1200.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок коллективизация и индустриализация в Мамадышском районе

Урок содержит богатый региональный материал,Дает представление о преодолении трудных  исторических вех населением Мамадышского района в 20-30 -егг XX века....

История России. Проверочная работа по теме "Коллективизация и индустриализация" (9 класс)

Вопросы по одной из самых проблемных тем в истории России начала 20 века . Каждый из 3 вариантов состоит из 3 вопросов и рассчитан на 25-30 минут учебного времени. Для удобства пользования варианты ко...

Урок в 9 классе " СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация"

Урок содержит презентацию по теме в 9 классе "СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация"...

Презентация к уроку "Социалистическая индустриализация" 9 класс

Презентация с историческими документами, таблицами, диаграммами.                                    ...

тестовые задания - верификатор "Индустриализация в СССР"

материал предназначен для текщего контроля знаний в 9, 11 классе...

Презентация. Индустриализация и коллективизация

Индустриализация и коллективизация...