Презентация к уроку "Рабство в Древнем Риме".
презентация к уроку по истории (5 класс)

Пылев Денис Анатольевич

Презентация к уроку "Рабство в Древнем Риме".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

Слайд 2

ЗАДАНИЕ НА УРОК Что собой представляло рабство в Древнем Риме ? Можно ли было вернуть себе свободу будучи рабом?

Слайд 3

План урока Источники рабства Рабы в имении Рабы в богатом доме Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян

Слайд 4

Рабство - это система общественного устройства, при которой один человек является собственностью другого Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

Слайд 5

Какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему?

Слайд 6

В истории римского рабства можно выделить три этапа: 1)Патриархальное рабство ранней республики 5-2 век до н. э.- когда использование рабов было незначительным, 2)«расцвет» рабства - произошёл в период грандиозных римских завоеваний поздней республики (2 век до н. э .-1 век нашей эры) 3)со 2 века н. э. - когда уменьшился приток военнопленных, число рабов начало быстро сокращаться

Слайд 7

Отношение к рабам в обществе Римский ученый Варрон «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги» «Одни орудия являются одушевленными , другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо.»

Слайд 8

ГДЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ТРУД РАБОВ Имение – земельное владение богатого человека.

Слайд 9

Где применялся труд рабов в поместье в выходные и праздничные дни? Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание поместья, типичного для центральной Италии. Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту…

Слайд 10

Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. В домах богатых людей рабов было очень много. Подумайте чем могли заниматься рабы в доме? Убирали помещение Готовили пищу Прислуживали за столом Пели, танцевали, развлекали Раб-врач Раб-библиотекарь Раб-секретарь

Слайд 11

Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний. За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные наказания-рабов били и пороли. Наиболее непокорных заковывали в кандалы. Самых непослушных отправляли в каменоломни и на рудники.

Слайд 12

Труд рабов в рудниках При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах. Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. - И это живые люди! Остроменская Н. Ф. Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80 Докажите, что труд рабов на рудниках был тяжелым . С кем и с чем автор сравнивает рабов?

Слайд 13

Положение рабов Содержание рабов обходилось очень дёшево: - раз в год рабам выдавали рубаху - раз в два года плащ и деревянные сандалии . Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.

Слайд 14

БОИ ГЛАДИАТОРОВ - — бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах. В Древнем Риме - военнопленные, осужденные преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Бои гладиаторов практически всегда проходили под музыку.

Слайд 15

Амфитеатр - специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены

Слайд 16

Название «гладиаторы» произошло от слова « gladius » (меч) или тот, кто используют мечи, меч. Мирмиллион ( мирмиллион - обладатель большого щита. Что означает его название - точно не известно. Помимо щита он носил шлем с полями и забралом и своеобразным петушиным гребнем, короткий защитный наголенник поверх толстой прокладки на левой ноге и короткий меч с прямым лезвием.

Слайд 17

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ Гопломах . Щит был не квадратным а круглым и выпуклым, и в качестве оружия использовал копье и прямой меч.

Слайд 18

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ Ретиарий - самый легковооруженный боец. Кроме бинтовой повязки на левой руке и металлической пластины на левом плече у него было никакого защитного снаряжения. Для нападения он использовал сеть, трезубец и кинжал. Трезубец держался двумя руками и был на самом деле ужасным орудием, из всех видов оружия он обладал наибольшей силой удара .

Слайд 19

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ Секутор . Вооружение Секутора сходно во многом с вооружением Мирмиллиона . за исключением шлема. Он был закрытый яйцевидной формы, с маленькими отверстиями для зрения и закругленным гребнем. панциря.

Слайд 20

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ Провокаторы . Носили шлем с забралом без полей, металлический нагрудник, средний прямоугольный щит и наголенник на левой ноге и меч, разумеется.

Слайд 21

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ Трэкс носил шлем с полями и забралом и загнутым гребнем в виде грифона, малый выгнутый квадратный щит, трико из толстых бинтов, и два высоких наголенника. В начале он сражался с круглым кривым мечом, а с I в н. э. лезвия изогнулось под углом.

Слайд 22

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ Сциссор . Он носил панцирь, два коротких наголенника, и вместо щита у него был металлическая манжета с серповидным лезвием.

Слайд 23

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ экиты ( наездники)

Слайд 24

РАЗНОВИДНОСТИ ГЛАДИАТОРОВ ретиарий - сциссор

Слайд 25

РУДИС Рудис- деревянный меч, служивший символом освобождения и, вместе с тем, подтверждения высокого гладиаторского мастерства.

Слайд 26

Путь к свободе Свободу давали за послушание, покорность, хорошую работу За огромную сумму денег рабовладелец мог отпустить раба на волю Бегство от своего хозяина Восстания рабов Убийство хозяина Докажите, что между римским гражданином и вольноотпущенником существовало различие.

Слайд 27

Ребята, так как же мы ответим на вопросы Что собой представляло рабство в Древнем Риме ? Можно ли было вернуть себе свободу будучи рабом?

Слайд 28

РЕФЛЕКСИЯ 1. Имение – это: а) земельное владение богатого человека б) земельный участок в) территории присоединенные в результате военного похода 2. Как назывались завоеванные Римом области? а) «наше море» б) провинции в) царство варваров 3. Что такое «триумф»? а) строительство триумфальной арки б) торжественный въезд в Рим полководца-победителя в) торжественное богослужение в Риме 4. Как назывался самый большой амфитеатр в Древнем Риме? 5. Главный источник рабства в Риме: а) завоевания б) торговля в) долговая кабала. 6. В Римской империи свободных было больше, чем рабов: а) да б) нет

Слайд 29

1. Имение – это: а) земельное владение богатого человека б) земельный участок в) территории присоединенные в результате военного похода 2. Как назывались завоеванные Римом области? а) «наше море» б) провинции в) царство варваров 3. Что такое «триумф»? а) строительство триумфальной арки б) торжественный въезд в Рим полководца-победителя в) торжественное богослужение в Риме 4. Как назывался самый большой амфитеатр в Древнем Риме? Колизей 5. Главный источник рабства в Риме: а) завоевания б) торговля в) долговая кабала. 6. В Римской империи свободных было больше, чем рабов: а) да б) нет

Слайд 30

Оцени результат товарища: 0 – 1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»

Слайд 31

Домашнее задание: 1) § 47; стр.193 – 194 2) Творческое задание по выбору: - напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»; 3 ) Вопрос: Как вы думаете, почему ноги у некоторых рабов были намазаны мелом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"

Данная презентация кратко рассказывает о Римском Форуме, колонне Траяна, храме Сатурна, Пантеоне и Колизее....

Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....

Рабство в Древнем Риме (презентация)

Рабство в Древнем Риме (презентация)...

презентация-сопровождение к занятияю "Своя игра по истории Древнего Рима"

является готовым материалом для проведения повторительно-обобщающего урока или внеклассного мероприятия по теме...

Презентация к уроку Возникновение Древнего Рима

Презентация к уроку Возникновение Древнего Рима, на конкурс Учитель года...

Презентация по МХК "Архитектура Древнего Рима"

Презентация по МХК "Архитектура Древнего Рима"ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/00210142425a3beb64c9f ...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...