Организация промежуточного контроля на уроках истории: преимущества письменных работ
методическая разработка по истории (6 класс)

Организация промежуточного контроля на уроках истории:
преимущества письменных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_promezhutochnogo_kontrolya_na_urokah_istorii.docx192.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация промежуточного контроля на уроках истории:

преимущества письменных работ

Процесс обучения по любому предмету включает контроль  образовательных результатов. В современных условиях это контроль не только знаний и умений, но и развития универсальных учебных действий.  Каждый учитель-предметник, разрабатывая систему контроля, время от времени сталкивается с необходимостью разрабатывать контрольно-измерительные материалы. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?

Какой метод контроля наиболее эффективен в данном случае?

Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

        Такой метод контроля, как письменная работа, позволяет удовлетворить следующим дидактическим требованиям: систематичность, объективность, педагогическая тактичность, экономичность по временным затратам.  Проверка письменных работ может осуществляться методом взаимоконтроля или внешнего контроля. Письменная работа может включать серию заданий, позволяющих отследить динамику развития целого ряда познавательных универсальных  учебных действий.  

Приведем пример работы, предназначенной для проверки предметных знаний, и при этом включающей задания, требующие метапредметных умений:

Проверочная работа по теме «Древнейшие люди на территории России»  

                     

1. Выберите неверные характеристики жизни древних людей нашей страны в период каменного века.

  1. Выращивали картофель, подсолнечник, сахарную свеклу, томаты
  2. Делали орудия труда из камня
  3. Жили поодиночке
  4. Не умели пользоваться огнём
  5. Совершали магические обряды, создавали произведения искусства
  6. Занимались охотой и собирательством
  7. Строили города и корабли
  8. Жили родовыми общинами
  9. Делали орудия труда из железа
  10. Научились пользоваться огнем

2. Приведите в соответствие:

Эпоха или событие

Примерная дата начала события

1. Великий Ледник

2. Появление первых людей

3. Неолитическая революция

4. Появление человека разумного

А) 8-7 тыс. до н.

Б) 2,6 млн лет назад

В) 100 тысяч лет назад

Г) 40 тысяч лет назад

3. Для языков финской группы характерны окончания на -кша, -кса. Какие выводы можно сделать, исходя из того факта, что названия рек на огромной территории от правого берега Оки до Белого моря заканчиваются на -кша и -кса?

4. Сделайте выводы об образе жизни народа, населяющего эту стоянку.

На стоянке Сунгирь (Владимирская область) в1955 году при строительстве завода нашли захоронение. Это одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок которые велись здесь почти 30 лет, было сделано около  70 тысяч археологических находок.

Сунгирь прославилась своими зрелищными погребениями: мужчина 40—50 лет и подростков: мальчика 12—14 лет и девочки 9—10 лет, лежавших головами друг к другу. Покойник-мужчина лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета. Скелет был усыпан бусинами из мамонтовой кости. Когда-то эти бусины были пришиты на одежду. По расположению бусин на скелетах удалось восстановить покрой древней одежды: это были рубахи и штаны, сшитые из шкур животных. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Всего было нашито свыше 3, 5 тысяч бус. Столь богато одетые покойники в палеолите неизвестны. Скелет был густо засыпан охрой. Тут же лежало копье из кости мамонта длиной 2,4 метра и выточенный из камня силуэт сайгака.

Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта; на мальчике - пояс, на котором висят украшения - подвески - 250 зубов лисицы. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья. Погребения были присыпаны охрой. Анализ ДНК показал, что мальчик и девочка были, скорее всего, братом и сестрой. В культурном слое стоянки найдено большое количество каменных орудий труда: жезлы, дротики и кремневые наконечники, костяная игла с отверстием.

В задании 1 требуется оценить утверждения на основе имеющихся знаний. В задании 2 – установить взаимно-однозначные соответствия.          В задании 3 – сформулировать гипотезу на основании имеющихся данных; чтобы выполнить задание 4, ученики должны обладать навыками смыслового чтения.

        Таким образом, письменная работа позволяет проверить развитие целого ряда познавательных учебных умений.

Ещё один пример:

  1. Заполните таблицу

Вопросы для характеристики

   Хазарский каганат

Народ

Хазары

Языковая семья

Тюркская

Первые упоминания в письменных источниках

VI век

В состав какого народа входили первоначально?

Гунны

Время образования государства

30-е годы VII века

Территория на момент наибольшего расширения

Прикаспийские степи Северного Предкавказья + Приазовье + Северное Причерноморье + часть Крыма (степи)

Название современного субъекта РФ

Дагестан

Столица

город Итиль на Волге

Правитель

каган

Занятия

(хозяйственная жизнь)

Кочевое скотоводство – знать

Земледелие и ремёсла - беднота

Внешняя политика:

А) с кем воевали?

Б) с кем торговали?

Закавказские государства, Иран, Арабский халифат

Отношения с восточными славянами

Собирали со славян дань (с берегов Днепра)

Религия

язычники 🡺 Иудаизм

Кем разгромлены?

князем-русичем Святославом в Х веке

Дополнительные сведения

Задание 2. Работа с картой.

А) Надпишите название Хазарского каганата на карте

C:\Users\Admin\Desktop\Рисунок1.png

Б) Какие суждения, относящиеся к данной карте, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.

  1. Хазары были тюркоязычными племенами

  1. Хазарский каганат как государственное объединение сложился в X веке

  1. Изначально хазары кочевали на территории современного Дагестана

  1. Город, обозначенный на карте цифрой 3 -  столица Хазарского каганата

  1. В борьбе с Арабским халифатом язычники-хазары приняли ислам

  1. С восточных славян на берегах Днепра хазары долгое время собирали дань, пока не были разгромлены князем Святославом

Сопоставить информацию, предъявленную в различных формах – это важное умение, отсутствие которого часто становится камнем преткновения при сдаче экзаменов, а то и прохождении собеседований. Именно это умение проверяется в рассмотренном примере.

Таким образом, письменные работы являются формой контроля, позволяющей в полной мере реализовывать требования образовательного стандарта.