Урок по теме "Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс)
Конспект урока в 9 классе по Истории России. Тема: "Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_63_pervaya_ros_rev-tsiya_i_polit_refor_1905-7gg.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 63 История России 9-А_____ 9-Б______ Уч. Сахарова Е.Н.
Тема: Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.
Цели урока: -познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции;
Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Развивающие: способствовать формированию умений и навыков учащихся: - по систематизации, обобщению и анализу исторического материала; - самостоятельной работы с текстом, с материалами учебника, документами; - по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы; -способствовать развитию аналитического мышления учащихся.
Воспитательные: - патриотическое воспитание на материале урока; - научное понимание исторического процесса.
Планируемые результаты: Знать: причины, основные события и результаты первой российской революции; процесс оформления политических партий (монархические, кадеты, октябристы)
Уметь: самостоятельно работать с текстом, с материалами учебника, документами, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы,
Основные понятия: антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.
Оборудование: учебник, схемы, таблицы, портреты, карта «Революция 1905-1907 гг. в России».
Тип урока: комбинированный
План изучения новой темы:
1. Причины первой российской революции,
2. Основные события первой российской революции.
3. Формирование политических партий
4. Деятельность Государственной Думы.
5. Результаты первой российской революции. (План записан на доске).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Беседа или выполнение тестовых заданий.
- Изучение новой темы.
1. Причины революции (работа с учебником).
Учитель: раскроем этот вопрос по тексту учебника (стр. 34-35).Учащиеся читают раздел параграфа и по заданию учителя самостоятельно определяют причины первой российской революции. Зафиксируем результаты работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетради.
- Основные события первой российской революции.
Учитель: раскроем этот пункт плана урока, заполнив соответствующую таблицу по тексту учебника (стр. 88-92, 93-94) – учитель на доске, учащиеся в тетрадях. Учащиеся самостоятельно читают раздел параграфа и называют основные события первой российской революции.
Основные события первой российской революции:
Дата | Событие | Значение |
9 января 1905 год | «Кровавое воскресенье». Расстрел мирного шествия. | Начало революции. |
Январь – февраль 1905 год. | Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, выдвигавших как экономические так и политические требования. | Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества. |
Май 1905 г. | Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте. | |
Июнь 1905г. | Восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» | |
19 сентября – 17 октября 1905 год. | Всероссийская октябрьская политическая стачка. | Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 96-97) |
10 декабря-19 декабря 1905 год. | Вооруженное восстание в Москве. | Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу. |
- Формирование политических партий.
Работа с учебником по группам стр. 92-93. Заполнить таблицу или составить кластер:
Вопросы сравнения | Политические партии | ||
монархические | либеральные | ||
«Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Черная сотня» | Кадеты Конституционно-демократическая партия | Октябристы «Союз 17 октября» | |
Лидер | Историк П.Н.Милютин | Фабрикант А.И.Гучков | |
Время создания | Октябрь 1905 | Октябрь 1905 | Ноябрь 1905 |
Численность | 50-100 тыс. | 75-77 тыс | |
Состав организации | Помещики | Ученые, творческая интеллигенция, врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие, либерально настроенная буржуазия и помещики | Крупная буржуазия, помещики, военные чины, профессура, инженеры, управляющие частными предприятиями |
Основные идеи | Восстановление и сохранение самодержавия, православия, народности, Антисемитизм (против евреев) | Установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законов, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки, 8 ч. рабоч. день | Содействие правительству, сохранить единство и нераздельность гос-ва, уравнять крестьян в правах, активизировать переселенческую политику |
- Деятельность Государственной Думы. Сравнить деятельность.
Линия сравнения | 1 Госуд. Дума | 2 Госуд. Дума |
Председатель | Профессор, кадет С.А.Муромцев | Кадет Ф.А.Головин |
Период работы | 27 апреля – 9 июля 1906 | 20 февраля – 3 июня 1907 |
Основные вопросы | Аграрный вопрос. | Полная и безвозмездная конфискация помещичьей земли и превращение всей земли в общенародную собственность |
- Результаты революции (работа с учебником).
Один из учащихся зачитывает текст параграфа на стр. 44, а другие затем перечисляют итоги первой российской революции. Для лучшего усвоения этого материала зафиксируем результаты этой работы в схеме – учитель на доске, учащиеся в тетрадях.
3. Закрепление. (ответы обучающихся)
- Укажите причины революции.
- Дайте характеристику основных событий.
- Каковы результаты первой российской революции?
4. Выводы. Учитель: ребята, подводя итоги урока прошу вас сделать выводы о первой российской революции.
Ответы учащихся: (Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание. Прочитать § 30, ответить на вопросы. По желанию учащиеся могут написать
доклад на темы: а) «Сравнение российских либеральных партий в начале XX века и в начале XXI
века.» б) «Мое отношение к революции 1905-1907 гг.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...
План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."
В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...
Конспект урока: "Начало первой российской революции".
Конспект урока: "Начало первой российской революции". ...
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. (История России. 9 класс)
Тема: Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. (История России. 9 класс)Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я. Параграф 37 «Первая российская...
9 класс: рабочий лист по теме «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг»
Весь урок работаем с материалом параграфа 37 (страница 88-96)...
Тема урока: "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."
Данная разработка позволит сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противор...