Практикумы по истории России (9 класс)
материал по истории (9 класс)

Курбатова Ольга Алексеевна

На основании нового учебника по истории России  в 2х частях (9 класс) под редакцией А.В.Торкунова и рабочей тетради в 2х частях, составленных  авторским  коллективом: А.А.Даниловым, Л.Г.Косулиной и др. я предлагаю  целую серию практикумов. Они составлены мною на единых рабочих листах и очень удобны в работе с учащимися с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

________________________________________________________________________________

Практикум. Национальная  и религиозная политика Николая I. Этнокультурный  облик страны. (с.80 -86)

  1. Положение в Царстве Польском (с.80-81)

Задание 1. Впишите данные в таблицу

Восстание в Царстве Польском

Причины

Основные события

Итоги

Последствия

  1. Политика по отношению к Финляндии (с.82)

Задание  2. Что изменилось в Финляндии при императоре Николае I?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Положение в Западном крае (с.82-83)

Задание 3.  Используя текст учебника, закончите предложения.

  1. В  Северо-Западный край входили_________________________________________________

______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________губернии.

  1. В  Юго-Западный край входили ___________________________________________________

___________________________________________________________    губернии.

  1. В 1832 г.  было образовано __________________________________________________.
  2. В 1850 г. было образовано ___________________________________________________ .
  3. В 1847 г. правительство разгромило _____________________________________________

____________________________________________________________________________ .

  1. Участник  этой организации  поэт  _______________________________________________

_____________________________________________________________________________ .

  1. Положение евреев  в  Российской  империи (с. 83)

Задание 4.     Что изменилось в положении евреев при Николае I ?   

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________  

  1. Власть и  религиозные  конфессии в первой половине XIX в. (с.84-85)     

Задание 5. Ответьте на вопросы, используя текст учебника.

  1. Какую религию использовало большинство населения Российской империи?

_______________________________________________________________________

  1. Являлось ли старообрядчество официально признанной религией?

______________________________________________________________________

  1. Какое население исповедало  католическую веру?

_______________________________________________________________________

  1. Что такое униатская церковь?

________________________________________________________________________

  1. Какую религию исповедали финны?

_______________________________________________________________________

  1. Чем отличались мусульмане, проживающие на территории России?

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

________________________________________________________________________________

Практикум. Национальная политика Александра I. (с.44-49)

1.Финляндия в составе России (с.44-45)

Задание 1.

Кратко опишите, каким стало управление Финляндией  после присоединения её к России.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Царство Польское и его Конституция (с 45)

Задание  2. Заполните таблицу

Когда  была принята Конституция?

Как осуществлялось управление Царством Польским?

Основные права жителей Царства Польского

Значение Конституции

Последствия принятия Конституции

3. Прибалтика в составе России (с.46)

Задание 3. Вставьте в текст,   пропущенные слова и даты.

В  Прибалтике большинство  помещиков составляли __________________________, а их крепостными крестьянами были предки современных ________________________ и __________________________. Александр I  в ___________ году запретил продажу крестьян без _________________.  В _________ и ________ годах  он отменил    ________________________

_____________ в  Прибалтике.  При этом вся земля признавалась ________________________

помещиков, а крестьяне должны были _________________________________ её у них.

4. Народы Сибири. Население Кавказа (с. 46-48)

Задание 4. Заполните таблицу, указав в ней, как можно больше народов, населявших  в XIX веке территории Сибири и Кавказа.

Народы Кавказа

Народы Сибири

Задание 5.  Запишите значение понятий:

Автономия - ____________________________________________________________________

Сейм -__________________________________________________________________________

Инородцы - _____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

________________________________________________________________________________

Практикум. Национальная  и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе  и  в России (с.146 – 151)

  1. Европейские революции 1848-1849 гг. и Россия (с.146-147).

Задание 1. Как повлияли революции в Европе на ситуацию в Российской империи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Восстание в Царстве Польском в 1863-1864 гг.  (с.147-148)

Задание 2. Впишите данные в таблицу

Причины

Основные события

Итоги

Последствия

  1. Преобразования в Финляндии (с.148)

Задание  3. Что изменилось в Финляндии при императоре Александре  II ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Политика России на Кавказе (с.148)

Задание 4. Каковы были особенности политики России  на Кавказе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Положение в Западных губерниях (с.148 -150)

Задание 5.  Как правительство  относилось  к украинцам (малороссам) и белорусам?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Политика правительства по отношению к евреям (с. 150)

Задание 6.     Что изменилось в положении евреев при Александре II?   

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________  

  1. Власть и  церковь в период великих реформ (с.150 -151)     

Задание 7. Ответьте на вопросы, используя текст учебника.

  1. Перечислите реформы, которые  в  1860-ые затронули Русскую православную церковь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как изменилось положение старообрядцев при Александре II ?

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Когда было осуществлено издание Синодального перевода Библии и  в  чём его значение?

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

________________________________________________________________________________

Практикум. Культурное пространство империи во  второй половине  XIX в.:  достижения российской науки и образования  (с. 36 - 41).  

Задание 1. Выпишите из учебника (п.1)  а) названия типов начальных школ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) виды среднего образования: __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

в)  виды высшего образования: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2.  Запишите названия музеев, которые существовали во второй половине XIX века в Москве и Петербурге (п.2).

Музеи Москвы: _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Музеи Петербурга: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Опираясь на текст учебника (п.3) заполните таблицу:

Учёный

Отрасль науки

Открытие

Задание 4. Установите соответствие между фамилией путешественника и районом, в котором он проводил исследования. Запишите буквы (А-Г) в соответствующие колонки таблицы.

                    Путешественник                                                                            Район исследования

  1. Н.Н.Миклухо-Маклай                                                               А) северная часть Тихого океана,

                                                                                                           Северный Ледовитый океан                      

  1. С.О.Макаров                                                                               Б) Центральная Азия
  2. П.П.Семёнов – Тян – Шанский                                               В) Уссурийский край, Монголия,
  3.  Н.М.Пржевальский                                                                    Китай, Средняя Азия                    

                                                                                                        Г) Новая Гвинея

                                                                                                       

Ответ:  

1

2

3

4

Задание 5. Используя материал учебника, найдите правильные ответы:

А) Создателем новой науки – почвоведения стал: ____________________________________

Б) Основателем отечественной космонавтики является: ______________________________

В) Изобретателями электрической лампочки считаются: _______________________________

___________________________________________________________________________________

Г) «Курс  лекций по истории России» был составлен:_______________________________________

Д) Автором   «Толкового словаря живого  великорусского языка» является: __________________



Предварительный просмотр:

________________________________________________________________________________

Практикум. Культурное пространство империи во  второй половине  XIX в.:  русская литература  (с.42 - 47).  

Задание 1. Перечислите, используя  информацию из пункта 1 (с.42-44), а также   собственные знания,  известные  вам произведения поэтов и писателей второй половины   XIX века:

М.Е.Салтыков – Щедрин _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.А.Некрасов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Н.С.Лесков______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.М.Достоевский_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Л.Н.Толстой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.П.Чехов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И.С.Тургенев _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Подчеркните  правильный ответ.

  1. Основным художественным направлением в литературе второй половины   XIX века являлся:

А) классицизм; Б) романтизм; В) критический реализм.

        2) М.Е.Салтыков – Щедрин был  непревзойдённым  мастером:

              А) короткого рассказа; Б) социальной сатиры; В) любовного романа.

Задание 3. Впишите имена, известных современников, о которых идёт речь.

Великий русский писатель, автор романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»

_______________________________________

Великий французский писатель, автор романов «Собор Парижской Богоматери»,  «Отверженные», «Девяносто третий год»

________________________________________

Задание 4. Проведите линии, соединив в схеме фамилии писателей и их произведения.



Предварительный просмотр:

________________________________________________________________________________

Практикум. Культурное пространство империи во  второй половине  XIX в.:  художественная культура  народов России  (с.47 - 52).  

Задание 1. Определите, используя  информацию из пункта 2 (с.47-49), авторов   следующих картин  второй  половины   XIX века:

А) «Алёнушка», «Богатыри», «Витязь на распутье» - _______________________________

Б) «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо  турецкому султану» -____________________

В) «Неизвестная», «Неутешное горе», портрет Л.Н.Толстого - _____________________________

Г) «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» - ______________________________________

Д) «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на Пасху»- ___________________

Задание 2.   Почему  этих  художников  называли «передвижниками»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Впишите пропущенные слова (п.3):

  1. Автором исторических портретов: «Иван Грозный»,  «Пётр Первый» и др. был скульптор _________________________________________ .
  2. Памятник __________________________ был установлен  в  ___________________ в 1880 году  скульптором ____________________________________________ .
  3. Автором памятника «________________________________________________________» в Новгороде является ___________________________________________ .
  4. В архитектуре появился новый стиль - ____________________________________, который основан на смешении различных стилей.
  5. Здание Исторического музея в Москве было выполнено  в ___________________________ стиле.

Задание 4. Определите  из  п.4 «Музыка»:

  1. Какие музыканты входили в кружок «Могучая кучка»?_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Автором балета «Лебединое озеро» является _____________________________________
  2. Главным оперным театром в Петербурге был _____________________________________
  3. Известный пианист и дирижёр России ____________________________________________

Задание 5. Выдающийся драматург, автор около полусотни пьес, многие из которых были поставлены в Малом театре:

Задание 6. Заполните таблицу, в которой укажите характерные особенности художественного исполнения изделий  российских промыслов во второй половине XIX века.

Художественные промыслы (с.52-53)

Дымково

Гжель

Хохлома

Палех

Павловский Посад

Сергиев  Посад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикумы по истории России 10 класс

Практикум по теме: 1) Восточные славяне в древности 2) Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси 3) Древнерусское государство и общество 4) Раздробленность Руси 5) Русь и Восток....

Урок - практикум по истории России на основе ЭОР. Борьба Руси с западными завоевателями.

Урок - практикум  по истории России на основе ЭОРТема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.Учебник:  «История России» 6 классАвтор: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина....

Урок-практикум по истории в 7 классе «Экономика России в 1 четверти XVIII века»

Планурока:1)    ЦелиинаправленияэкономическойполитикиПетраI.2)    Петровскиемануфактуры.3)    Развитиесельскогохозяйства, ремеселиторговливIчетвертиXVIIIве...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

практикум по истории "Россия в 18 веке" 7 класс

практикум по истории " Россия в 18 веке". 7 класс....

Практикум по истории России (9 класс)

Практикум по истории "Серебряный век русской культуры"(9 класс) для  обучащихся с ОВЗ составлен по учебнику под редакцией  академика А.В.Торкунова с использованием материала рабоче...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...