История 5 класс. Древний Рим
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кирьянова Ирина Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_03_istoriya_5_klass_drevneyshiy_rim.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории Древнего мира  в 5-м классе по теме "Древнейший Рим"  (сл.1)

Цели: ( сл. 2)  - познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима; какое влияние оказали эти особенности на развитие экономики Рима;

        - познакомиться с легендой об основании Рима;

        - выяснить, каким был политический строй в Риме

        - развивать  умение работать  картой, находить нужную информацию;

Оборудование: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

Основные понятия урока :

Плебеи – переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции – потомки основателей Рима.

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

Дата : 753 год до н. э. – основание Рима.

                                        Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.

 Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но   значение этих слов вы узнаете сегодня.

- Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим . Покажите этот путь на карте.

3. Изучение нового материала.

                        1) рассказ учителя сопровождается составлением таблицы

- Ребята, а что вы знаете об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)

План урока ( сл. 3)

1. Местоположение Рима и его природные особенности.
2. Легенда об основании Рима.

 3. Город на семи холмах и его обитатели.
4. Управление в древнейшем Риме.

( сл. 4)

- Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

- Какой полуостров мы с вами изучали на Средиземном море? ( Балканский)

 - Какое государство на нём находится?

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

- Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).

( сл. 5 ) сделаем вывод:

                         Греция                                                          Рим

    На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф  - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

-  Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

-  Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)

- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?

                        2) работа по учебнику:

-( сл. 6)  Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)

-  Запишем термины ( сл. 7)

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

                3) Город на семи холмах и его обитатели.

-  Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на  холмах левобережья Тибра жило много поселений. Они постепенно объединялись.

- Чем же занималось население? ( сл. 8)

        1) осушали болотистые низины между холмами,

        2) возводили укрепления

        3) строили храмы богов

        4) выбирали общих правителей

- ( сл. 9) Что же представляли собой дома римлян? ( стр. 205)  Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля.

-( сл. 10)  Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.

 -( сл. 11)  А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов)

- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)

- А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз.

                        4) легенда о подвиге Муция.

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся их  надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

 ( сл. 12) Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.

Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.

Но уже к VIII  веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.

                                Стр. 227- легенда

                        5) работа по учебнику:

Римский народ делился также на ( сл. 13)  патрициев ( древнейшие жители Рима)  и плебеев   ( переселенцы из других областей Италии)  Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. ( сл. 14)  Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин – патрициев. Функции : ( сл. 15)

1)  объявляло войну,

2) заключало мир,

3) выбирало царя, правившего пожизненно

- НО однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу гордый. Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии мы с вами будем говорить на  следующем уроке.

6. Подведение итога урока.

                Вопросы на стр. 208

7. Домашнее задание:

          параграф 44, вопросы, записи, рабочая. Тетрадь № 55 - 57

Тема: Древнейший  Рим

Цель урока: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

2-3

Организационный момент: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Сегодня на уроке мы начнем изучать последний этап в истории древнего мира – это история Рима, которая охватывает период почти1500 лет.

Приветствуют учителя, садятся на места

II

10

Актуализация знаний по теме «Завоевания Александра Македонского»

Прежде чем перейти к истории Рима, давайте проведем не большую письменную работу, чтобы проверить, как вы усвоили предыдущий материал.

Карточки с заданиями дл всего класса:

I 1.Кто был учителем Александра

А) Демосфен Б) Аристотель  В) Исократ

2.По легенде, кто разрубит Гордиев узел, будет владеет

А)  всем миром  Б) Азией  В) Египтом

3.В каком возрасте  Александр вступил на престол

А) 18  Б)  20  В) 23

4.В битве на р. Граник Александр одержал победу начав поход на

А) Афины Б) Спарту  В) Малую Азию

5.Решающие сражение между Алесандром и Дарием III произошло

А) при г. Исс   Б) при Гавгамелах  В) в Вавилоне

II Установите последовательность событий:

Битва при Гавгамелах.

Распад державы Александра Македонского.

Возвращение Александра в Вавилон.

Осада Тира, захват Египта.

Поход в Индию.

Вторжение в Малую Азию.

Выполняют работу с карточками.

III

20

Изучение нового материала:

Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии древнего мира, охватывающего время с начала I тысячелетия до н.э. и до конца V в. До н.э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как он был образован, и как жили его древнейшие жители.

Открываем тетради и записываем тему урока. (слайд 1)

Прежде всего давайте познакомимся с географическим положением Рима (слайд 2)

- Где находится Италия?        

- Какие моря ее омывают?

- Каково очертание побережья?

- Какие реки протекают на Аппенинском полуострове?

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?

- Какие горы прикрывают Италию с севера?

Вы уже знакомы с природмыми условиями Древней Греции сравните их с Италией.

Признаки для сравнения:

- Способствовало ли мореплаванию очертание побережья?

- Рельеф местности.

- Растительность.

- Плодородие почв.

- Водные ресурсы.

Как вы думаете, влияют ли природные условия страны на жизнь, занятия ее жителей?

Аппенинский полуостров издавна населяли множество племен (этруски, умбры, самниты, латины и т.д.). История одного из таких народов гласит нам об основании Рима.

Открываем учебник § 44, п.1 «Легенда об основании Рима» и прчитаем.

Почему в центре Рима стояла статуя волчицы? Что в этой сказке ложь, а что намек? (слайд 3)

Римляне верили в легенду о братьях- близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основание – в 753 году до н. э. на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим. 

В истории Рима выделяет 3 основных периода (слайд 4) отметим их в тетради:

1) Царский 8 – 6 вв

2) Республика 6-1 вв

3) Империя 1-5 вв

Первый период – становления Рима, а так же правления царей. А кто же управлял Римом по мимо царя? В этот период упоминаются имена 7 царей, при которых Рим достиг главенствующего положения. Имя первого царя мы знаем – Ромул (ромул, нума помпилий, тулл гостилий, анк маркций, тарквиний присксервий тулий, торквиний гордый) имя последнего Тарквиний Гордий.

В 509 г. до н.э. патриции решили больше не выбирать царей. Пусть управление Римом будет делом всего общества. Такое управление называется республикой.

А кто же такие патриции?

Все население Рима делилось (слайд 5): на патрициев – потомки основателей Рима, которые обладали всеми правами, и плебеев – переселенцы из других областей Италии и завоеванных территорий.

В управлении Римом принимали участие только патриции (слайд 6). Старейшины родов заседали в Совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному Собранию. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало пожизненно царя.

Открывают тетради записывают число и тему урока.

Смотрят на слайд и отвечают на вопросы.

Сравнивают природные условия Греции и Италии

Ответ на вопрос.

Открывают учебник, читают и пересказывают легенду.

Отвечают на проблемный вопрос.

Запись в тетради.

Запись в тетради.

Запись в тетради

IV

6

Рефлексия (слайд 7)

Ответы на вопросы

V

1-2

Домашнее задание (слайд 8): § 44, рабочая тетрадь №  55,56

Запись домашнего задания в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по истории Тема : Древний Китай и Древняя Индия

Тема : Древний  Китай и Древняя Индия .Цели: 1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе те...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

Исторический диктант по истории Древнего мира в 5 классе "Древний Восток"

Данный материал представляет собой исторический диктант на проверку знаний учащихся по истории Древнего Востока(Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия). Ответы и критерий оценки результатов....

"История искусства" (Древняя культура. Древний Египет)

Исторический текстовый и иллюстративный материал (от зарождения цивилизации до Древнего Египта)....

Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.

  Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...

Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"

Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...