Технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны". 9 клас
план-конспект урока по истории (9 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ   № 5.1.5.

Технологическая карта урока

Дата  март 2017 год

Класс 9  класс

Предмет:  история России   XX-  начало XXI  века

Учитель:  Шулепова Е.Г.

Тема: Восстановление экономики после Великой Отечественной войны

Тип урока:урок  изучения нового материала.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные

  • овладение базовыми историческими знаниями по  истории СССР (период Великой Отечественной войны, восстановление экономики).

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном,
  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории.,

Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • формирование целостного мировоззрения,
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
  • формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные  

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из текста учебника.

умение извлекать информацию из таблиц, схем,  иллюстраций.

формирование умений делать анализ из прочитанного текста,

формирование  умений  делать  анализ на основании информации предложенной в таблице, схеме, картине,

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

формирование определять успешность своей деятельности,

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

Ресурсы: Учебник по истории России  XX - начало XXI  века А.А. Данилов,  Л.Г. Косулина,  М.Ю. Брант. М. Просвещение, 2014 год.

2)Презентация к уроку."Восстановление экономики".

3) видеоролик по теме "Последние дни войны".

.

НАЗВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ЦЕЛЬ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности класса к занятию

Приветствие  педагога

Проверяют уровень своей подготовленности

Постановка учебной задачи, актуализация   субъективного опыта учеников

Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи

Озвучивает важные темы пройденного материала, осуществляет постановку  учебной деятельности, прием Кроссенса

Решают  задачу , выявляют цель урока. определяют задачи урока

 

Отвечают на вопросы  учителя, формируют учебную проблему, строят понятийные  для себя высказывания.

Принимают и сохраняют для себя учебную задачу

Актуализация темы

Совместное исследование проблемы

Просмотр видеоролика

Предлагает учащимся вспомнить последствия войны

умение  извлекать информацию из видеоролика

Совместное исследование проблемы

Конструирование  нового способа действий

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель на экран в презентации выводит несколько фотографий разрушенных домов, городов, сел и предлагает учащимся вывести самим   тему урока и сформировать цель.

(прием  "Кроссенс"

Учащиеся   рассмотрев  фотографии   выходят на тему урока "Восстановление  страны  после  Великой Отечественной  войны"

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из иллюстраций, фотографий,

формирование  умений  делать  анализ на основании информации предложенной в  иллюстративном виде, в виде  фотографий, таблиц. формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

На уроке    применяется технология развития критического мышления. В рамках  данной технологии  можно предложить учащимся   на этапе  "Стадии вызова" мозговой штурм по теме "Восстановление  экономики".

Учитель спрашивает учащихся "Что они знают по данной теме  из своего  школьного опыта.  учащиеся  знают, что страна была   разрушена и после Великой Отечественной войны  она была восстановлена .Учитель  на стадии вызова спрашивает  учащихся:"Как вы думаете, была ли альтернатива в восстановлении экономики?"

Учитель может привести прием прямой аналогии с Отечественной войной 1812 года и спросить учащихся, что они помнят, что  ждали крестьяне, воевавшие против  армии Наполеона?  Учащиеся придут к ответу:" Крестьяне ждали свободы, отмены крепостного права.

Учащиеся выводят цель урока- изучить  как и в какие сроки была восстановлена экономика страны.

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из иллюстраций, фотографий,

формирование  умений  делать  анализ на основании информации предложенной в  иллюстративном виде, в виде  фотографий, таблиц. формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

3. Актуализация знаний.

Учащиеся  называют основные моменты восстановления (в общих чертах6строительство дорог, разбор завалов и восстановление городов).

Учащиеся придут к ответу:" Крестьяне ждали свободы, отмены крепостного права. И теперь после  Победы над фашизмом многие ждали свободы, перемен в стране.

4. Первичное усвоение новых знаний.

На 2 этапе технологии развития  критического мышления учитель может предложить  прием  "Инсерт"  . Ученик  составляет  табличку в тетради, где отмечает 4  столбца. В первом столбике  отмечает, то, что уже знал по данной теме, во 2 столбике, то что является новым  для ученика, в третьем столбике -то, что думал ученик иначе, чем написано в  тексте, 4 столбик- не понял вопроса или над чем нужно задуматься .

После прочитанного и отмеченного учитель предлагает выписать основную мысль из данного пункта.

Учитель  добавляет при анализе с текстом, что   многие города такие как   Сталинград,  были полностью разрушены, тысячи  деревень сожжены, что среди погибших  из 27  млн. человек, около 19 млн . человек  были мирные жители, около  5 млн. погибших были дети. Такая информация необходима  для  эмоционального восприятия  нового материала. Она необходима для воспитания  патриотизма молодого поколения.

Учащиеся читают молча  первый пункт   параграфа №35(Восстановление экономики ) и  отмечают  прочитанную информацию с помощью приема "Инсерт".

Учащиеся отмечают как  

Знакомую информацию, что   было разрушено множество городов, сел, деревень, разрушены заводы, фабрики. дороги. Отмечают методом "Инсерта" как новую информацию -1710 разрушенных городов и сел, выписывают  данные по погибшим 27 млн.

человек.

Учащиеся могут  в пункте №3 (Думал иначе) отметит как   информацию о восстановление   экономики сразу же как только  территория отвоевывалась от фашисткой Германии.

Пункт  №4 таблички "Инсерт" может быть учащимися не заполнен.

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из текста учебника.

формирование умений делать анализ из прочитанного текста,

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

5. Первичная проверка понимания

Учитель предлагает  выписать из первого пункта   основную информацию

2 пункт  темы   Экономическая дискуссия"

На втором этапе в рамках  критического мышления учитель предлагает построить работу по группам .Первая группа  читает  самостоятельно пункт  2 "Экономическая дискуссия" и  выписывает  в форме  "приема  "Бортового журнала основную мысль   этого пункта.

  3 пункт  темы.  Развитие промышленности .

 Учитель направляет работу группы, предлагает выписать основные моменты восстановления промышленности.

Работая со второй группой учитель   должен подвести к мысли, что восстановление страны, экономики, в частности промышленности  - это героический труд советских людей, только что отвоевавших свободу, право на жизнь, многие потерявшие    своих близких, свои семьи  шли на восстановление страны. Это тоже был  подвиг  советских людей. Не доедали, одевались в то, что было, многие носили военную форму, но   стремление  жить, вера в жизнь поднимала людей на труд.  

Учитель анализирует выступление  группы ,уточняет информацию, направляет учащихся на   просмотр  текста и  дополняет информацию сам, с тем, чтобы учащиеся  освоили   тему урока  полнее.

3 группа  . Восстановление сельского хозяйства. Прием "Бортового журнала с использованием  двухсторонней таблички(Знал/ новее узнал).

Учитель предлагает группе при помощи метода "Бортового журнала " выписать  что нового узнали о восстановлении сельского хозяйства  после войны?

Учащиеся самостоятельно выписывают информацию по первому пункту.

2.  Учащиеся заполняют  тетрадь прием "Бортовой журнал"  Выписывают, что  были  две точки зрения

1 точка зрения принадлежала  вознесенскому Н.А., председателю Госплана. Суть    данной точки зрения в  смягчении режима после войны. некоторое   восстановление частного сектора, как при НЭПе. Были мнения и о роспуске колхозов из-за их неэффективности.

Вторая группа  работает в рамках  приема  бортового журнала и выписывает, что нового узнали о   восстановлении промышленности. В рамках приема "Бортового журнала  можно также составить  пункт   о мнении иностранных специалистов  по восстановлению  страны.

Учащиеся  в своем  бортовом журнале   должны выписать следующую  информацию:1) восстановление промышленности шло в тяжелейших условиях,

2) многие жили в землянках(на бывшей оккупированной   территории),в бараках.

3)  источник восстановления экономики: героический труд советских людей, перекачки  денег из деревни в город, за счет   социалистических соревнований,  движения "скоростников", репарации из Германии, труд заключенных в концлагерях.

3 группа .Выписывает  информацию , что нового узнали о восстановлении  сельского хозяйства в  правый столбик, а в левый столбик , что  они уже знали о сельском хозяйстве.

Ответ будет примерно следующий.

ЗНАЛИ:

-крестьяне-колхозники не получали  денег за свою работу,  с ними расплачивались по системе трудодней.

- низкие закупочные цены со стороны государства, что привело к дальнейшей   перекачке  денег из деревни в город

-отсутствие паспортов, невозможность уйти из деревни в город добровольно

УЗНАЛИ НОВОЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ:

-удар по подсобному хозяйству в 1946-1947гг (отрезали част  земель в подсобном хозяйстве,

- разрешение торговать на рынке  лишь колхозникам, колхозы  которых выполнили планы поставки   продукции государству.

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из текста учебника.

формирование умений делать анализ из прочитанного текста,

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

6. Первичное закрепление

Учитель подводит  тему урока , рассказывая, что   в основном в послевоенное время    государственная политика была направлена на  восстановление  тяжелой промышленности, восстановление шло  за счет труда    миллионов советских граждан. В статье "Экономические проблемы социализма в СССР"  И.В. Сталин о преимущества развития  тяжелой промышленности, отстаивает точку зрения   полного  огосударствления  собственности  и форм организации труда в сельском  хозяйстве.

Учащиеся подводят итог урока

1) В основе  восстановления   экономики  лежал труд  советских людей,

2 В первую очередь восстанавливали   тяжелую промышленность,  крупные города,  электростанции.

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из  лекции учителя,

формирование  умений  делать  анализ на основании услышанной информации, информации

формирование  умений обобщать  материал,

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Прием  "Тонких и толстых вопросов "."Тонкие " вопросы имеют как правило, репродуктивный характер, например,

Кто ...(настоял на том, чтобы   идти по пути   "закручивания гаек"?

С какой отрасли промышленности шло восстановление  экономики...

"Толстые вопросы", это более сложные  вопросы.

Например, Почему Сталин пошел по пути  "закручивания гаек"?

Учащиеся  задают  вопросы по группам, если на уроке не  хватит времени, то этот этап урока можно перенести на следующий урок и начать урок с повтора материала именно с контроля и обсуждения темы "Восстановление экономики"

Учащиеся прорабатывают  №Тонкие " и "толстые вопросы" для другой группы и   задают эти вопросы, потом отвечают на поставленные вопросы для  своей группы.

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из текста учебника.

.

формирование умений делать анализ из прочитанного текста,

,

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

формирование определять успешность своей деятельности,

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель предлагает домашнее задание  прочитать параграф  №35. письменно ответить на вопросы после параграфа (на выбор ученика)

Учащиеся  записываю домашнее задание . Выбор письменного ответа нав опрос способствует тому, что ученик  выберет то задание, с которым он справится самостоятельно.

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности при выполнении домашнего задания,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Учитель предлагает  использовать  прием обобщения материала в формате  развития критического мышления  ПОПС.

Учитель предлагает  провести рефлексию по формуле ПОПС.

П(позиция)- я считаю, что...(в чем заключается ваша точка зрения)

О (обоснование )-(на чем вы основываетесь). Потому, что....

П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,

С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию  вашей позиции)-"поэтому"...

Ответы учпщихся,

П(позиция)- я считаю, что)

О (обоснование )-(). Потому, что....

П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,

С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию  вашей позиции)-"поэтому

Познавательные УУД:

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.



Предварительный просмотр:

   Группа 1. Трудности восстановления экономики.

Задание 1.Найдите в приведенном  тексте  трудности восстановления экономики после войны. Выпишите ключевые  слова.

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских граждан мало чем отличался от труда в военное время.  В городах не  хватало продуктов питания,  до 1947 года сохранялась карточная система. Ещё более усложнилось положение с продовольствием  в 1946 году. Год выдался очень засушливым, урожайность  повсеместно сократилась. Особенно было голодно в деревне, от голода погибло около 1 миллиона    советских граждан.

Трудности быта. Многие рабочие  по-прежнему жили  в землянках и бараках. Все средства шли на восстановление крупной промышленности, поэтому  жилищный вопрос был одним из самых острых. В городах  люди жили в общежитиях, коммунальных квартирах.  Трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях. После войны был восстановлен  8-ми часовой рабочий день. Но многие продолжали трудиться вне установленных графиков, часто до глубокой ночи и без выходных.    Населению  объясняли, что  это временные трудности, долгожданный мир  только наступил и жизнь постепенно наладится. Как и до войны,  государство обязывало   рабочих и крестьян покупать облигации государственного займа. В магазинах значительно возросли цены на многие продукты питания.

 Восстановление промышленности  шло в условиях  резкого усиления перемещения населения, вызванного   демобилизацией армии(она сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 году до  2,9 млн. человек в 1948 году).Возвращались на  Родину  репатрианты, те, кто был в плену, в немецких концлагерях.

 Кроме того, страна   немалые средств тратила на поддержку  союзных государств.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7bb3714cb379fd7f5921d756db2b3723-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d135304f2bf24e7677e9e982253f90b5-srl&n=13

http://www.cherenova.ru/img/img_history2/GES%20Dnepropert.jpg



Предварительный просмотр:

           Группа 2. Источники восстановления экономики.

Главным источником восстановления экономики после войны стал героический труд  советских граждан. Многие  добровольно работали сверхурочно, шли  расчищать    завалы разрушенных домов, очищать  улицы,  строить новые здания и  сооружения. Одним из самых замечательных починов тех лет стало движение" скоростников", инициатором  которого был ленинградский токарь Г.С. Борткевич. Он за одну смену выполнил 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым.  

 Как и до войны, от одной до полутора  зарплат в год уходило на покупку облигаций обязательного государственного  займа.(Облигация - ценная бумага). Как  и в довоенное время,  острые проблемы в экономике  решались за счет перекачки средств из деревни в город. Государство, покупая по твердым ценам  сельскохозяйственную продукцию, компенсировало  колхозам лишь  одну пятую часть расходов на производство молока, десятую часть -зерна, двадцатую часть  мяса. Колхозники практически ничего не получали.

Восстанавливали в  первую очередь крупную тяжелую промышленность. Преимущество отдавалось металлургической,   топливной промышленности, , машиностроению. На развитие  тяжелой промышленности уходило около 88%  всех капиталовложений в промышленность.  Легкая и пищевая промышленность, как  и прежде, не удовлетворяла даже минимальным потребностям населения. Значительную помощь в восстановлении промышленности оказали   и полученные репарации с Германии( около  4,3 млрд.  долларов), обеспечившие  до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования.

Кроме того,   труд миллионов советских заключенных и более 3 миллионов немецких и японских военнопленных также внес свой вклад в послевоенное восстановление  экономики.

Задание  1. На основании текста  составьте схему "Источники восстановления  экономики".   Выпишите  новые  слова, объясните их смысл.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1e6042c1cb7562430484ae9c00a871aa-l&n=13



Предварительный просмотр:

Группа 3.Сельское хозяйство после войны.

 Задание 1. Проанализируйте  положение  в сельском хозяйстве после войны. На основании текста и исторических источников  составьте  ПОПС-формулу по теме  "Сельское хозяйство после войны"

 1. Я считаю, что положение в сельском хозяйстве ..........

2. Потому что............

3.Я могу доказать  это........

4. Исходя из этого,   я делаю вывод о том, что.......

Ослабленным вышло   из войны сельское  хозяйство страны, продукция которого  не превышала  60% от довоенного уровня.  Ещё более  ухудшило положение  в сельском хозяйстве в  связи с засухой 1946 года, вызвавшей голод.

Государство, покупая по твердым ценам сельскохозяйственную продукцию, компенсировало колхозам лишь пятую часть  на производство  молока,, десятую часть на производство зерна, двадцатую часть на производство мяса. Колхозники практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен удар. В 1946-1949 годах в пользу колхозов прирезали  10,6 млн. га земли из  крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с крестьян  с доходов от продаж на рынке. Теперь торговать на рынке разрешалось лишь тем крестьянам, колхозы которых выполняли государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать  государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 году колхозникам  было  "рекомендовано" продать  государству  мелкий скот( держать который  разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз(до 2 млн.  голов).

Сохранились нормы довоенного  времени, ограничивающие  свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены паспорта, не имели права  уехать из деревни, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсий по возрасту.

 Денежная реформа  больнее всего ударила по  крестьянству,  хранившему свои сбережения  дома.

К концу четвертой пятилетки бедственное положение колхозов  потребовало их реформирования.  Однако власти видели суть не в   материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо  звена(небольшой сельскохозяйственной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому  более  эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. это вызвало недовольство крестьян и дезорганизацию сельхозработ. Кроме того, власти решили укрупнять колхозы, что привело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов. тем не менее с помощью принудительных мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-хгг.  удалось добиться выведения сельского хозяйства на  довоенный  уровень.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45aebf9460683fa0507a20c68a5506f1-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7bb3714cb379fd7f5921d756db2b3723-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d135304f2bf24e7677e9e982253f90b5-srl&n=13

Самостоятельная работа  учащихся с  историческими источниками.

1)  Докладная записка министра  Молдавской ССР  Мордовцева министру госбезопасности СССР  В.А.  Абакумову о последствиях голода в районах Молдавии.

2 декабря 1946год.  

Совершенно секретно

В связи с неурожаем в 1946 году, в районах сельской местности, особенно в южной части Молдавской  ССР , ощущается острый недостаток хлеба   у населения.

     Следует отметить, что  число больных дистрофией  с каждым месяцем возрастает.

     В силу такого заболевания значительно возросла смертность  населения в этих районах. Так, в  Комратском районе в октябре месяце сего года умерло 260 человек, в том числе 115  детей. В  Чимишлийском   районе умерло 70 человек в месяц. В В Волонтировском районе умерло в октябре мес.  16 человек. и в других пограничных пунктах зафиксировано умерших от истощения 65 человек.

.

(Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995гг.)

Э. М.  Шагина.М.  Издательство  ВЛАДОС, 1996г.с. 8.)

Докладная  записка министра госбезопасности Украинской  ССР  Савченко министру госбезопасности  СССР  В.А. Абакумову о последствиях голода в Тарутинском  и Бородинском районах Измайловской области.

29 ноября 1946год.

Совершенно секретно

    По данным министерства госбезопасности Измайловской области, в последнее время в ряде сел и совхозов  Тарутинского и  Бородинского районов в результате неурожая и ухудшения продовольственного  снабжения зафиксированы   случаи опухания и смертности на почве недоедания.

   В связи с продовольственными затруднениями и наступившим похолоданием резко упала посещаемость  школ детьми. Так, из 100 учеников села Подгорное , где находится совхоз "Бессарабский", не посещают ежедневно школу 30-35 детей.

   В Бородинском районе  в октябре  сего года  на почве недоедания  зафиксировано 8 случаев  смертности.

(Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995гг.)

Э. М.  Шагина.М.  Издательство  ВЛАДОС, 1996г.с. 10.)

. 



Предварительный просмотр:

Группа 4. Первые итоги восстановления промышленности в годы четвертой пятилетки.

Задание 1. Составьте свою опору по итогам восстановления  промышленности после войны. Выпишите  ключевые понятия.

5. Заключение  по теме урока.

Я считаю,что________________________________________________________________________________________________________________

Потому что __________________________________________________________________________________________________________________________

Я могу доказать это на примере __________________________________________________________________________________________________________________________

Исходя из этого я делаю вывод о том, что __________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист

ТЕМА  УРОКА________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1945-1953Г.

Задание. Проанализируйте  точки зрения  Н.А. Вознесенского и И.В.Сталина по вопросу  восстановления  экономики.

Чья точка зрения победила? Почему?

Н.А. Вознесенский

И.В. Сталин

Вывод_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН.

Группа 1. Задание 1. Найдите в приведенном  тексте  трудности восстановления экономики после войны. Выпишите ключевые  понятия.        

Трудности восстановления экономики

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2. Источники  восстановления экономики.

Задание  1. На основании текста  составьте схему "Источники восстановления  экономики". Выпишите  ключевые понятия , объясните их смысл.

Группа 3 .Проанализируйте  положение  в сельском хозяйстве после войны. На основании текста и исторических источников  составьте  ПОПС -формулу по теме  "Сельское хозяйство в   после войны . Выпишите  ключевые понятия.

Я считаю, что положение в сельском хозяйстве после войны_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потому что______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я могу  это доказать примерами_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление экономики после Великой Отечественной войны.

Рабочий лист для самостоятельной работы...

Урок "Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны"

Разработка включает в себя конспект и презентацию для проведения урока в 9 классе...

Международные отношения СССР со странами Запада после Великой Отечественной войны

Лекция по международным отношениям между СССР и странами Запада после Великой Отечественной войны...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...