«Обучение приемам самостоятельной работы на основе исторического и обществоведческого материала»
рабочая программа по истории (10 класс)

Якимова Лариса Юрьевна

Программа курса предназначина для учащихся средней школы, планирующих сформировать компетенции, обеспечивающие эффективность обучения, способность к самостоятельной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_priemam_samostoyatelnoy_raboty.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 140»

Утверждаю:

Директор МБОУ «Школа № 140»

________________Т.В. Широкова

«Обучение приемам самостоятельной работы на основе исторического и обществоведческого материала»

10 класс

                                                                         

                                                                         Автор-составитель:

                                                                                   Якимова Лариса Юрьевна

                                                                                      учитель истории и                                                                             обществознания

Пояснительная записка

Курс «Обучение приемам самостоятельной работы на основе исторического и обществоведческого материала» предназначен для учащихся 10-х классов, планирующих  сформировать компетенции, обеспечивающие эффективность обучения, способность к самостоятельной работе. Время реализации 1 год. Программа курса включает 28 занятий по 1,5 часа. Продолжительность курса 42 академических часа. Наполняемость группы 5 человек. Начало занятий с 1 октября, окончание – до 25 мая.

I. Планируемые результаты освоения учебного курса 

Результаты освоения курса ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках предметной области «Общественно-научных предметов» История, Обществознание, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:

– овладение ключевыми понятиями и закономерностями  предметной области, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучения Истории и Обществознания;

– умение выполнять практические задания на основе восприятия информации, при чтении и конспектировании текстов, осмысливать, перерабатывать, интерпретировать необходимую информацию.

Цель курса

Данный курс направлен на формирование навыков самостоятельной работы, т.е. видов деятельности, инициируемых самими учащимися на уровне среднего общего образования. Самопроизвольно, без специальной подготовки такую деятельность могут организовать и выполнять далеко не все выпускники.

Ученик научится:

–        определять последовательность событий, явлений, процессов;

  • характеризовать особенности политического процесса в России;

–        характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

–        работать с историческими документами;

–        сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

–        критически анализировать информацию из различных источников;

–        использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

–        составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, Интернет-ресурсов;

–        работать таблицами, картами и схемами, диаграммами;

–        читать легенду исторической карты;

–        владеть основной современной терминологией исторической науки и обществознания, предусмотренной программой;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

–        использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
  • обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события

–        давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.

  • выполнять задания на сравнение, задания – задачи, на установление истинности двух суждений, анализ статистических данных, различение фактов и мнений в социальной информации, задания с развернутым ответом на основе научных текстов из различных разделов обществознания;
  •  осуществлять поиск и отбор социальной информации по заданной теме из различных ее носителей: материалов СМИ, учебного текста, адаптированных источников;
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, деятельности людей в различных сферах из средств массовой информации (СМИ), обществоведческого опыта;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие  типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

        Специфика занятий состоит в том, чтобы учащиеся овладели технологией выполнения заданий разного типа на основе содержания обществоведческого  курса, умели осуществлять самооценку, взаимооценку по заранее определенным критериям, овладели приемами рефлексии.

        II. Содержание учебного курса

В курсе представлены четыре содержательные линии обучения приемам самостоятельной работы на основе исторического и обществоведческого учебного материала:

1. Восприятие учебной информации:

  • правильное следование инструкциям, алгоритмам;
  • наиболее полное запоминание услышанного: выделить ключевые слова, опорные суждения, умозаключения;
  • ориентация в задании;
  • выделение основных мыслей;
  • умение делать выводы, заключения;
  • умение конспектировать с использованием приемов: выделение заглавных букв ключевых понятий; заключение в рамку основных идей, выводов, суждений; подчеркивание фактов, суждений, умозаключений, построение структурно-логических схем, анализ диаграмм.

2. Работа с текстом:

  • умение воспроизводить прочитанное;
  • умение делать вывод, обобщение информации;
  • формулировать новые идеи на основе прочитанного;
  • эффективное чтение.

3. Усвоение знаний, как сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные процессы и обеспечивающая прием информации, смысловую переработку, воспроизведение:

  • формулировка понятий: объем понятия, содержание понятия и его обобщение;
  • составление плана: простого, тезисного, проследить по тексту как от суждения а) перешли к суждению b);
  • графическое изображение структуры текста;
  • конспектирование;
  • работа со словарем, справочниками, документами;
  • работа с Интернет-ресурсами.

4. Закрепление и систематизация, полученных знаний:

  • отбор информации по заданию: описать, характеризовать, сравнить, оценить, объяснить, доказать, подтвердить;
  • составление таблиц, схем, диаграмм;
  • запоминание:
  • написание эссе; рефератов, творческих работ;
  • составление библиографии;
  • выполнение тестовых заданий.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ учебного занятия

Название

темы

Количество часов

1. Восприятие учебной информации

1.

Передача информации, отображающей предметное содержание: правильная ориентация в задании, следование алгоритмам

1,5 ч.

2.

Приемы запоминания: выделить ключевые слова, опорные суждения, умозаключения

1,5 ч.

3

Планирование, прогнозирование

1,5 ч.

4.

Ведение записей

1,5 ч.

5.

Конспектирование учебного материала

1,5 ч.

6.

Алгоритм подготовка к семинарскому занятию

1,5 ч.

2. Работа с текстом

7.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое

1,5 ч.

8.

Тезисный план текста. План ответа. Постановка учебной цели.

1,5 ч.

9.

Реферирование – изучение литературы по заданной теме: отбор материала (деление на главы и параграфы),

1,5 ч.

10.

Написание реферата: вступления, заключения, оформление библиографии, приложений и примечаний

1,5 ч.

11.

Оформление содержания и текстовых сносок.

1,5 ч.

Типы учебных задач по работе с информацией

12.

Описание: процессов, явлений, событий

1,5 ч.

13.

Характеристика: исторической личности, внутренней, внешней политики

1,5 ч.

14.

Характеристика: исторического периода, сферы жизни общества

1,5 ч.

15.

Сравнение, оформление результатов в таблицу

1,5 ч.

16.

Оценивание, оформление результатов в таблицу

17.

Воспроизведение прочитанного, обобщение информации, актуализация имеющихся знаний (составление кластера) для перехода к новому знанию

1,5 ч.

18.

Обоснование, доказательство. Что такое обществоведческий опыт и как он приобретается.

1,5 ч.

19.

Аргументы и статистические данные на основе примеров из истории.

1,5 ч.

20.

Приемы формулирования суждений, умозаключений

1,5 ч.

3. Усвоение знаний

21.

Формулировка понятий. Схема построения понятия: дефиниция понятия, объем понятия, содержание, обобщение, ограничение.  

1,5 ч.

22.

Работа с источниками, дополнительной литературой, словарями, справочниками.

1,5 ч.

23.

Привлечение Интернет-ресурсов. Оформление библиографии

1,5 ч.

4. Закрепление и систематизация знаний

24.

Работа с тестовыми заданиями

1,5 ч.

25.

Работа с тестовыми заданиями, требующими развернутого ответа

1,5 ч.

26.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую: текст, схема, диаграмма, таблица.

1,5 ч.

27.

Написание исторического эссе

1,5 ч.

28.

Написание обществоведческого эссе

1,5 ч.

Всего занятий: 28

Всего часов: 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы самостоятельной работы с лингвистическим тестом

На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами самостоятельной работы с учебником, умением самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, с...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

 Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не мож...

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности

       Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельно...

Некоторые приемы самостоятельной работы с учебной книгой на уроках математики.

Одним из способов усвоения учебной информации является работа с учебным пособием.Чтобы работа с учебной книгой была целенаправленная и продуктивная, формулируются задачи, планируются виды учебной деят...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

В представленном материале рассмотрены некоторые  методы и приемы самостоятельной работы, которые могут разнообразить  занятия с обучающимися в дополнительном образовании:1. Задания на устан...

Мастер-класс «Приемы самостоятельной работы с учебником в рамках реализации системно-деятельностного подхода»

Моё выступление на Едином методическом совете 28 апреля 2017 года  - это показ мастер-класса. Мой первый опыт...не судите строго....

Приемы самостоятельной работы на уроках математики

Обучение приемам самостоятельной работы на уроках математики – средство воспитания самостоятельности как черты личности...