Урок по Всеобщей истории для 8 класса "Война за независимость в Северной Америке – буржуазная революция XVIII в.???"
методическая разработка по истории (8 класс)

Симонова Наталья Михайловна

Урок опирается на умения и навыки ранее изученного материала. Осуществлена метопредметная связь с географией, литературой, иностранным языком, обществознанием. Программные требования учтены: ориентация обучающихся      на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем. На разных этапах урока чередуются: практическая работа с документом по группам, работа с сигнальными карточками, схемами, сравнительными таблицами, решение проблемных задач и тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_za_nezavisimost_v_severnoy_amerike.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Война за независимость в Северной Америке – буржуазная революция XVIII в.?

Цель урока: 

Познавательный аспект:

  • познакомить учащихся с первым документом Нового времени – Конституцией США;
  • привнести в процесс познавательной деятельности компонентов научного исследования;
  • формирование умения сочетания знаний и навыков для выявления причинно-следственных связей;

Развивающий аспект:

  • обогащение и усложнение словарного запаса;
  • обучение умениям анализировать, сравнивать, обобщать, ставить и решать проблемы;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других;

Воспитывающий аспект:

  • формирование и развитие правильного отношения к человеческим ценностям;
  • воспитывать уважение к праву, закону;

Здоровье-сберегающий аспект:

  • предупреждать переутомление детей путём смены видов деятельности;
  • не допускать физические перегрузки учащихся, предоставляя им дидактический материал, слайд-презентации на уроке вместо учебника.

Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу.

Метод: объяснительно-иллюстрированный, проблемный или частично поисковый.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: карта «Северная Америка в 1775-1783гг.», схема «Государственной устройство США», схема «Государственной устройство Российской Федерации»; репродукции: портреты Дж. Вашингтона, Т. Джефферсона; исторический источник: извлечения из «Декларации независимости 1776 г.», Конституция США; папки с дополнительным материалом для каждой группы.

Основные понятия: метрополия, колония, Республика, Декларация, Конституция.

План урока:

  1. Причины войны за независимость.
  2. Ход военных действий
  3. Принятие Декларации независимости 1776 г.
  4. Конституция США 1787 г.
  5. Итоги и значение войны за независимость.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня 26 ноября. Этот день в истории знаменателен тем, что в 1922 г.,  несмотря на легендарное проклятие, англичанин лорд Карнарвон и американец Картер вскрыли гробницу фараона Тутанхамона. Но не всегда американец и англичанин подставляли друг другу плечо. Из предыдущей темы вы узнали, что Америка являлась колонией Англии.

II. Проверка итогов предыдущей работы.

Давайте вспомним основные вехи открытия Америки через кроссворд. Найдите слово по вертикали и узнаете моё пожелание вам. (Удачи)

1

2

3

4

5

Вопросы к кроссворду:

  1. Он открыл Америку.
  2. Местные жители Северной Америки.
  3. Страна, владеющая Америкой в XVIII в.
  4. В честь него названа Америка.
  5. Страна, потерявшая независимость, принадлежащая другой стране.

Учитель.

Америка была открыта Колумбом в конце XV в. Пока колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Тропинки индейцев стали дорогами колонистов.

Задание 1.

Используя приведенные ниже статистические данные, выделите причины эмиграции в Северную Америку в конце XVII — начале XVIII в.:

— средний надел земли в Европе у свободного землевладельца не превышал 30 акров, в Северной Америке составлял 100 акров;

— средний доход свободных американцев в 70-е гг. XVIII в. составлял от 60 до 75 ф. ст., в то время как в Англии он не превышал 55 ф. ст.;

— не менее 2/3 населения североамериканских колоний жили за счет торговли, тогда как в Англии — 1/4 часть.

Ученик.

  1. Свободные земли
  2. Достойное социально-экономическое положение населения
  3. Свобода торговли, предпринимательства

Учитель.

К началу XVIII в. в Северную Америку переселилось 250 тыс. англичан, к концу XVIII в. еще 432 тыс.

Задание 2.

Проанализировав источник, выясните: являлась ли торговля европейцев с местными жителями эквивалентной? Ответ аргументируйте.

«За порцию рома, стоимостью в полшиллинга, можно купить у них мех, который не получить в обмен на другой товар даже стоимостью в 15 шиллингов». (Воспоминания современника).

Ученик.

Торговля не была эквивалентна.

Учитель.

Например, остров, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, был «куплен» за набор ножей и бус, стоивших всего 24 доллара.

Задание 3.

Прочитайте документ и укажите: как развивались отношения между индейцами и белыми колонистами с середины XVII в. до середины XVIII в.

 «Куда мы ни посмотрим, везде мы видим нашу кровь, а когда наши юноши хотят заняться охотой на диких зверей в нашей стране, они натыкаются на заборы. Им надоело перелезать через них. Они не могут добыть оленину для еды и кору дерева для хижины, так как на животных им не дают охотиться, а деревья вырубают». (Из заявлений вождей индейских племен во время переговоров с уполномоченным английских властей баронетом Уильямом Джонсоном (март 1768 г.)

Ученик.

Индейцы научили колонистов жить в Новом Свете, а европейцы отплатили тем, что отняли у них земли. Колонисты стали захватывать леса, в которых индейцы, не имевшие домашнего скота, охотились. Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Семейству лорда Ферфакса принадлежали поместья, почти равные по площади Голландии; герцог Йоркский являлся собственником Нью-Йорка.

III. Презентация нового материала.

Тема сегодняшнего урока «Война за независимость в Северной Америке – буржуазная революция XVIII в.?».

Проблемное задание: Является ли война за независимость Североамериканских колоний буржуазной революцией? (В конце урока на доске к теме урока дописывается либо «.», либо «?»).

Задание 4.

Проанализировав источник, выясните причины войны за независимость Североамериканских колоний.

  1. «... Начиная с 1 апреля 1661 года сахар, табак, хлопок, индиго, имбирь и ряд других товаров, производимых в колониях Америки, … не могут вывозиться из вышеупомянутых колоний ни в какую часть света, кроме владений Его Величества…» (Навигационный акт (1660 г.);
  2. «… Начиная с 1 декабря сего 1660 года никакой товар или изделие не могут ввозиться или вывозиться с земель, принадлежащих Его Величеству в Америке... ни на каком ином судне, кроме принадлежащих Англии…» (Навигационный акт (1660 г.);
  3. «Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Семейству лорда Ферфакса принадлежали поместья, почти равные по площади Голландии; лорд Балтимор являлся собственником Мэриленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка» (Воспоминания современника);
  4. «… Ни одно предприятие или машина для обработки или проката железа, изготовления стали... не могут быть построены ни в одной из американских колоний…»                (Железный акт (12 апреля 1750 г.);
  5. «Американскими колониями управлял английский король, он назначал губернатора, который избирал членов в Колониальную Ассамблею» (Воспоминания современника);
  6. «Все люди по происхождению равны, и ни у кого не может быть прирожденного права давать своей семье преимущества перед всеми другими» (Томас Пэйн «Здравый смысл» (1776 г.).

Ученик.

Причины конфликта между Англией и ее колониями:

Экономические:

  • Недовольство политикой английских властей (запрет на развитие мануфактур);
  • Противоречие между развивающимся капиталистическим укладом и насаждением феодальных порядков (монопольная торговля Англии с колониями).

Политические:

  • Зависимость североамериканских колоний от английского правительства;
  • Обострение борьбы между исполнительной властью (губернатор) и законодательным собранием в колониях.

Социальные:

  • Широкое распространение просветительских идей.

Учитель.

К 1775 г. на берегу Атлантического океана сформировался новый народ – американцы, которые не желали больше жить по законам, навязанным им враждебно настроенным английским парламентом. Жители североамериканских колоний жаждали быть свободными и независимыми. И поэтому взялись за оружие. Обострившийся конфликт между Англией и колониями привёл к войне. Поводом к ней стал бойкот английских товаров «Бостонское чаепитие». В 1773 г. жители Бостона в знак протеста сбрасывают груз чая с трех английских кораблей. После этого отношения с Англией обостряются до предела. Начало вооружённой борьбы – 19 апреля 1775 г. Перед лицом угрозы со стороны английских войск 13 колоний создают регулярную армию, и командовать ею поручили богатому виргинскому плантатору Джорджу Вашингтону. Но не жители Америки поддержали войну за независимость. Страна поделилась на два лагеря: патриоты (от греч. «patris» - Родина; сторонники войны за независимость) и лоялисты (от англ. «loyal» - верный; поддерживающие Англию).

IV. Практика под руководством учителя.

Учитель.

Чтобы все жители североамериканских колоний объединились и поднялись на борьбу за свою независимость, необходимо было создать и принять документ, в котором бы объяснялись причины, по которым колонисты стремились стать независимыми от Англии, и каким он хотели видеть свое новое государство. И такой документ был составлен крупным плантатором, преуспевающим адвокатом – Томасом Джефферсоном. Выдающийся мыслитель, гуманист своего времени, он прекрасно владел пером.

Задание 5.

По высказываниям Т. Джефферсона выявите его черты характера.

1. «Привычка к труду, - может быть выработана только в молодые годы!» 

2. «Мы должны извлечь выгоды из глупостей Старого Света. Европа должна воевать, а мы – укрепляться».

3. «По законам природы мы все рождены свободными!»

Ученик.

Трудолюбие, смекалка, справедливость.

4 июля 1776 г. представители колоний собрались в Филадельфии на Конгресс, который принял «Декларацию Независимости». (Дается определение термину).

V. Независимая самостоятельная практика обучаемых.

Задание 6.

Проанализируйте «Декларацию независимости». У каждой группы свое задание. Читайте документ и отвечайте на поставленные вопросы.

Вопрос I группе:

  1. Какие неотчуждаемые права человека провозглашала Декларация?
  •  «… все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».

Ученик.

Естественные права: на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Вопрос II группе:

  1. От чьего имени была написана Декларация независимости? Какой принцип провозглашался в Декларации?
  • «… мы, представители соединенных Штатов Америки, от имени и по уполномочию доброго народа этих колоний, торжественно заявляем, что эти соединенные колонии являются свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к британской короне».

Ученик.

От имени народа. В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета - власть должна исходить от народа.

Вопрос III группе:

  1.     Кто, по мнению автора, имеет право учреждать и изменять новое правительство? Почему?
  • «… когда длинный ряд злоупотреблений и насилий свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».

Ученик.

Народ. Создание достойных условий жизни, ибо право на жизнь – естественное право, данное нам от рождения.

      Учитель.

Из сказанного, давайте сделаем вывод: 4 июля 1776 г. была принята Декларация об отделении 13 английских колоний от Англии. Ее автором был Т. Джефферсон. Декларация провозглашала создание независимого государства – США. Новое государство основано на принципах народного суверенитета (власть должна исходить от народа) и у народа есть право на свержение власти, нарушающей ее права. В документе провозглашалось равенство людей и такие права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью. Именно 4 июля, день принятия Декларации, ежегодно празднуется в США как День независимости. Но лишь в 1783 г. США были признаны Англией.

Задание 7.

Если вы согласны с утверждением, то поднимите красную сигнальную карточку, если нет - синюю.

  1. День независимости США – 4 июля 1776 г. (Да)
  2. Первым документом войны за независимость стала Конституция. (Нет. Декларация независимости).
  3. «Бостонское чаепитие» - это праздник, который устроили жители Бостона в честь английской королевы Елизаветы. (Нет. Бойкот английских товаров).
  4. Автор Декларации независимости Т. Джефферсон. (Да).
  5. 13 звёзд и 13 полос на первом флаге США означают 13 колоний, провозгласивших независимость от Англии. (Да).

Физкультминутка.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Давайте представим себя красивым цветком. Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свое лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Какие продукты мы можем использовать в пищу сегодня благодаря открытию Америки. Хлопок – правильный ответ, руки за спину – неправильный ответ.

  • пшеница
  • горох и бобы
  • тыкву и кабачки
  • дыню
  • картофель
  • свёкла
  • грибы
  • огурцы
  • кленовый сахар

Учитель.

Война закончилась, а это, значит, необходимо было принять Основной закон государства, который, с одной стороны создавал сильную центральную власть, объединившую 13 колоний, а с другой стороны гарантировал права и свободы граждан США. И это была Конституция, принятая в 1787 г. Первым президентом США стал Дж. Вашингтон.

Задание 8.

По схеме:

  1. Назовите органы государственного управления в США.
  2. Определите органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
  3. Монархию или республику закрепила Конституция США.
  4. Найдите общие и особенные элементы государственного управления в США и Российской Федерации.

Учитель.

В большинстве европейских стран в это время господствовал абсолютизм. В США установилась демократическая президентская республика. Конституция США – действующий до сих пор основной закон государства. Она была первой Конституцией в мировой истории. По ней в США установилась демократическая президентская республика,  защищающая права и свободу человека, и в ней был предусмотрен принцип разделение властей. Но в Конституции не были записаны права и свободы граждан США. Поэтому она была дополнена в 1789 г. «Биллем о правах» - это 10 поправок к основному закону. Билль о правах – это основной документ, гарантирующий права и свободы граждан. Народу США предоставлялись: свобода слова, собраний и выбор религии, неприкосновенность личности и жилища.

VI. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

Задание 9.

Найдите ошибку на предложенном флаге и исправьте её так, чтобы получился первый флаг США.

Задание 10.

Заполните таблицу «Развитие Северной Америки до и после Войны за независимость».

КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

1. Запрет строить мануфактуры

1. Бурное развитие капитализма

2. Политическая зависимость от Англии

2. Независимая республика

3. Запрет переселяться на западные земли

3. Предоставление свободных западных земель

4. Власть в руках английских чиновников

4. Власть принадлежит местной буржуазии, плантаторам

5. Рабство

5. Рабство сохранено

Попытайтесь решить проблемное задание, полученное в начале урока: является ли война за независимость Североамериканских колоний буржуазной революцией? (Да)

Задание 11.

Вставьте пропущенные слова.

Война за независимость привела к образованию нового государства: _________. (США)

Документ, провозгласивший неотчуждаемые права человека: _________. (Декларация независимости)

Документ, характеризующий органы власти в США: _______________. (Конституция)

Первым Президентом США был избран: _____________________________. (Дж. Вашингтон)

VII. Подведение итогов занятия.

Учитель.

Что нового на уроке вы узнали? (Учащимся предлагается сформулировать предложения с новыми терминами: метрополия, колония, Конгресс, Декларация, Конституция.)

Самое главное, что вы должны понять из нашего урока - нужно не только защищать свои права и свободы, но и не нарушать права и свободы другого человека. Необходимо быть законопослушными гражданами своего государства. Любить и защищать свое Отечество.

VIII. Определение домашнего задания.

  1. Составить кроссворд по теме.
  2. Найти 10 фактов биографии первого Президента США Дж. Вашингтона.
  3. П. 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Война за независимость в Северной Америке"

Данная презентация может быть использована как повторение пройденного материала в 8 классе по истории....

Урок-игра "Война за независимость в Северной Америке"

Данная презентация может быть использована как повторение пройденного материала в 8 классе по истории....

Урок-игра "Война за независимость в Северной Америке"

Данная презентация может быть использована как повторение пройденного материала в 8 классе по истории....

Рабочий лист к уроку по всеобщей истории "Великая французская революция"

Рабочий лист составлен на основе учебника Юдовской....