Рабочая программа по внеурочной занятости "Практическая старина"
рабочая программа по истории (6 класс)

Тимофеев Владимир Викторович

Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на историю родного края. Но краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному селу, краю, Отечеству. Поэтому программа помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Изучая в 5 классе вспомогательные исторические дисциплины, школьники получили начальные сведения о родном крае. В 6 классе эти сведения расширяются и дополняются новыми.  Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49»

Рекомендовано:                                                                Утверждено

Методическим объединением                                                

Учителей истории и                                                 приказом МБОУ «АСОШ

обществознания                                                                № 49»                

Протокол №                                                          «        »               201  г. №        

«        »        201  г.

                        Рабочая программа

                       внеурочной занятости

                      «Практическая старина»

                  6 класс        

        

Составитель:

                                         ФИО, учитель Тимофеев В.В.

                                                  Первой квалификационной категории

г. Абаза

1. Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности “Практическая старина” разработана для занятий с обучающимися 6 классов.  Данная программа составлена на основе:

  1. ФГОС ООО, утверждённой приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897
  2. Основной образовательной программы ООО МБОУ «АСОШ №49»
  3. Локальных актов МБОУ «АСОШ №49».

Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на историю родного края. Но краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному селу, краю, Отечеству. Поэтому программа помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Изучая в 5 классе вспомогательные исторические дисциплины, школьники получили начальные сведения о родном крае. В 6 классе эти сведения расширяются и дополняются новыми.  Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения.

Обращение к материалу курса значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.

Рабочая программа разработана с учётом психолого - педагогических особенностей развития детей 11—13 лет, связанных: с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно- технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося, направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно- семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Цель курса: Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы

Задачи:

Образовательные:

1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

1. Формирование потребности в саморазвитии.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Развитие культуры общения.

4. Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2. Развитие вкуса к родному слову.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов)
2) практические (работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Практическое обучение происходит при непосредственном участии педагога и самостоятельно

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

2. Общая характеристика курса “Практическая старина” как учебного предмета.

Курс “Практическая старина” относится к предметной области «Общественно-научные предметы» При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Основу школьного курса составляют следующие содержательные линии:

Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — Малая родина-Хакасия.

3. Место предмета “Практическая старина” в учебном плане МБОУ «АСОШ № 49»

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Во время изучения курса возможна интеграция с предметом учебного плана историей. В рамках изучения истории предусмотрено изучение краеведения. Возможна интеграция с предметами технология, изобразительное искусство на практических занятиях по изготовлению моделей, макетов монет, гербов, медалей и т.д.

Содержание национально-регионального компонента учебного курса   направлено на изучение истории Сибири, Хакасско - Минусинского края, Абазы и ознакомление с основными этапами исторического и культурного развития, образа жизни народов региона. Изучаются памятники истории 17-2о века и памятники современной истории Хакасии и Абазы. Направленность на познание исторических закономерностей, а также важных особенностей специфики региона.

Преемственность соблюдается с курсом «Введение в историю», который изучается в начальной школе, а также с курсом “Практическая старина”, который изучался в 5 классе.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

(ЛР1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,

(ЛР2) усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

(ЛРЗ) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

(ЛР4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально - ценностный и поведенческий компоненты);

(ЛР5) формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;

(ЛР6) формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;

(ЛР7) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

(ЛР8) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

(ЛР9) уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

(JIP10) формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

(JIP11) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Метапредметные результаты:

(MP 1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

(МР2)формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;

(МРЗ) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

(МР 4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности;

(МР5) формирование умений работать в группе;

(МР 6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

(МР 7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

(МР8) приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

(МР 9) создание условий для практического освоению морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

(MP 10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

(MP 11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами);

(MP 12) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования;

(MP 13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

(MP 14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

(MP 15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 (MP 16) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

 (МР17) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных;

(МР18) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

 (МР19) формирование умения давать определения понятиям;

(МР20) формирование умения устанавливать причинно- следственные связи;

 (МР21) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты:

 (ПР 1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;

(ПР 2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

(ПРЗ) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

(ПР4) формирование умения определять место событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

(ПР5) использовать историческую карту как источник информации о расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

(ПР 6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;

(ПР7) анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;

 (ПР8) анализировать информацию из исторических источников - текстов, материальных и художественных памятников;

 (ПР9) систематизировать материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

 (ПР10) формирование способности миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5 основное содержание

1. Вводное занятие. Знакомство с курсом “Практическая старина” - Моя малая родина.
Лекция.
2-5 Казачество Сибири. Лекция. История переселения казаков в хакасские степи. Исследование культуры, православия, традиции и обычаи казаков. Форма контроля. Рисунки. Вопросы по лекции.

6-7. Абаканский острог. Лекция. Строительство острога, его решающее значение для присоединения хакасских земель к российским. Изготовление макета острога..

8-9 Саянский острог. Лекция. Оборонительное сооружение (острог), построенное в 17171718 отрядом из 300 красноярских казаков во главе с дворянином И. Нашивошниковым. Роль в истории нашего края.

Практическое задание. Макет острога.

10 Арбатские казаки. Лекция.  В 1724 году, был построен Арбатский форпост для охраны границ с Монголией, Тувой и Китаем и являлся настоящей деревянной крепостью.

11 Таштыпские казаки. Лекция. Постройка Таштыпского форпоста для охраны границ.

12-13 Абаза –Большой луг. Образование первого поселения в Абазе. Виртуальная экскурсия на место строительства первого года.

14-16 Абакано-заводская деревня: абаканский завод. Лекция. Макет Абазинского завода. Рисунки завода. Первые улицы города.

17-18 Абазинский памятник героям. История Абазы начала 20 века.

19-20 Абаза в годы войны. Герои, истории абазинцев.

21-22 Абаза: история рудника. Работа с архивами, воспоминаниями. Создание краткого очерка.

23-24 Абакан на рубеже веков. Создание республики.

25-26 Абаза на рубеже веков. Современная Абаза.

27-34 Проектная деятельность.

35.Итоговое занятие. Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору. Рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки

6. тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности, элементы содержания, вид контроля

Планируемые результаты (УУД)

Предметные

Личностные

Метапредметные  

1

Вводное занятие. “Практическая старина”

Урок освоения новых знаний

Беседа, лекция,  Знакомство с курсом.

ПР3

(ПР1)

ЛРЗ; ЛР5; (ЛР4)ЛР9; JIP10; JIP11

МР8; МР19;  МР 7

2-5

Казачество Сибири

Лекционно-практическое занятие

Дать общее представление о возникновении и истории казачества

(ПР1)(ПР 2)

(ЛР6)(ЛР8)

(JIP10) (ЛР2)

(MP 1)(MP 10)

6-7

Абаканский острог

практическое занятие

Практическое занятие,

(ПР 6)

(ЛР1)

(ЛР4) (ЛР5)

(МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР 9)

8-9

Саянский острог

Лекционно-практическое занятие

Изучение Подготовка сообщений учащихся.

(ПР1)(ПР 2)

(ЛР6)(ЛР8)

(JIP10) (ЛР2)

(MP 1)(МР8)

(МР8) (MP 10)

10

Арбатские казаки

практическое занятие

Практическое занятие,

(ПР7)

(ЛР1)

(ЛР4) (ЛР5)

(МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР 9)

11

Таштыпские казаки

Урок применения знаний и уменийЛекционно-практическое занятие

Анализ источников.

Подготовка сообщений учащихся.

(ПР1)(ПР 2)

(ЛР6) (JIP10)

(MP 1)(МР8)

(MP 10)

12-13

Абаза –Большой луг

Практическое занятие.

Решение занимательных задач

(ПР7)

(ЛР1)(ЛР5)

(МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР8)(МР 9)(МР21)

14-16

Абакано-заводская деревня: абаканский завод

Лекционно-практическое занятие

Изучение основ науки

(ПР1)(ПР 2)(ПР4)(ПР8)

(ЛР8)(ЛР5)

(JIP10)

(MP 1)(МР8)

(MP 10) (МР21)

17-18

Абазинский памятник героям

анализ первоисточников, 

решение  занимательных задач

(ПР4)(ПР7)

(ЛР1)

(МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР8)(МР 9)(МР21)

19-20

Абаза в годы войны

Лекционно-практическое занятие

Изучение основ науки

(ПР1)(ПР 2)(ПР8)

(ЛР6)(ЛР8)

(JIP10) (ЛР2)

(MP 1)(МР8)

(MP 10)

21-22

Абаза: история рудника

Лекционно-практическое занятие,  анализ первоисточников, 

Практическое занятие,

(ПР 6)

(ЛР6)

(ЛР1)

(ЛР5)

(МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР8)(МР 9)(МР21)

23-24

Абакан на рубеже веков

Практическое занятие

Практическое занятие,

(ПР 6)

(ЛР6)

(ЛР1)

(MP 1)(МР 7)(МР8)(МР 9)

25-26

Абаза на рубеже веков

Лекционно-практическое занятие

заочная экскурсия

Изучение основ науки

(ПР 2)

(ЛР6) (JIP10)

(МРЗ)(МР5)(МР6)(МР8)(МР 9)(MP 10)

27-34

Проектная деятельность

Практикум, деловая игра,  консультация,  семинар,  исследование 

Создание проектов

(ПР 6)(ПР7)(ПР8)(ПР9)

(ЛР6)(ЛР8)

(JIP10) (ЛР4) (ЛР5)

(ЛР7)

(МР2)(МРЗ)(МР 4)(МР 6)(МР (МР 9)7)(МР8)(MP 10)(MP 11)(MP 12)(MP 13)(MP 14)(MP 15)(MP 16)(МР21) (МР20)

35

Итоговое занятие

обобщения и систематизации знаний

Защита (на выбор)

(ПР 6)(ПР9) (ПР10)

(ЛР6)(ЛР8) (ЛР9)(ЛР1)

(ЛР2) (ЛР4)

(МР2)(МРЗ)(МР 4)(МР 6)(МР 7)(МР 9)(MP 10)(MP 11)(MP 13)(MP 14)(MP 16)(МР18)(МР21)

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной деятельности

Методические пособия для учителя:

  1. Борзова, ЛЛ. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - ML: Владос, 2005.
  2. Интернет энциклопедия /http://ru.wikipedia.org/wiki

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Интернет энциклопедия /http://ru.wikipedia.org/wiki

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Технические средства обучения:
  • Телевизор.
  • Аудиоцентр.
  • Мультимедийный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран проекционный.
  1. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.

8. планируемые результаты изучения учебного курса.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметныхрезультатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

-различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

-выражать речь в устной и письменной форме;

-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...