Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."
план-конспект урока по истории (5 класс)

Машинская Лариса Геннадьевна

Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают задание создать команду, дать ей название, выбрать капитана, инсценировать сценку из жизни древних египтян. Готовлю презентацию, наглядный и раздаточный материал, видеосюжеты, музыкальное сопровождение. Дети готовят костюмы для инсценировок. Приглашаем зрителей и болельщиков, а также жюри.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Путешествие в Древний Египет.

Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс.

                                  Машинская Лариса Геннадьевнаучитель истории и обществознания

                                                               МБОУ Школа № 17 городского округа город Уфа РБ.

Интеллектуальная игра завершает изучение раздела “Древний Египет” в 5 классе. Предварительно (за 1-2 недели) учащиеся получают задания для подготовки команд.

Цели:

  • обобщить знания по истории Древнего Востока (тема “Древний Египет”);
  • углубить знания учащихся по мифологии Древнего Египта;
  • активизировать интерес к изучению истории;
  • воспитывать сотрудничество, взаимопомощь;
  • развивать творческую активность при подготовке и во время игры.

В игре принимают участие 2 команды по 10 человек (капитан и 9 игроков). Участники готовят название и эмблему команды и, вместе с группой поддержки, небольшую сценку на тему “Религиозные верования Древнего Египта ”. Баллы, полученные болельщиками за правильные ответы в конкурсе для зрителей, прибавляются к баллам, заработанным командой.

Жюри и помощники ведущих выбираются из старшеклассников, обучающихся в гуманитарном (профильном) классе. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

Реквизит и оборудование, необходимые для проведения игры:

  • раздаточный материал для конкурсов № 2, 3;
  • презентация на тему урока;
  • две коробки, фигурка кошки, календарь (для конкурса капитанов);
  • жетоны, которые выдаются зрителям за правильные ответы;
  • таблица для подведения итогов каждого конкурса (заполняется жюри в течение игры);
  • грамоты и призы для награждения победителей.

Продолжительность игры: 45 минут:

План проведения:

  • Представление команд – 3 минуты;
  • Разминка – 4 минуты;
  • Конкурс «Исторические задачи» - 5 минут;
  • Конкурс “Посылка из Египта” – 5 минут;
  • Конкурс капитанов «Экскурсия по Египту» 10 минут;
  • Конкурс болельщиков «Узнай Бога» – 5 минут (во время подготовки команд к «Театральному конкурсу»).
  • Домашнее задание «Театральный конкурс» – 10 минут.
  • Подведение итогов и награждение – 3 минуты.

Ход игры

Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту – стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.

Представление жюри.

Представление команд: 5 а класс – «Фараоны» и 5 б класс – «Воины»

Чтобы попасть в современный Египет, достаточно купить билет на самолёт. Но мы с вами  воспользуемся машиной времени, которая переместит нас в Древний Египет. Приготовились. Полетели!  Вот мы и в Древнем Египте.

Конкурс 1. Разминка.

Каждая команда должна ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.  (максимум 10 баллов)

Конкурс 2. Исторические задачи.

Командам по очереди дается по 3 задачи. За каждую правильно решенную задачу по 3 балла.  (максимум 9 баллов)

Задача   «Новый дом»

Из дошедших до нас документов мы узнаём, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать или дверь. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена?

Задача   «Скульпторы»

Каждому хочется выглядеть на фото хотя бы немного красивее, чем в жизни. А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашивали того, кого изображали. Чем это объяснить? Почему вельможи не гневались на мастеров передающих недостатки их внешности?

Задача «Любимые цвета»

Говорят, на вкус и цвет товарищей нет…  А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий – заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ним было такое отношение?

Задача  «Песни Нилу»

Египтяне пели Нилу хвалебные песни. В одной из них сказано, что если Нил медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Дайте объяснение этим словам.

Задача «Две шапки»

Вряд ли разумно надеть на голову одновременно два головных убора. Однако, один египтянин именно так и поступил.

Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?

Задача «Письмо в «царство мёртвых»

Известно, что египтяне писали письма своим умершим родственникам. В них звучали просьбы о помощи или упрёки в бездействии. Писать письмо умершему, с нашей точки зрения, по меньшей мере, бессмысленно. Но видимо египтяне так не считали. Подумайте, почему?

Конкурс капитанов 3. Экскурсия по Египту.

Как морской капитан ведет корабль по выбранному курсу, так и капитан команды ведет игроков нашего конкурса по Древнему Египту. Задание: провести экскурсию по Египту. Объекты и экспонаты предоставляются в виде набора из 5 иллюстраций. За каждую – по2 балла.  (максимум 10 баллов)

Конкурс 4. Посылка из Египта.

Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Капитан спрашивает совета у главного вельможи – визиря. Если он угадает, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.

Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. (Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.)

Подсказки первому визирю:

  • Он был очень важен для земледельцев;
  • Его составили наблюдая за небом;
  • Важное значение имела звезда Сириус;
  • Этим достижением пользуемся и мы;
  • Он состоит из 365 дней.

Ответ: календарь.

Подсказки второму визирю:

  • первыми их стали почитать земледельцы;
  • у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;
  • бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
  • в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
  • их древнеегипетское название – “миу”.

Ответ: кошка.

Конкурс болельщиков 5. «Узнай Бога» (Команды готовятся к 6-му конкурсу)

На экране рисунки богов Древнего Египта. Болельщики команд по очереди называют. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. ( 1 – за имя, 1 – за указание, какой это бог) (максимум 8 баллов)

Конкурс 6. Театральный. Домашнее задание.

В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли артистов и показать сценку из мифологии Древнего Египта. Оцениваются: сценарий, костюмы, артистизм.(по 2 балла. Максимальная оценка – 6 баллов)

Команды показывают сценки: “В царстве мёртвых ”, “Суд над убийцей кошки ”.

Пока жюри подводит итоги демонстрируется видеоролик «Искусство Древнего Египта»  Жюри объявляет итоги игры и награждает команду победителей.

                                                                                                                        Приложение № 1

Сценка «В царстве мёртвых»

На сцене трон Осириса, коврик для чудовища.

Входят Осирис и Исида.

Осирис: Дорогая моя жена Исида. Сегодня мне предстоит судить умершую женщину и вынести решение: будет ли она жить в стране мертвых, где есть свет и тепло, в каналах течёт вода, на полях зреет пшеница, а на пальмах – растут сладкие финики. Или отдать её на растерзание чудовищу с телом льва и зубастой пастью крокодила. Тяжёлая это работа.

Исида: Да, мой любимый муж Осирис, это не легко. Но ты справедливый судья и всё сделаешь правильно. Если надо, я тебе помогу, тем более, что сегодня перед нами предстанет женщина. А я, как известно, защитница всех жён и матерей. Садись на своё место, вот твой жезл и плеть.

Осирис садится на трон, Исида встаёт рядом.

Входит чудовище: Я - чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Я готов выполнить свою работу, проглотить того, кто при жизни творил зло. Входит бог Тот, в руках у него свиток.

Тот: Я тоже готов к работе. Я – бог Тот, запишу все показания умершего подробно и точно.

Входит бог Анубис. Он ведет за руку умершую женщину.

Анубис: Встречайте, я – бог царства мертвых – Анубис. Веду на суд Осириса женщину. Выслушай её внимательно, Осирис, взвесь все её достоинства и недостатки. И прими верное решение.

Женщина Азира: О, справедливый и честный судья Осирис, Меня зовут Азира. Я не делала зла. Я не убивала. Я не крала и не лгала. Я не была причиной слёз. Я не поднимала руку на слабого. Я не завидовала и не сквернословила. Я почитала богов и фараона. Я чиста.

Входит бог Гор.

Гор:   Я бог Гор. Я здесь для того, чтобы проверить правдивость клятвы этой женщины. У нас есть волшебные весы. (Входит актёр-весы) Положим на одну чашу сердце женщины, а на другую – перо богини – птицы Маат.

Сценка «Суд над убийцей кошки»

На сцене кресло для судьи.  Входит судья, садится на кресло. Следом входит писец. Подходит к судье, кланяется.

Писец: Господин судья, сегодня у нас очень сложное дело. Вам предстоит рассмотреть дело об убийстве кошки.

Входят люди. Они возмущены.

- Это неслыханная дерзость!

- Он убил священное животное!

- Мы хотим присутствовать!

- Он достоин самого сурового наказания!

Судья: Я буду очень строг, но справедлив. Ввести преступника!

Двое стражников вводят преступника. Бросают его на колени перед судьёй.

Судья: О, презренный и недостойный! Ты совершил ужасное преступление. И за это нет тебе пощады. Ты сильный и здоровый мужчина посмел лишить жизни маленькое беззащитное животное – кошку.  Как ты посмел?

Подсудимый: О, что же я наделал! Сам не понимаю, как это получилось! Я раскаиваюсь и обещаю никогда этого не делать, если вы меня оставите в живых.

Судья: Наш суд самый справедливый суд на земле. Твое преступление очень тяжкое, но учитывая твое раскаяние, молодой возраст, я приговариваю тебя к пожизненному служению в храме богини-кошки -  Бастет. И да будет так! Увести!

Люди:

- Это справедливое решение!

                                                                                                                                                      Приложение № 2

Протокол оценивания конкурса «Путешествие по Древнему Египту»

Название конкурса

Количество баллов.

Команда 5 а «Фараоны»

Команда 5 б «Воины»

1

Разминка

По 1 за каждый правильный ответ.(всего 10 б.)

2

Исторические задачи

За каждую задачу по 3 б.  (всего 9 б.)

3

Экскурсия по Египту (капитаны)

За каждую иллюстрацию по2 б. (всего 10 б.)

4

Посылка из Египта

(Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.)

5

Узнай Бога (болельщики)

За каждый правильный ответ по 2 б. ( 1 – за имя, 1 – за указание, какой это бог) (всего 8 б.)

6

Театральный

Оцениваются: сценарий, костюмы, артистизм по 2 б. Всего – 6 б.)

Итого:

№ судьи

Команда «Фараоны»

Команда «Воины»

1 судья

2 судья

3 судья

Итого:

Место:

Лучший игрок команды «Фараоны»  _______________________________

Лучший игрок команды «Воины»       _______________________________



Предварительный просмотр:

                               Путешествие в Древний Египет.

Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс.

                                  Машинская Лариса Геннадьевнаучитель истории и обществознания

                                                               МБОУ Школа № 17 городского округа город Уфа РБ.

Интеллектуальная игра завершает изучение раздела “Древний Египет” в 5 классе. Предварительно (за 1-2 недели) учащиеся получают задания для подготовки команд.

Цели:

  • обобщить знания по истории Древнего Востока (тема “Древний Египет”);
  • углубить знания учащихся по мифологии Древнего Египта;
  • активизировать интерес к изучению истории;
  • воспитывать сотрудничество, взаимопомощь;
  • развивать творческую активность при подготовке и во время игры.

В игре принимают участие 2 команды по 10 человек (капитан и 9 игроков). Участники готовят название и эмблему команды и, вместе с группой поддержки, небольшую сценку на тему “Религиозные верования Древнего Египта ”. Баллы, полученные болельщиками за правильные ответы в конкурсе для зрителей, прибавляются к баллам, заработанным командой.

Жюри и помощники ведущих выбираются из старшеклассников, обучающихся в гуманитарном (профильном) классе. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.

Реквизит и оборудование, необходимые для проведения игры:

  • раздаточный материал для конкурсов № 2, 3;
  • презентация на тему урока;
  • две коробки, фигурка кошки, календарь (для конкурса капитанов);
  • жетоны, которые выдаются зрителям за правильные ответы;
  • таблица для подведения итогов каждого конкурса (заполняется жюри в течение игры);
  • грамоты и призы для награждения победителей.

Продолжительность игры: 45 минут:

План проведения:

  • Представление команд – 3 минуты;
  • Разминка – 4 минуты;
  • Конкурс «Исторические задачи» - 5 минут;
  • Конкурс “Посылка из Египта” – 5 минут;
  • Конкурс капитанов «Экскурсия по Египту» 10 минут;
  • Конкурс болельщиков «Узнай Бога» – 5 минут (во время подготовки команд к «Театральному конкурсу»).
  • Домашнее задание «Театральный конкурс» – 10 минут.
  • Подведение итогов и награждение – 3 минуты.

Ход игры

Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту – стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.

Представление жюри.

Представление команд: 5 а класс – «Фараоны» и 5 б класс – «Воины»

Чтобы попасть в современный Египет, достаточно купить билет на самолёт. Но мы с вами  воспользуемся машиной времени, которая переместит нас в Древний Египет. Приготовились. Полетели!  Вот мы и в Древнем Египте.

Конкурс 1. Разминка.

Каждая команда должна ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.  (максимум 10 баллов)

Конкурс 2. Исторические задачи.

Командам по очереди дается по 3 задачи. За каждую правильно решенную задачу по 3 балла.  (максимум 9 баллов)

Задача   «Новый дом»

Из дошедших до нас документов мы узнаём, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать или дверь. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена?

Задача   «Скульпторы»

Каждому хочется выглядеть на фото хотя бы немного красивее, чем в жизни. А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашивали того, кого изображали. Чем это объяснить? Почему вельможи не гневались на мастеров передающих недостатки их внешности?

Задача «Любимые цвета»

Говорят, на вкус и цвет товарищей нет…  А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий – заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ним было такое отношение?

Задача  «Песни Нилу»

Египтяне пели Нилу хвалебные песни. В одной из них сказано, что если Нил медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Дайте объяснение этим словам.

Задача «Две шапки»

Вряд ли разумно надеть на голову одновременно два головных убора. Однако, один египтянин именно так и поступил.

Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?

Задача «Письмо в «царство мёртвых»

Известно, что египтяне писали письма своим умершим родственникам. В них звучали просьбы о помощи или упрёки в бездействии. Писать письмо умершему, с нашей точки зрения, по меньшей мере, бессмысленно. Но видимо египтяне так не считали. Подумайте, почему?

Конкурс капитанов 3. Экскурсия по Египту.

Как морской капитан ведет корабль по выбранному курсу, так и капитан команды ведет игроков нашего конкурса по Древнему Египту. Задание: провести экскурсию по Египту. Объекты и экспонаты предоставляются в виде набора из 5 иллюстраций. За каждую – по2 балла.  (максимум 10 баллов)

Конкурс 4. Посылка из Египта.

Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Капитан спрашивает совета у главного вельможи – визиря. Если он угадает, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.

Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. (Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.)

Подсказки первому визирю:

  • Он был очень важен для земледельцев;
  • Его составили наблюдая за небом;
  • Важное значение имела звезда Сириус;
  • Этим достижением пользуемся и мы;
  • Он состоит из 365 дней.

Ответ: календарь.

Подсказки второму визирю:

  • первыми их стали почитать земледельцы;
  • у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;
  • бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
  • в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
  • их древнеегипетское название – “миу”.

Ответ: кошка.

Конкурс болельщиков 5. «Узнай Бога» (Команды готовятся к 6-му конкурсу)

На экране рисунки богов Древнего Египта. Болельщики команд по очереди называют. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. ( 1 – за имя, 1 – за указание, какой это бог) (максимум 8 баллов)

Конкурс 6. Театральный. Домашнее задание.

В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли артистов и показать сценку из мифологии Древнего Египта. Оцениваются: сценарий, костюмы, артистизм.(по 2 балла. Максимальная оценка – 6 баллов)

Команды показывают сценки: “В царстве мёртвых ”, “Суд над убийцей кошки ”.

Пока жюри подводит итоги демонстрируется видеоролик «Искусство Древнего Египта»  Жюри объявляет итоги игры и награждает команду победителей.

                                                                                                                        Приложение № 1

Сценка «В царстве мёртвых»

На сцене трон Осириса, коврик для чудовища.

Входят Осирис и Исида.

Осирис: Дорогая моя жена Исида. Сегодня мне предстоит судить умершую женщину и вынести решение: будет ли она жить в стране мертвых, где есть свет и тепло, в каналах течёт вода, на полях зреет пшеница, а на пальмах – растут сладкие финики. Или отдать её на растерзание чудовищу с телом льва и зубастой пастью крокодила. Тяжёлая это работа.

Исида: Да, мой любимый муж Осирис, это не легко. Но ты справедливый судья и всё сделаешь правильно. Если надо, я тебе помогу, тем более, что сегодня перед нами предстанет женщина. А я, как известно, защитница всех жён и матерей. Садись на своё место, вот твой жезл и плеть.

Осирис садится на трон, Исида встаёт рядом.

Входит чудовище: Я - чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Я готов выполнить свою работу, проглотить того, кто при жизни творил зло. Входит бог Тот, в руках у него свиток.

Тот: Я тоже готов к работе. Я – бог Тот, запишу все показания умершего подробно и точно.

Входит бог Анубис. Он ведет за руку умершую женщину.

Анубис: Встречайте, я – бог царства мертвых – Анубис. Веду на суд Осириса женщину. Выслушай её внимательно, Осирис, взвесь все её достоинства и недостатки. И прими верное решение.

Женщина Азира: О, справедливый и честный судья Осирис, Меня зовут Азира. Я не делала зла. Я не убивала. Я не крала и не лгала. Я не была причиной слёз. Я не поднимала руку на слабого. Я не завидовала и не сквернословила. Я почитала богов и фараона. Я чиста.

Входит бог Гор.

Гор:   Я бог Гор. Я здесь для того, чтобы проверить правдивость клятвы этой женщины. У нас есть волшебные весы. (Входит актёр-весы) Положим на одну чашу сердце женщины, а на другую – перо богини – птицы Маат.

Сценка «Суд над убийцей кошки»

На сцене кресло для судьи.  Входит судья, садится на кресло. Следом входит писец. Подходит к судье, кланяется.

Писец: Господин судья, сегодня у нас очень сложное дело. Вам предстоит рассмотреть дело об убийстве кошки.

Входят люди. Они возмущены.

- Это неслыханная дерзость!

- Он убил священное животное!

- Мы хотим присутствовать!

- Он достоин самого сурового наказания!

Судья: Я буду очень строг, но справедлив. Ввести преступника!

Двое стражников вводят преступника. Бросают его на колени перед судьёй.

Судья: О, презренный и недостойный! Ты совершил ужасное преступление. И за это нет тебе пощады. Ты сильный и здоровый мужчина посмел лишить жизни маленькое беззащитное животное – кошку.  Как ты посмел?

Подсудимый: О, что же я наделал! Сам не понимаю, как это получилось! Я раскаиваюсь и обещаю никогда этого не делать, если вы меня оставите в живых.

Судья: Наш суд самый справедливый суд на земле. Твое преступление очень тяжкое, но учитывая твое раскаяние, молодой возраст, я приговариваю тебя к пожизненному служению в храме богини-кошки -  Бастет. И да будет так! Увести!

Люди:

- Это справедливое решение!

                                                                                                                                                      Приложение № 2

Протокол оценивания конкурса «Путешествие по Древнему Египту»

Название конкурса

Количество баллов.

Команда 5 а «Фараоны»

Команда 5 б «Воины»

1

Разминка

По 1 за каждый правильный ответ.(всего 10 б.)

2

Исторические задачи

За каждую задачу по 3 б.  (всего 9 б.)

3

Экскурсия по Египту (капитаны)

За каждую иллюстрацию по2 б. (всего 10 б.)

4

Посылка из Египта

(Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.)

5

Узнай Бога (болельщики)

За каждый правильный ответ по 2 б. ( 1 – за имя, 1 – за указание, какой это бог) (всего 8 б.)

6

Театральный

Оцениваются: сценарий, костюмы, артистизм по 2 б. Всего – 6 б.)

Итого:

№ судьи

Команда «Фараоны»

Команда «Воины»

1 судья

2 судья

3 судья

Итого:

Место:

Лучший игрок команды «Фараоны»  _______________________________

Лучший игрок команды «Воины»       _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»

Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...

Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»

Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...

Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки спорта" для 6-9 классов.

Теоретические знания в области здорового образа жизни,  физической культуры и спорта...

Сценарий интеллектуальной игры "Знатоки Шелеховского спорта" для 6 классов.

Узнать о развитии спорта и физическоу кльтуре  в городе Шелехова и Шелеховском районе...

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов можно использовать в рамках мероприятий ко Дню учителя в ОУ, а добавив номара ученической самодеятельности представить целую конц...

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов

Сценарий интеллектуальной игры для учителей и учеников старших классов, добавив номера ученической самодеятельности можно успешно провести мероприятие в рамках празднования Дня учителя....

Сценарий интеллектуальной игры по праву для 8-11 классов "Основной закон жизни"

Интеллектуальная игра, посвященная Конституции Российской Федерации...