Начала правления Петра
план-конспект урока по истории (8 класс)

Халиуллин Габдулла Самигуллович

Начала правления Петра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_pravleniya_petra.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Начало правления Петра I

Цели урока:

1. Формировать  представления учащихся о начале правления Петра I .

2. Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.

3.Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

1. познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;

2. определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XYII века;

3. рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;

4.называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.);

5. показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;

6. объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- владение умениями работать с учебной  информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (аудио-визуальных, текстовых, изобразительных);

- знание хронологии изучаемого периода;

- знание исторических фактов изучаемого периода;

- рассказ об исторических событиях, их участниках;

- соотнесение исторических фактов и общих явлений.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.

Образовательные ресурсы:

- компьютер;

- доска;

-мультимедийный проектор и экран,

- карточки с заданиями;

- карта «Россия с конца XVII до 60-х годов XVIII в.», фрагмент фильма «Восстание стрельцов», «Петр I Россия на рубеже веков» Инфоурок.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

II. Интеллектуальная разминка.

( слайд 1) Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?

1) И. Волоцкий

2) патриарх Никон+

3) митрополит Макарий

4) Сергий Радонежский

( слайд 2)  Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали правление царя Алексея Михайловича? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

 1) церковный раскол+

2) начало деятельности Земских соборов

3) обмирщение культуры+

4) угасание деятельности Земских соборов+

5) раздел Речи Посполитой

6) создание коллегий

( слайд 3)  Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

 1) товарная специализация районов+

2) железнодорожное строительство

3) создание мануфактур+

4) развитие ярмарочной торговли+

5) уничтожение внутренних таможенных пошлин

6) начало промышленного переворота

( слайд 4)  Назовите пропущенное понятие (термин). 

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.(черносошные)

( слайд 5 ). Назовите пропущенное слово.

Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV— XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.

 «Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом». 

(Никон)

(слайд 6) . Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура)

III Изучение нового материала

Учитель: Просмотр фрагмента видеофильма «Петр I. Россия на рубеже веков» Итак, тема нашего урока…?

 Верно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Начало правления Петра I».

Посмотрите все внимательно на доску. (На доске   высказывания о Петре и его деятельности).

«Осатанелый зверь»

Л.Н.Толстой

 «Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»

А. Н. Радищев

«Петербург основан на слезах и трупах»

Н.М. Карамзин

«Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»                                            

В.Г. Белинский

Какой вывод можно сделать из  этих высказываний?

Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки. Петр противоречивая фигура.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?

Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.

Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”

С.М. Соловьев

Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.

Итак, сегодня на уроке вы должны: (цели)

В конце 17 века в царских хоромах было неспокойно…

Вы сейчас посмотрите еще один небольшой видеофрагмент и выполните задание на карточках «Ответьте вопрос».

1)Петр I родился в ? году от второго брака царя Алексея Михайловича Романова и второй жены Натальи ? .

2) Петр был ? ребенком в семье.

3) ? возвели на престол Петра.

4) ? выдвинули требование, чтобы первым царем был Иван, а вторым - Петр.

5) Из-за малолетства братьев государством управляла ? .

6) Петр вместе с матерью уехал в село ? .

7) У царевича появился интерес к ? делу.

8) Из ровесников он создал ? полки

Проверь себя 

1. 1672, Нарышкиной

2.14

3. стрельцы

4. стрельцы

5.Софья

6.Михайловское

7.военному

8. «потешные»

Учитель:  25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.

Работа с историческим документом:

Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Письмо.

Определите:

  1. автора письма;
  2. адресата письма;
  3. о какой «третьей особе» говорится в письме.

«…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…»

Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.

Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?

Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.

Учитель: Как складывалась ситуация в дальнейшем?  (видеофрагмент)

С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху) , туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. 

 Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.

Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.

Но наследство Петру досталось незавидное.

Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.

Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.

Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.

Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?

Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.

Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?

Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.

Учитель: Молодцы. Совершенно верно.

Итак, запишите:

1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»

Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?

Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века? (видеофрагмент)

Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

2 задача - создание сильной армии и флота.

Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?

Ученики: Экономику страны.

3 задача - развитие экономики.

Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, просмотрев очередной фрагмент видеоролика.с(видеоролик)

1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы

1.Назовите даты Азовских походов?

2.С кем воевала Россия?

3.Какова цель этих походов?

4.Каков результат 1Азовского похода?

5. Каков результат 2 Азовского похода?

2 группа учеников получает карточку №2. Строительство флота

1.Когда и где началось строительство флота в России?

2.Объясните понятия «верфь» и «галера»

3.Кто трудился на строительстве флота?

3 группа учеников получает карточку №3. «Великое посольство»

1.Когда состоялось «Великое посольство»?

2.Состав «Великого посольства».

3.Цели «Великого посольства».

4.Каким был маршрут «Великого посольства».

5.Итоги «Великого посольства».

4.Какое значение имело начало строительства флота?

Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ.

Работа с видеоматериалом: Ученики, просмотрев  видеоинформацию   отвечают на предложенные вопросы.

Физкультминутка

Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода. 

 Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море

Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2. 

 Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:

— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.

— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;

— в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля) . С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны. 

 Ученики записывают новые понятия и их определения.

Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем. 

Ученики: «Великое посольство» выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.

Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.

Учитель: Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием.

Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.

Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку?

Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.

Учитель: Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?

Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол?

Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);

- создание флота;

- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море

Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.

Сообщение учащегося об участии донских казаков в Азовских походах.

Весной 1696 года Петр1 снова двинулся к Азову. В составе войска Петра 1 было пять тысяч донских казаков под предводительством атамана Фрола Минаева. Еще до того как подошла армия Петра 1, донская казачья флотилия под командованием Леонтия Поздеева обнаружила в Азовском море два турецких корабля, атаковала их и отогнала от Азова. Прошло несколько дней, и в море появилась турецкая эскадра. Казаки вновь неожиданно и дерзко напали на нее. Им удалось захватить 10 кораблей, а остальным пришлось повернуть обратно. Для русской армии это было очень важно, потому что азовский гарнизон не получил подкреплений. Удачно действовали казаки и на суше. 17 июля отряд донских казаков в две тысячи человек прорвался на земляной вал турецких укреплений. Удар был настолько неожиданным, что турки отступили, и донцы их преследовали до самых крепостных стен. Потеря земляного вала поставила осажденных в безвыходное положение, и на следующий день турецкие войска сдались. Петр 1 устроил пышные торжества по случаю взятия Азова. В столице донского казачества в честь этой славной победы был произведен первый в истории России салют.

После того, как Азов был отвоеван у турок, Российскому государству необходимо было прочно укрепиться на Азовском море. Для этого нужен был сильный флот, а для флота-база, удобная гавань, где могли бы стоять корабли, пополняться припасами, делать ремонт. 27 июля 1696 года Петр 1 вместе со своими соратниками отправился в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения порта. Место было найдено. 12 сентября 1698 года на высоком мысу, который издавна носил название Таган-Рог была заложена Троицкая крепость будущий Таганрог. 

IY. Закрепление  изученного материала.

1) В каком подмосковном селе прошло детство Петра?

2) Что такое двоецарствие?

3) Кто владел Чёрным и Балтийскими морями?

4) С какой целью Пётр предпринял поездку заграницу?

Работа по карточкам.

Выбери и подчеркни правильный ответ.

1.Когда родился Пётр I ?

1) в 1600 году

2) в 1672 году

3) в 1690 году

2.Чем закончились Азовские походы?

1) Русские войска взяли крепость азов

2) Русские войска не смогли взять Азов

3) Пётр I не совершал поход на Азов

3.Какова цель Великого посольства?

1) Пётр I поехал изучать науки

2) Найти союзников в борьбе против Турции

3)Отдохнуть от дел и посмотреть мир

4.Достигло ли своей цели Великое посольство?

1) Нет, европейские союзники отказались помогать

2) Да, Пётр I нашел союзников

(Если время позволит)  Игра «Найди ошибку!»

А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»

Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.

Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Важно и то, что о не Петре  никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время.

Y. Подведение итогов.

Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.

YI. Домашнее задание.

Прочитайте § 1, выполните задание 1,3 на странице 15.

Составить кроссворд

YII Итоговая рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

- Мне было интересно…

- Я сегодня понял, что…

- Мне было трудно…

- На следующем уроке я хочу …




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

Конспект урока истории "Начало правления Петра I"

Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...

Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.

В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного...

план- конспек урока "Начало правления Петра I"

данная разработка урока будет полезна учителям работающих в 7 классах...

Начало правления Петра I

—Регентство царевны Софьи.—Взросление Петра I. Отстранение Софьи от власти—Сподвижники Петра I—Азовские походыВеликое посольство...

"Начало правления Петра I"

Название предмета: история                                                ...