План-конспект урока по истории в 7 классе по теме «Московский князь Иван Калита»
план-конспект урока по истории (7 класс)

Борисова Юлия Александровна

Конспект урока для 7 класса по теме: «Московский князь Иван Калита»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspiekt-uroka-istorii-otiechiestva-v-7-klassie-s.docx146.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ УРОКА

По Истории Отечества

В 7 классе

На тему: «Московский князь Иван Калита»

Учитель истории:

Борисова Ю.А.

Тип урока: комбинированный

Цель: рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.

Задачи:

Образовательные:

  • показать, какие изменения появились в Москве в годы княжения Ивана Калиты;
  • дать краткую характеристику князю Ивану Даниловичу;
  • подвести к пониманию, что московское княжество увеличилось и укрепилось при Иване Калите.

Коррекционно-развивающие:

  • учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам;
  • развивать умения устанавливать  последовательность событий, определять их длительность, соотносить год с веком путём работы с «Лентой времени».

Воспитательные:

  • прививать интерес к истории Отечества.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать режим охраны здоровья, путём проведения динамической паузы.

Оборудование: мультимедийная установка, предметные картинки.

Основные знания: Иван Калита – первый московский князь, «собиратель земли русской».

Словарь: калита

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

I. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня у   нас уроке гости. Постарайтесь показать свои знания и умение работать.

-Кто сегодня отсутствует на уроке?

Приветствуют учителя и гостей.

Рапорт дежурного.

II. Повторение пройденного материала

Проводит  опрос учащихся:

-Какую дату считают датой основания Москвы? Укажите эту дату на ленте времени. Какой это век?

Как определили век?

Какой сейчас год? Укажите его на ленте времени. Какой это век? Как определили век?

-Сколько лет прошло с первого упоминания о Москве в летописях? А сколько веков?

-Кого считают основателем Москвы?

-Как звали первого московского князя?

-Опираясь на символы, назовите  причины возвышения Москвы.

Какой документ обязан был получить князь. Чтобы управлять государством? К кому он должен был поехать?

1147г.

Ученик работает с лентой времени.

2017г.

(2017-1147 =870)

8 веков

Основателем Москвы считают князя Юрия Долгорукого.

Первым московским князем был Даниил Александрович.

1.Развитие земледелия и ремёсел (пахотные земли)

2.Москва - центр русских земель.

3. Пересечение торговых путей (Москва-река)

4. Москву окружали леса. Город находился вдали от границ.

Ярлык на великое княжение князья получали от хана Золотой Орды.

Работа в программе MimioStudio

III. Сообщение темы урока

Актуализация знаний.

Соотнесите десятичные дроби с буквами и вы узнаете тему сегодняшнего урока!

 

Вводное слово учителя.

В XIV в. первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил Александрович. Но большую славу приобрёл его внук Иван, по прозвищу Калита. При нём незаметный и маленький городок Москва, будущая столица и наша с вами малая родина, стал известен всей Руси.

«Московский князь Иван Калита, его успехи»

- Впишите тему урока в рабочий лист.

Выполняют задание.

Получают слова:

Иван Калита

Слайд №1

IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

Словарная работа КАЛИТА

  1. Личность князя Ивана Даниловича
  2. Политика Ивана Калиты
  3. Рост и укрепление Москвы во время правления Ивана Калиты.
  4. Расправа над Тверью

По ходу рассказа совместно с учащимися составляется опорная схема:

Слушают

Участвуют в составлении схемы

Слайды

№ 2-9

Динамическая пауза

У учащихся на партах заранее лежат иллюстрации. По цепочке необходимо каждому ученику выйти к доске и прикрепить картинки на доску.

  • Юрта-изба
  • Баскаки-бояре
  • Лапти - Башмаки
  • Кумыс – квас
  • Халат – рубаха
  • Хан – князь
  • Новгород-Сарай

Выполняют задание

Слайд №10

V.Закрепление изученного материала

Задание 1. Соберите картинку. Как называется этот предмет?

Задание 2. Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:

«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.

Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита»,   боярина.

Задание 3. Покажите на карте, московское княжество к концу правления Ивана Калиты.

Задание 4.Опираясь на схему докажите, что Иван Калита сделал много полезного для народа.

Задание 5. Соотнесите даты и события

Дата

Событие

1147г.

Начало княжения Ивана Калиты

1325г.

Основание Москвы

Работа с интерактивным приложением

Работают с текстом. Один ученик работает у доски.

Остальные вставляют пропущенные слова на карточках.

Работают с картой.

Работают по схеме. Дают полный ответ.

Работают с интерактивным приложением и в рабочих листах.

Работа в программе MimioStudio

VI. Итог урока

Домашнее задание

Фронтальный опрос учащихся:

-О каком князе мы сегодня говорили?

-Что сделал Иван Калита для Москвы?

-

С.265-269, подготовить ответы на вопросы

V. Рефлексия.

Если вы считаете что вы со всем справились и давали верные ответы, то поставьте  знак , если было непонятно и вы не справлялись то покажите знак

Выставление оценок.

Комментирование работы на уроке, выставление оценок.


Рабочий лист

Тема урока: __________________________________________________________________

  1. Впишите даты на ленту времени

1147г., 2017г.

  1. Соотнесите десятичные дроби с буквами

   

1,2 –А            8,4 – Н           2,9 – Т

3,5 – В          0,9 – Л

0,7 – И          1,1 – К

  1. Почему князя Ивана Даниловича прозвали «Калита»?

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенные слова:

«Каждый год в Москве собиралась _________. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Часто на ярмарке можно было видеть небольшого человека в одежде ________. На поясе у него висел небольшой кожаный, __________, который в старину назывался __________.

Слова для справок: мешочек, ярмарка, «калита», боярина.

  1. Соедините стрелками дату и событие:

Дата

Событие

1147г.

Начало княжения Ивана Калиты

1325г.

Основание Москвы


Прекращение набегов на московскую землю

Увеличение притока населения в Москву

Оставление части дани на усиление Москвы

Увеличение территории московского княжества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...

План-конспект открытого урока в 5 «А» классе по теме «Free Time»

Конспект урока на тему "Свободное время"...

План-конспект открытого урока в 7 "а" классе по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"

План-конспект открытого урока по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"...

План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"

Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением  готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...