Урок по теме : "Роль А.В. Суворова в истории России"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Разработка урока по теме: "Роль А.В.Суворова в истории России". Цель урока: показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В. Суворова. Тип урока :урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uchebnogo_zanyatiya.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме : "Роль А.В Суворова в истории России." Подготовлена преподавателем  истории КТТ  Коршуновой Е.Б.

Тема урока: Роль А.В Суворова в истории России.

Цель: показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А. В.Суворова.

Задачи:

Образовательные:

-  закрепить знания обучающихся о русско-турецких войнах ;

-  познакомить обучающихся с биографией А. В. Суворова;

-  на примерах показать выдающийся талант полководца;

-  дать знания о наставлениях Суворова солдатам.

Развивающие:

-  обогатить словарный запас обучающихся новыми терминами

- продолжить формирование  умения критически относиться к тексту документа

-развивать умение  анализировать исторические источники и умение обучающихся составлять синквейны  

-  продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».

Воспитательные:

-  на примере А. В. Суворова воспитывать силу воли, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к знаниям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.( Урок ознакомления с новым материалом.)

Формы: лекция с элементами беседы и практическими занятиями.

 

Оборудование и материалы: Учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России XVIII-XIX века. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2014,

карта"Россия в 1760-1800г.г.", схема штурма Измаила,

 презентация " Александр Васильевич Суворов
(1730  -1800)", «Лента времени», карточки с датами " Жизненные   вехи    А.В. Суворова",
 отрывок из фильма Леонида Парфёнова «Российская империя». Фильм «Русско - турецкие  войны».

Методы обучения: словесные, наглядные ,практические  с использованием элементов  информационной технологии, дифференцированного обучения, групповой работы и проблемного обучения  на  различных этапах урока в зависимости от целей и задач урока.

Организационный момент

Познавательное задание.  Попробуйте определить тему урока, о ком пойдёт речь? (2мин)

О себе этот полководец говорил: « Я должен сказать вам, что я лил кровь ручьями - так я защищал Отечество. В жизнь мою никого я не сделал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой ни одного насекомого, бывал мал, бывал велик." 

Военный деятель и историк ХIХ в. Д.А. Милютин дал точную характеристику : “ Он по природе был, можно сказать, типом Русского человека: в нем выразились самыми яркими красками все отличительные свойства нашей национальности… Обожаемый солдатами, прославляемый народом,  имел и фанатичных поклонников, и строгих судей, и непримиримых врагов…”.

1. Актуализация знаний, объявление новой темы.( 1мин)

Вводное слово учителя.

В результате русско-турецких войн Россия получила выход в Черное море. Во многом Россия обязана полководцу Александру Васильевичу Суворову. Фельдмаршал Александр Васильевич Суворов
граф Рымникский, князь Италийский
(1730-1800)

 Сообщение темы урока:

«Роль Суворова А.В. в истории России».

(Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

2.Изучение нового материала. (25 мин)

Демонстрация портрета А. В. Суворова.(презентация)

Работа над материалом по плану.

1.  Биографические сведения. (презентация и сообщения обучающихся)

а)  Внешняя характеристика.

б)  Образование.

в) Черты характера.

2. Суворов – великий полководец. Победы Суворова:

а) Семилетняя война.

б) Штурм и взятие Измаила.

в) Швейцарский поход.

3. Практическая часть. Работа с документами: отрывки из «Науки побеждать" Суворова.

4. Награды   и   регалии А.В. Суворова

 

5. Рефлексия. Синквейн " Суворов – великий полководец" .

Работа с лентой времени и карточками

1.  Биографические сведения. (презентация)(сообщения обучающихся)

В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. «Ну где ж тебе быть военным! - смеялся над ним отец. – ты и ружья не подымешь!» слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.

Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, еще никто и не думает купаться, а Суворов – бух в студеную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Суворов был высокообразованным человеком. Владел несколькими языками, занимался литературным творчеством, философией и историей. Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Невзгоды переносил мужественно, его прямой характер не позволял мириться с несправедливостью, пресмыкаться при дворе. Суворов велик не только как полководец, не знавший поражений, он был создателем военной доктрины и новой стратегии и тактики войн. Свои взгляды Суворов развил в “Полковом учреждении” (1765), “Науке побеждать” (1795), записках и инструкциях. Суворов был противником распространенной в то время в европейских армиях системы ведения войн, которая сводилась к распылению сил, неспешным военным действиям, излишним потерям. Суворов исходил из того, что война служит преддверием мира, поэтому она должна быть по возможности скоротечной. Военный успех, по Суворову, обеспечивался сочетанием трех решающих факторов — глазомера, быстроты и натиска. Тактическим приемом Суворова было широкое использование маневра, выбор которого происходил с учетом противника, местности и обстановки. Суворов предлагал использовать сосредоточение основных сил на главном участке сражения, добиваясь превосходства в направлении решающего удара и обеспечивая разгром противника по частям, а затем его преследование. Суворов воспитывал войска в духе наступательной тактики, большое внимание уделял обучению солдат профессиональным навыкам и постоянно заботился о моральном духе войск. Всю свою жизнь Суворов отдал служению России. Он говорил: “Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству”. 70 лет прожил Суворов. Более 50 из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом.35 больших боёв и сражений провел Суворов. В каждом из них он был победителем.

Инсценировка.

Ведущий: Император Павел преклонялся перед Пруссией. В русской армии он ввел прусские порядки, нарядил солдат в прусские парики с буклями и косами, посыпанными мукой, ввёл жёсткую муштру и палочную дисциплину. В этой армии главным было - не служить, а беспрекословно подчиняться. Суворов, наоборот, учил солдат самостоятельности, инициативе. Он говорил: "Каждый воин должен знать свой манёвр". О прусских порядках он говорил: "Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?

(Выходят Павел I и Суворов).

Ведущий:

 На одном из парадов Павел I увидел на Суворове старую русскую форму.

Павел. (зло) Александр Васильевич, соизвольте снять сие одеяние и предстать на параде одетым по уставу.

Ведущий:

 Но Суворов не захотел подчиниться этим порядкам.

Суворов. Что ж, Павел Петрович: Пудра - не порох, букли - не пушка, коса - не тесак, я не немец, а природный русак".

Ведущий:

 После этих слов Суворов развернулся и уехал с парада. За это разгневанный император отправил Суворова в ссылку. Но потом вынужден был вернуть его в армию. Суворов отличался безрассудной отвагой. Он не боялся смерти. Его мечтой было умереть на поле брани. Суворов был награждён самыми высокими русскими и зарубежными орденами и титулами. Но самой высшей наградой для него была любовь солдат и уважение народа. На всех своих письмах Суворов ставил сургучную печать с пушками, саблями, знамёнами. На печати была надпись по-латыни: "Virtute et veritate", то есть "Доблесть и верность" - этот девиз Суворов пронес через всю жизнь.

2. Суворов – великий полководец. Победы Суворова.

Семилетняя война (1756-1763)

Боевым крещением для Суворова стала Семилетняя война с Пруссией: он участвовал и в знаменитом сражении под Кунерсдорфом, и во взятии Берлина. С тех пор он воевал во многих "горячих точках" империи. В 1773 году во время русско-турецкой войны Суворов был назначен в действующую армию под командованием П.А. Румянцева и уже в июне одержал свою первую известную победу, взяв крепость Туртукай - хотя ему было приказано только провести разведку. По легенде, он подал рапорт Румянцеву в стихах:     Слава Богу, слава Вам:
                   Туртукай взят - и я там!
Однако за победу, одержанную "самовольно" в битве, которая бала начата без приказа военачальника, Румянцев отдал его под суд. Спасла Суворова императрица Екатерина; она написала на донесении Румянцева: "Победителей не судят" - и наградила Суворова Георгиевским крестом.

Штурм Измаи́ла   

10 декабря 1790 г.- штурм Измаила — турецкой крепости  русскими войсками под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Штурм Измаила в 1790 году был предпринят по приказу главнокомандующего Южной армией генерал-фельдмаршала Г. А. Потёмкина. Прибыв 2 (13) декабря под Измаил, Суворов в течение шести дней вёл подготовку к штурму, в том числе обучая войска штурмовать макеты высоких крепостных стен Измаила. Рядом с Измаилом, в районе нынешнего села Сафьяны в кратчайшие сроки были выстроены земляные и деревянные аналоги рва и стен Измаила — солдаты тренировались забрасывать фашинником ров, быстро ставить лестницы, после подъёма на стену они быстро кололи и рубили установленные там чучела, имитирующие защитников. Суворов проинспектировал учения и в целом остался доволен: его проверенные войска делали всё как надо. Но, несомненно, он понимал всю сложность штурма и его непредсказуемость. Ещё в первые дни осады, только прибыв под Измаил, Суворов, неприметно одетый и на паршивой лошадке (чтобы не привлекать внимание турок), в сопровождении только одного ординарца объехал крепость по периметру. Вывод был неутешительным: «Крепость без слабых мест», — были его слова штабу по результатам её осмотра. Спустя много лет Суворов не раз признавался об Измаиле в порыве откровенности: «На штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни…». Незадолго до штурма Суворов послал по-суворовски  предельно краткое и ясное письмо-ультиматум начальнику крепости великому сераскеру Айдозле-Мехмет-паше: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление — и воля. Первый мой выстрел — уже неволя. Штурм — смерть.» Ответ великого сераскера был достойным: «Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил». Суворову и его штабу было понятно: турки будут стоять насмерть, тем более что был известен фирман султана, где он обещал казнить каждого, кто покинет крепость Измаил. В течение двух дней Суворов вёл артиллерийскую подготовку, а 11 (22) декабря в 5 часов 30 минут утра начался штурм крепости. К 8 часам утра все укрепления были заняты, но сопротивление на улицах города продолжалось до 16 часов.

Турецкие потери составили 29 тысяч человек убитыми. Потери русской армии составили 4 тысячи человек убитыми и 6 тысяч ранеными. Были захвачены все орудия, 400 знамён, огромные запасы провианта . Комендантом крепости был назначен М. И. Кутузов, в будущем знаменитый полководец, победитель Наполеона.

24 декабря является Днём воинской славы России — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова.

Швейцарский  поход Суворова.

10 сентября — 27 сентября 1799 года — переход выступивших из Северной Италии русских и австрийских войск под командованием фельдмаршала Александра Васильевича Суворова. 

Этот поход назвали "чудом военной истории". После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинутся в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь - через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чёртов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22-23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправить мост, связав подрубленные сваи своими поясами. Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова был только один выход - двигаться вперёд, иначе - неминуемая смерть в горах. И суворовское войско совершило ставший легендарным переход через Альпы.

(На экране картина Сурикова "Переход Суворова через Альпы" )

Все помнят картину Сурикова "Переход Суворова через Альпы". На этой картине изображён Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горки. Но это не простые горки, это были грозные Альпы - неприступные скалы, ледники, обрывы, водопады, пропасти. Местные жители утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: "Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат!" Ведя ожесточенные бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, шли среди облаков, ночевали на ледниках.

Чтобы выйти из окружения, солдатам приходилось иногда идти по пояс в снегу, всю артиллерию пришлось бросить, армия несла большие потери. Но Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах. Он говорил: "Мы русские, мы всё одолеем!" И русским удалось вырваться из вражеского кольца и даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат! Потом Суворов скажет:"Русский штык прорвался сквозь Альпы". 

Первый чин Суворов получил, стоя в карауле

Будущий генералиссимус начинал службу рядовым при дворе Елизаветы Петровны. В 1779 году Семёновский полк, где служил Александр Васильевич, нёс караульную службу в Петергофе. Стоя на посту у Монплезира, Суворов так старательно и ловко отдавал честь императрице, что та, проходя мимо, решила уточнить, как его зовут и протянула солдату серебряный рубль. Суворов заявил, что на посту брать денег не положено, а Елизавета Петровна оставила монету у его ног и повелела забрать при смене караула. На следующий день рядового Суворова произвели в капралы, а рубль, подаренный императрицей, он хранил всю жизнь.

3. Практическая часть (8 мин)

Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать" Суворова

1....Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко... Пуля дура, штык молодец... Трое наскочат: первого заколи, второю застрели, третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай.

Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди..,

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник...

В баталии полевой три атаки: 1) в крыло, которое слабее. Крепкое крыло, (если) закрыто лесом - это немудрено; солдат проберется и болотом; тяжело чрез реку - без мосту не перебежишь; шанцы всякие перескочишь; 2) атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут; 3) атака в тыл очень хороша только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плети чрез волчьи ямы, быстро беги... спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Неприятель бежит  в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить... Неприятель сдался - пощада; стена занята - на добычь...

Вопросы к документу:

  1. Как этот документ характеризует личность А.В. Суворова и его полководческий талант?
  2.  Можно ли считать, что этот документ является моральным кодексом солдата? (Важное место в военном искусстве  Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск)  

2. Из книги " Наука побеждать".

Задание:  выписать "Мудрые мысли А.В. Суворова"                     

                                              ЗАВЕЩАНИЕ
Чудо-богатыри, покой, опора, слава Отечества - с нами Бог. Молись Богу, от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Без сей молитвы оружья не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Всякое дело начинать с благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю и Отечеству. Избегать роскоши, праздности и корыстолюбия, искать славу через истину и добродетель. Дух укрепляй в вере отеческой, православной. Безверное войско учить - что перегорелое железо точить.

Что дерево без корня, то - почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией. Воздай честь Небу, а потом земле.

Люби истинную славу. Отличай честолюбие благородное от надменности и гордости. Научись заранее прощать ошибки других, но никогда не прощай себе своих. Победи себя - будешь непобедим. Не презирай никогда неприятеля, какой бы он ни был. Военныя добродетели суть храбрость для солдата, неустрашимость для офицера, мужество для полководца. Все они должны быть управляемы порядком, дисциплиною, неусыпностью, прозорливостью. Зри в части - семью, в начальнике - отца, в товарищах - братьев .Нога ногу укрепляет, рука руку усиляет. Солдат и в мирное время на войне. Смотри на дело в целом. Верный взгляд военный.
Два воинских искусства: первое - глазомер, второе - быстрота.

Умей пользоваться местностью. Набеги отбивать, по обыкновению - наступательно.

Кто напуган, тот наполовину побит. Воюют не числом, а умением.

Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию. Стреляй редко, да метко. Пуля дура, а штык молодец. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает.

Широкий шаг ведет к победе. Работать быстро, скоро, по-русски. Штыки, быстрота, внезапность.

Неприятель нас не чает: атакуй с чем Бог послал. Конница - начинай, руби, коли, гони, отрезывай, не упускай.

Ура, чудеса творят, братцы.

Не употреблять команды стой - это не на учении, а в сражении. Атака - руби, коли, ура, барабан, музыка. Преследуй денно и нощно, доколе истреблен не будет (неприятель). Недорубленный лес опять вырастает. Казаки везде пролезут, их быстрота завершит победу.

Неприятель сдался - пощада. С пленным быть милосерду - солдат не разбойник.

Грех напрасно убивать - они такие же люди. Поражать неприятеля человеколюбием. Бог нас водит. Он нам генерал. Вот - братцы - воинское обучение. Господа офицеры, какой восторг.
Здравствуйте, братцы, чудо-богатыри!
Любезнейшие друзья мои, старые товарищи, здравствуйте! Помилуй Бог, мы Русские! Восстановим по-прежнему веру в Бога Милостивого. Очистим беззаконие. Везде фронт. Равнение по передним. От начальников не отставать. Неприятель от вас дрожит. Вы Русские!
Во языцех - оружию Русскому - вековечная слава! Слава. Слава. Слава

4. Награды   и   регалии А.В. Суворова

 

(по презентации)

3. Рефлексия: (5мин)

1.Работа с лентой времени (на доске) и карточками

2.Составление  синквейна:" Суворов – великий полководец ".

    Методика составления синквейна (вспомнить). 

 Первая строка – одно ключевое слово- существительное, определяющее содержание и тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия; описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвертая строка – короткое предложение, целая фраза, в которой автор высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строка – одно слово- резюме, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

4. Беседа. Что дал вам этот  урок?2 мин

 –В плане: актуальности, новизны, практичности (возможности применения новых знаний, полезности)?

 - Что дала тебе эта тема в плане нравственного и интеллектуального развития?  Выскажите свое мнение.

Выводы : Суворов велик и вечен, как и страна его породившая, как и русский народ! При проведении этого урока мы постарались осмыслить деятельность А.В. Суворова, как великого полководца и человека умеющего подчинить свою жизнь служению обществу, ибо главное свое призвание – служить отечеству – он исполнил так, что стал примером для потомков. 

5 .Подведение итогов работы, выставление оценок за работу.(1мин)

         6. Домашнее задание: § 23 стр.249-256, ответить на вопр.1-2  письменно. (1мин). Тетради собираются преподавателем  на проверку, проверяется качество конспектов лекции  и сообщений обучающихся, выполнение Д.З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Сценарий урока-викторины "Роль П.А.Столыпина в истории России"

Вопросы предлагаемой викторины будут интересны для учащихся 9, 11 классов. Цель- проверить и расширить знания учащихся о политике,  который вошёл в историю Российской империи как великий реформат...

Группа МЖКХ 2 ОБЖ (21.10.2020) Урок по теме "Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место. Реформа ВС."

Тема "Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место. Реформа ВС."Задание1. Изучить материал по теме "Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и м...

Проект по истории на тему: "Роль личности Петра I в истории Российского государства"

Роль царя Петра I в истории Российского государства неоднозначна. Одни историки считают его великим реформатором и преобразователем, а другие – видят лишь ошибки. Кто-то отмечает, что деятельнос...