Урок по истории "Гражданская война и интервенция"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Обухова Юлия Сергеевна

Урок по истории по теме "Гражданская война и интервенция"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект.

Тема урока: «Гражданская война и интервенция».

Форма урока: комбинированный урок.

Цели: образовательные — дать учащемуся представление о Гражданской войне и интервенции с помощью характеристики ключевых событий данного периода, причин и последствий происходившего.

развивающие — развитие навыков исторического анализа и сравнительной характеристики явлений и процессов, оперирование учебным материалом,а также, умение составлять тезисы и развернутый план по пройденной теме.

воспитательные — способствовать формированию гражданской позиции ученика, воспитание патриотизма и одновременно готовности к компромиссу, терпимости.

Задачи: 1. Раскрыть причины Гражданской войны и интервенции;

 2. Охарактеризовать основные этапы  Гражданской войны и интервенции;

 3. Осветить ход событий  Гражданской войны и интервенции;

 4. Проанализировать причины победы «красных» и поражения «белых».

Используемые методы: опрос (индивидуальная форма), элементы лекционного изложения материала (объяснительно-иллюстративный тип), реалистичный рассказ, аналитическая беседа (диалог), обобщающие  - тезисный план и схема.

УМК: - Торопцев А.П. Мировая история войн: энциклопедия.

  • Кузнецов И.Н. История Отечества в таблицах и схемах.
  • Н.В.Загладин, С.И.Козленко. История России, 11 класс.
  • Карты «Гражданская война и интервенция»,  «Начало гражданской войны в России».
  • Схемы «Причины и предпосылки Гражданской войны», по этапам Гражданской войны и интервенции.

Таблица с перечнем цифровых образовательных ресурсов, которые используются на уроке, прилагается к плану-конспекту.

Основные понятия и термины: гражданская война, интервенция, Белое движение, Красная армия, Революционный военный совет.

 

Основные даты и события:

1918-1922 гг. - Гражданская война.

1918, ноябрь — создание Совета рабочей и крестьянской обороны.

1920, апрель — октябрь — советско-польская война.

1920, ноябрь — занятие Крыма Красной армией.

План урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Переход к новой теме.

3.Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Устный опрос  по плану:

  1. Характеристика первых преобразований партии большевиков.
  1. Определение влияния Брестского мира на развитие событий в России.

II. Переход к новой теме.

Обозначение целей занятия; указание на  связующую нить между новой темой и предыдущими («Октябрьская революция 1917г.», «Переход власти к партии большевиков»);мотивация к изучению материала через акцентирование на том, что участниками событий, являются такие знаменитые (в какой-то степени загадочные) личности, как, например, А.В.Колчак, В.И.Чапаев  и другие.

III. Изучение нового материала.

План с пояснением.

1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.

Учитель обращает внимание учащегося на следующее: Гражданская война начала XX века не имеет четких хронологических рамок. - Многие историки считают, что Гражданская война длилась с 1917 по 1922гг., имея в виду, что в данный отрезок времени были отмечены очаги противостояния. Но существует наряду с другими периодизация Гражданской войны, охватывающая наиболее активный период военного противостояния в российском обществе, сочетавшегося с иностранной интервенцией:

Этапы фиксируются на доске.

1.этап - октябрь 1917 — май 1918гг.

2.этап — май — ноябрь 1918гг.

3.этап — ноябрь 1918 — февраль 1919гг.

4.этап — март 1919 — весна 1920гг.

5.этап — май1920 — ноябрь 1920гг.

Далее учащемуся предлагается работа с текстом учебника §12-13 (либо iclass, История России XX — начало XXI века  - урок15, Консультации по истории — урок 13) пункт «Начальный этап Гражданской войны и интервенции», выделение причин Гражданской войны,интервенции, особенности происходивших событий. Ответ ученика обсуждается и результаты записываются учеником в тетрадь (в течение урока основные понятия,события и даты фиксируются учеником в тетради). Как пример оформления и правильного  заполнения можно воспользоваться  схемой «Причины и предпосылки Гражданской войны» (см.Приложение).

2. Советская Республика в кольце фронтов. Май 1918 — март 1919 гг.

Учитель поясняет, что политический спектр участников Гражданской войны не ограничивался только силами «белых» и «красных», он делился на три лагеря (антисоветский — дворянство, буржуазия, чиновники, возглавлялся кадетами; «демократической контрреволюции» - представители эсеров и меньшевиков, создавших самообъявленные правительства; анархисты и левые эсеры).

Кратко раскрывается данный этап Гражданской войны, акцентируется внимание учащегося на главных событиях этого периода, дополнительно  - показывается схема (см.Приложение).

Работа с картой «Россия в годы Гражданской войны и интервенции» (см.Приложение). Обращается внимание ученика на очаги сопротивления Советской власти, рассматриваются причины локализации антисоветских сил на определенных территориях (формирование оппозиционных сил вокруг генералов А.М.Каледина, П.Н.Краснова, М.В.Алексеева, атамана А.И.Дутова и т. д.).

Далее затрагивается вопрос о «красном терроре». Осенью 1918г. после покушения на В.И.Ленина и других большевистских лидеров репрессии против неблагонадежных слоев населения приобретают массовый характер. Самостоятельная работа ученика с материалом учебника §12-13 (с.114-116), (либо iclass, История России XX — начало XXI века  - урок15, Консультации по истории — урок 13) , ответы на вопросы:

  • объясните почему к лету 1918г. Советская республика оказалась в огненном кольце и потеряла ¾ своей территории?
  •  прокомментируйте высказывания Ленина о том, что закон должен не заменять террор, а оправдывать его.

3. Время решающих сражений: март 1919 — 1920гг.

Обсуждение с опорой на карту и схему(см.Приложение) следующих вопросов:

  • Что способствовало разворачиванию активных действий А.В.Колчака в Сибири, Предуралье?
  • Кратко описать цели и действия А.В.Колчака и Н.Н.Юденича весной и летом 1919г.
  • Почему центр Белого движения перемещается летом 1919г. на юг?
  • Действия А.М.Деникина и Добровольческой армии летом 1919г.
  • Роль несогласованности действий А.В.Колчака и А.М.Деникина в 1919г.
  • Причины побед Красной армии с сентября по декабрь 1919г. на юге и северо-западе России.

4. Война с Польшей и поражение Белого движения.

Апрель-ноябрь 1920г.

Война рассматривается по схеме (причины, специфика советско-польской войны, военные действия,итоги), кратко отмечается на электронной доске.

  • Учитель обращает внимание на то, что после разгрома войск П.Н.Врангеля, остатки армии эвакуировались в Турцию. На этом основные сражения Гражданской войны на территории европейской части России завершились.

5. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.

Задание учащемуся: составить тезисы, опираясь на материал учебника, либо iclass, по теме «Основные события завершающего этапа Гражданской войны. Причины победы «красных»».

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Работа с картой «Гражданская война и интервенция» (см.Приложение), обобщающая беседа по вопросам:

  • В каких регионах страны дислоцировались «белая» и «красная» армии?
  • В чем заключалось преимущество стратегического положения «красных» армий?
  • В каких районах страны действовали войска интервентов?
  • Какие фронта были крайне опасными для Советской России в разные периоды Гражданской войны?
  • Связь между Гражданской войной и интервенцией в России.

Подведение ученика к выводу о том, что Гражданская война это  трагедия всего народа, последствиями которой являются обесценивание человеческой жизни, раскол общества на «своих» и «чужих», развал народного хозяйства, разрушение устоев и т.д.

V. Домашнее задание.

С помощью материалов урока и §12-13,  iclass - «История России XX — начало XXI века»  - урок15, «Консультации по истории» — урок 13, карты «Гражданская война и интервенция»  ученик заполняет таблицу, характеризуя участников в разные периоды войны (пункты — лидеры движения, командующие на фронтах, занимаемая территория, цели в различные периоды войны и их достижение).

Годы Граждан-

ской войны

Силы контр-

революции

Белое движение

Красная армия

Интервенция

Крестьянское движение

1917

1918

1919

1920

1921-1922

Возможный риск на уроке и варианты его решения: на данном уроке достаточно большой объем занимает теоретическая часть, вследствие этого возможны проблемы с запоминанием основной части материала, пробелы в знаниях учащегося, поэтому необходимо использовать на уроке больше наглядных методов (карты, схемы), а также, фиксировать на электронной доске ключевые (необходимые для понимания темы) понятия и даты, акцентировать внимание ученика на том, что он должен записать в тетрадь и запомнить.

Приложение.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР

1

Анимированная интерактивная карта "Начало Гражданской войны в России"

Информационный

Анимированная интерактивная карта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3801576d-0531-45eb-a504-ea5163ea09fc/%5BIS9IR_2-18%5D_%5BMA_01%5D.swf 

2

Схема «Причины и предпосылки Гражданской войны»

Информационный

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/558adb3f-474c-4931-8ccc-7724d260032a/%5BIS11RO_2-03%5D_%5BSH_01%5D.swf 

3

Интерактивная схема «Первый этап гражданской войны»

Информационный

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86d69c5e-3df5-46b4-831c-9441a116d296/%5BIS11RO_2-03%5D_%5BSH_02%5D.swf 

4

Интерактивная схема «Второй этап гражданской войны»

Информационный

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a857cf67-60a8-44a4-b3ac-5d74f9af1514/%5BIS11RO_2-03%5D_%5BSH_03%5D.swf 

5

Интерактивная схема «Третий этап гражданской войны»

Информационный

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c156038-564f-4130-a80f-9c39560ccfd1/%5BIS11RO_2-03%5D_%5BSH_04%5D.swf 

6

Карта «Гражданская война и интервенция»

Информационный

Карта

http://iclass.home-edu.ru/file.php/1376/13/GRV2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.

Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"

Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...

Гражданская война и интервенция в России. Урок по истории в 9 классе.

Гражданская война и интервенция в России. Урок по истории в 9 (К)  классе....

Конспект урока по истории в 9 классе в коррекционной школе VIII вида "Начало гражданской войны и интервенции"

Цель: формировать у учащихся представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России.Задачи:Образовательные: разъяснить причины Гражданской войны; формировать представление о "б...