Промежуточная аттестация по истории в 5 классе
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Промежуточная аттестация по  истории в 5  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promezhutochnaya_attestatsiya_po_istorii_v_5_klasse.docx96.48 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация по  истории в 5  классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по  истории обучающихся  5 класса.

Задания  комплексной  работы  для  проведения  промежуточной  аттестации по  истории  в  5  классе  соответствуют ФГОС основного общего образования (утвержденого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы:  – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);                                                                                                                    

Обучение проводилось по программам  и  учебникам:                                                                                       Примерной программы по учебным предметам. История 5-9 классы:  – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);                                                                                                                     Рабочей программы  Всеобщая история. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы.       5—9 класс.  А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.  «Просвещение» - 2014.

Учебник.  А.А. Вигайсин,  Г.И. Годер,  И.С. Свенцицкая.  Всеобщая  история.  «История  Древнего  мира».  «Просвещение» - 2012. 

Характеристика структуры и содержания комплексной работы  для проведения промежуточной  аттестации  учащихся по истории.

Комплексная  работа  состоит  из  двух  частей:

I часть  -  тестовые  задания  (выполняется  письменно).  

II  часть  - работа  с  текстом    (устные  ответы  к  тексту).

Критерии  оценивания тестовых  заданий.

За верное выполнение каждого задания 1 – 9, 12 - 14   выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 балов.

За верное выполнение заданий 10 - 11 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой  ИЛИ неполное выполнение задания – 1 балл; неверное выполнение задания ( при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать  обучающийся, правильно выполнивший  задания работы — 16  баллов.

14 – 16 - баллов – «5»  (85 – 100%)

10 – 13 - баллов – «4»  (65 – 84%)

8 – 9 баллов – «3»  (50 – 64%)

0 – 7 баллов – «2»  (менее  50%)

Система оценивания   работы  с  текстом.

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Даны  полные  ответы  на  вопросы  к  тексту.

«4»

Даны  ответы  на  вопросы  к  тексту,  содержащие  небольшие  неточности  или   без необходимой конкретизации.

«3»

Дан  ответ  на  один  вопрос,  на  остальные  вопросы  ответ  неверный  или  отсутствует.

«2»

Ответ неверный ИЛИ ответ отсутствует

Вариант 1

  1. Какая из стадий развития человека самая ранняя?
  1. «человек прямоходящий»
  2. «человек разумный»
  3. «человек умелый»
  1. Свод законов царя Хаммурапи был создан в
  1. Египте
  2. Индии
  3. Вавилоне
  1. Амон-Ра, Осирис, Тот — это боги
  1. египтян
  2. китайцев
  3. греков
  1. Какую державу в древности именовали «царством стран», а её правителей — «царями царей»?
  1. Ассирийскую державу
  2. Персидскую державу
  3. Нововавилонское царство
  1. Конфуций получил известность как
  1. полководец
  2. правитель
  3. мудрец
  1. Назовите религию, о которой идёт речь в тексте.

По легенде, индийский царевич Гаутама покинул дворец, долго скитался и решил стать монахом. Он понял, что главное в человеке — это личные достоинства, а не происхождение. Нужно отказаться от насилия и совершенствовать свою душу. Когда Гаутама постиг эти и другие истины, он был назван Просветлённым. Его учение распространилось по всей Индии, а впоследствии во многих других странах.

  1. буддизм
  2. иудаизм
  3. христианство
  1. Что явилось результатом реформ Солона?
  1. участвовать в Народном собрании и голосовать могла только знать
  2. афинских граждан могли обращать в рабство за долги
  3. в Афинах были заложены основы демократии
  1. Назовите сражение, о котором упоминается в тексте.

Вся персидская армия бежала в полном беспорядке, греки беспощадно преследовали её, не жалея никого.

Никогда до этого грекам не удавалось одерживать такую победу над персами. Один из молодых воинов по приказу стратега побежал в Афины — сообщить гражданам города о результатах сражения.

Воин пробежал без остановки 42 километра 195 метров, на городской площади Афин крикнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал бездыханным.

  1. Марафонская битва
  2. битва при Гавгамелах
  3. битва при Каннах
  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
  1. падение Западной Римской империи
  2. Троянская война
  3. первые Олимпийские игры

Ответ:

  1. Какие три сооружения древности из перечисленных греки и римляне относили к семи чудесам света? Запишите цифры, которыми они обозначены.

1)  Великая Китайская стена

2)  Большой сфинкс

3)  статуя Зевса в Олимпии

4)  Висячие сады Семирамиды

5)  Колосс Родосский

Ответ:

11.  Установите соответствие между именами правителей и государствами, в которых они правили.

ИМЕНА        ГОСУДАРСТВА

  1. Траян        1)        Ассирийская держава

Б)    Ашшурбанапал        2)   Римская империя

  1. Тутмос        3)           Египетское царство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Ответ:

12.  Назовите полководца, о котором идёт речь в тексте.

Аристотель начал обучение своего воспитанника с чтения Гомера. Мальчик с головой ушёл в подвиги Ахилла и мечтал о завоевании Азии.

Никто из лучших наездников не мог усмирить ретивого коня Буцефала. И только ему это удалось.

В решающий момент битвы при Херонее он ввёл в бой конницу, и это принесло его отцу Филиппу победу над греками.

Не сумев развязать запутанный (Гордиев) узел, он одним ударом меча разрубил его.

Впереди у него были походы, основание Александрии Египетской и создание великой державы.

Ответ:

13.  Архитектурное сооружение, реконструкцию которого вы видите на иллюстрации, греки и римляне называли одним из семи чудес света. Этоimage32

  1. Пантеон в Риме
  2. храм богини Артемиды в Эфесе
  3. Парфенон в Афинах

14.  Сколько лет существовало Римское государство от основания города Рима до падения Западной Римской империи?

Ответ:

Вариант 2

  1. Древний каменный век — это
  1. палеолит
  2. неолит
  3. мезолит

2.   Материал для письма в Древнем Египте

  1. папирус
  2. бамбук
  3. глина

3.   Правителями Древнееврейского царства являлись

  1. Давид и Соломон
  2. Кир и Дарий

       3)   Ромул и Рем

4.   Какая из названных религий возникла на территории Римской  империи?

  1. зороастризм
  2. буддизм
  3. христианство

5.   Следствием великой греческой колонизации стало основание городов

  1. Афин и Спарты
  2. Ольвии и Херсонеса
  3. Рима и Капуи

6.   К варно-кастовому делению в Древней Индии относятся

  1. брахманы и кшатрии
  2. гунны и галлы
  3. колоны и вольноотпущенники

7.   В какой стране школьники должны были соблюдать перечисленные правила?

Все воспитанники приходят в школу с рассветом. Войдя, они приветствуют сначала Конфуция, а потом учителя. При уходе из школы нужно поклониться Конфуцию и учителю так же, как утром. Ученик должен любить и сохранять свои книги от повреждения.

Выйдя из школы, каждый ученик идёт своей дорогой. Всякие сборища для игр запрещены. Вещи, используемые в школе, ограничиваются учебными книгами и принадлежностями: бумагой, тушью, кисточкой и тушечницей.

  1. в Китае
  2. в Египте
  3. в Греции

8.   Назовите город, в котором произошли описываемые события.

Вождь галлов Бренн готовился к ночной атаке на город, надеясь захватить его защитников врасплох.

Всё было тихо. Городская стража погрузилась в сон. Даже собаки не подавали голоса. Но едва первый из галлов, подни мавшихся на холм, достиг края площадки, загоготали гуси. Птиц откармливали для ближайшего праздника. Кто знает, что померещилось гусям в ту ночь, только они загоготали так громко, как никогда. Стража обнаружила лазутчиков и сорвала их план. Гусей, спасших город, решением Сената было предложено оставить живыми.

  1. Иерусалим
  2. Рим
  3. Афины

9. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

  1. Пунические войны
  2. первые Олимпийские игры в Греции
  3. возникновение первых государств

Ответ:        

10.  Какие три замечательных творения отнесены древними греками и римлянами к семи чудесам света? Запишите цифры, которыми они обозначены.

  1. Галикарнасский мавзолей
  2. римский Колизей
  3. египетские пирамиды
  4. афинский Акрополь
  5. Фаросский маяк

Ответ:        

11.  Установите соответствие между сражениями и именами полководцев древности, которые отличились в этих сражениях.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Ответ:

12.  Назовите исторического деятеля, о котором говорится в тексте.

В 594 году до н.э. был избран архонтом в Афинах и получил право отменять старые законы и вводить новые.

Прежде всего он отменил все долговые обязательства и запретил на будущее время обращать афинских граждан за долги в рабство. Он отменил старые законы Драконта, которые за все преступления, даже мелкие, устанавливали смертную казнь.

Высшей законодательной властью в Афинах стало Народное собрание, в котором могли участвовать полноправные афинские граждане.

Ответ:

13.  Архитектурное сооружение, реконструкцию которого вы видите на иллюстрации, греки и римляне называли одним из семи чудес света. Это

C:\Documents and Settings\ЯВА.F0FF30A795CB469\Рабочий стол\media\image33.jpeg

  1. Галикарнасский мавзолей
  2. Пантеон в Риме
  3. Вавилонская башня

14.  Сколько лет прошло от Рождества Христова до разделения Римской империи на Западную и Восточную?

Ответ:

*Текст № 1

Эта территория   расположена между двумя большими реками - Тигр и  Евфрат. Местность в низовьях этих рек каменистая  и неплодородная. С древнейших времен в нижнем течении Тигра и Евфрата проживали шумеры. Дворцы, храмы, дома они строили из кедра, который в изобилии рос по берегам рек. Города-государства шумеров - Ур, Урук, Мемфис, Вавилон, Аккад, стали возникать в конце 4 тысячелетия до н. э. В каждом городе высились ступенчатые башни-зиккураты.  Примерно 4 тысячи лет назад  эта территория была завоевана семитскими племенами. Они основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Самым могущественным вавилонским царем был Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 год  до н. э. Вся земля в государстве, имущество подданных принадлежали царю, которого вавилоняне считали исполнителем воли богов. Такая форма государства называлась демократией, она преобладала на Древнем Востоке. Свободные вавилоняне платили налоги в пользу государства, поэтому вавилонские законы ограничивали пребывание людей  в рабстве за долги тремя годами. Жители южного Междуречья изобрели иероглифическую письменность, существовавшую почти 3 тысячи лет. Ее секрет был раскрыт в 1835 году французским ученым Шампольоном.

Ответьте  на  вопросы:

1.  О какой территории идёт речь ?

2.  Сколько лет прошло от окончания правления Хаммурапи до расшифровки иероглифов Шампольоном

3.  Назвать одно из чудес света, которое находилось на этой территории

4.  Какая  библейская история связана с городом Вавилоном?

*Текст № 2

Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э.  Грамоте обучали только мальчиков. Обучали  детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми.  Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги.  В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. На папирусе писали тонкой палочкой, используя иероглифы. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное.  Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя. Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали. Детей учили не только читать и писать.  Им преподавали  также астрономию, медицину, языки других народов, математику. Эта наука могла понадобиться египтянам для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, которые жрецы проводили для прогноза разливов Нила.  Важными науками, которые преподавались в школе, были география и геометрия, с помощью которых ученик мог научиться рисовать план местности.  Особое место занимали царские школы, где дети вельмож учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Ответьте  на  вопросы:

1.  Чему учили в египетских школах?

2.  Почему папирус использовали несколько раз

3.  Почему дети простых людей редко учились в школе

4.  Что тебе понравилось и не понравилось   в египетской школе и почему?

*Текст № 3

      Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли. Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств  Древнего Востока. Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией, а его неограниченный правитель деспотом. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Ответьте  на  вопросы:

1.  На какие категории делились жители

2.  Кто помогал царю управлять государством

3.  Как ты считаешь: рабство- это хорошо или плохо? Почему?

4.  Почему царь обладал неограниченной властью?

*Текст № 4

Хозяйственная жизнь людей приобрела новые  черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество. У людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Хозяйство стало носить производящий характер (земледелие, скотоводство, ремесло).Развитие производящего хозяйства привело к:распаду родовой общины и образованию соседской общины, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности; появлению неравенства и выделению знати. Образуются племена – союзы родовых общин, живущих в одной местности и имеющих общие традиции и обычаи.

Ответьте  на  вопросы:

1.  Перечислить основные занятия первобытных людей

2.  Какая община была раньше: соседская или родовая?

3.  К чему привело развитие производящего хозяйства?

4.  Почему переход к производящему хозяйству назвали переворот?

*Текст № 5

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми. Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации. Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью. Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими. Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями. Историю Древнего мира можно представить как сосуществование и смену различных цивилизаций. Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства. Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.. Древнейшие цивилизации возникли в медном веке. В дальнейшем люди изобрели бронзу - сплав меди и олова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Бронзовый век, начавшийся в конце 4 тысячелетия до н. э., продолжался примерно до середины 1 тысячелетия до н. э.С первой половины 1 тысячелетия до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.

Ответьте  на  вопросы:

1.  Что такое цивилизация ?                                                                                                                                 2.  Почему периоды первобытности  называются «медный», «бронзовый» и «железный» век?                             3.  Почему первые цивилизации возникали на берегах рек?                                                                                          4.  Чем цивилизация отличается от дикости?

 

*Текст № 6

В VIII веке до н. э. армия ассирийцев стала самой сильной в мире. Основную часть ассирийской армии составляла пехота. Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками,  имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.Пехотинцы были защищены щитами, укрепленными железными пластинами. Конные подразделения состояли из воинов-всадников, также вооруженных копьями или луками, и боевых колесниц. У ассирийцев были передвигающиеся на колесах осадные машины - тараны. С их помощью пробивали крепостные стены и ворота при осаде городов. Воины-силачи раскачивали тяжелое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. В VIII – VII  веках до н. э. ассирийские цари покорили Вавилонию, города Финикии, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг — в Египет и на север — в горное царство Урарту. Ассирийская военная держава охватывала огромную территорию — больше, чем любое государство прежних времен. Победы ассирийцев объяснялись их военными достижениями: Широко использовали стальное оружие и броню (мечи, панцири и др.) Создали отряды конницы. Прокладывали для войск дороги, наводили переправы через реки. Применяли стенобитные тараны и камнеметы для штурма крепостей. Ассирийцы отличались жестокостью к покоренным народам, поэтому их столицу, город Ниневию, несмотря на обилие в ней роскошных дворцов, называли «логовищем львов» и «городом крови».

Ответьте  на  вопросы:

Почему Ниневию называли «городом крови»?                                                                                                     Чем объясняются военные победы ассирийцев?                                                                                       Почему ассирийскую армию считали непобедимой?                                                                                    Почему ассирийцы были такими жестокими?

*Текст № 7

Реформы Солона. В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона — мудреца, поэта и оратора. Солон установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

1. Освобождение общинников от долгов, запрет обращать афинян в долговое рабство. (Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал  за его выплату только своим имуществом. Если этого имущества не хватало, то самого неоплатного должника запрещалось обращать в рабство. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. В Афинском государстве остались только привозные рабы-чужеземцы.).

2. Разделение всех граждан Аттики на 4 разряда, установление гражданских прав и обязанностей. Обязательная военная служба.

3. Регулярный созыв Народного собрания, в котором участвовали все афинские граждане.

4. Выбор судей из всех афинян, независимо от их богатства и знатности.

(На судебном разбирательстве могли присутствовать все желающие граждане. Сначала поочередно выступали обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.)

Законы Солона заложили в Афинах основы демократии (в переводе с греческого означает «власть народа»).

Ответьте  на  вопросы:

Что такое демократия?

Какое  событие произошло раньше:  реформы Солона (594г. до н.э.) или восстание Спартака (72 г. до н.э.). Почему?

Почему Солона после проведения  реформ отправили в изгнание?

Перечислить положительные стороны демократии ( не менее 3)

 

*Текст № 8

Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. (Римляне называли карфагенских финикийцев пунами) 

I-я Пуническая война  (264-240 гг. до н.э.) продолжалась 23 года  и закончилась поражением Карфагена. Рим превратил Сицилию в свою провинцию — подчиненную область. Однако могущество Карфагена сломлено не было, и обе стороны готовились к новым схваткам. Римский сенат разработал такой план: одна консульская армия нападает на карфагенян в Испании, а другая в Африке. Но молодой карфагенский полководец Ганнибал помешал этим намерениям. Он решил опередить римлян и первым нанести удар. 

II-ая Пуническая война (218-201 гг. до н.э.)

В 218 г. до н. э. Ганнибал разрушил испанский город Сагунт, который являлся союзником Рима. Римляне в ответ объявили Карфагену войну.Тем временем Ганнибал, выйдя из Испании во главе отборных войск и перейдя с огромными потерями Альпы, оказался там, где его не ждали — в долине реки По. Ганнибал объявил жившим в тех местах галлам, давним врагам Рима, что воюет за свободу Италии. Галлы дали Ганнибалу продовольствия и лошадей, вступали в его войско.Ганнибал в нескольких сражениях разгромил консульские армии. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.В 216 г. до н. э. Риму удалось собрать новое большое войско — 80 тыс. легионеров. Неподалеку от города Канны  консулы настигли неприятеля, и один из них решился дать бой. У Ганнибала было всего 40 тыс. чел. Однако он одержал победу. В этом проявилась его гениальность как полководца. Но он не поспешил на Рим, чтобы последним ударом разрушить республику. «Побеждать умеешь, пользоваться победой — не умеешь», — сказал Ганнибалу один из его друзей.После поражения при Каннах римляне избегали решительных сражений — война становилась затяжной. Молодой и даровитый римский полководец Сципион, пять лет победоносно сражавшийся с карфагенянами в Испании, выдвинул смелый план захвата вражеской столицы и высадился в Африке. После 15 лет войны в Италии, не испытав ни одного поражения, Ганнибал вынужден был поспешить на защиту Карфагена.В 202 г. до н э., близ города Зама, к югу от Карфагена, произошла последняя битва Ганнибала с римлянами. Армия великого полководца была разбита. Сципион получил почетное прозвище Африканский. На следующий год Рим и Карфаген заключили мир, по которому Карфаген признавал свое поражение, Он лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. Так закончилась 2-я Пуническая война. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье. Однако угроза со стороны Карфагена продолжала страшить римлян. 

III-я Пуническая война (149-146 гг. до н.э.)

Старый и влиятельный сенатор Катонпобывав в Карфагене, был поражен обилием кораблей и товаров в его гавани, богатством жителей. Вернувшись на родину, он стал призывать к полному уничтожению цветущего города. Каждую речь в сенате Катон заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».Началась 3-я Пуническая война. В 146 г. до н. э. Сципион Младший — приемный внук Сципиона Африканского взял Карфаген и сровнял его с землёй

Ответьте  на  вопросы:

1.  Почему войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими

2.  Сколько лет длились Пунические войны

3.  Почему после 3 войны  римляне Карфаген сровняли с землей

4.  Перечислить причины  неудач римлян во 2 Пунической войне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая и промежуточная аттестация учащихся

В данной документе даны критерии оценки учащихся как итоговой так и промежуточной....

Материал промежуточной аттестации для 5 класса

Материал промежуточной аттестации для 5 класса является итоговым контролем коммуникативной компетенции в области говорения и чтения....

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ для проведения промежуточной аттестации по предмету «Алгебра и начала анализа» в 10 классе

Контрольная работа содержит 4 задания по темам: «Тригонометрия» и «Производная».Приведены критерии оценок и решения всех вариантов....

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ЕН.01 МАТЕМАТИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности: 19.02.01 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ форма проведения промежуточной

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины математика разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОУД.08 ИНФОРМАТИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности: 38.01.10 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) форма проведения промежуточн

     Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации пол...