5.1.-5.5. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской) (Приложение 17)
план-конспект урока по истории (9 класс)

Скоблякова Елена Витальевна

5.1.-5.5. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-конкурс по истории
в 9 классе по теме
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1941 – 1945 ГГ.»

 


Проводится в форме урока-конкурса

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1941 – 1945 ГГ

ЦЕЛИ УРОКА

1. Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.

2. Формирование хронологических и картографических умений учащихся.

3. Формирование у школьников интереса к военному прошлому Отечества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его историю.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

• Название темы.

• Карта «II Мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза»’.

• Цитата: «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия».

У.Черчилль, премьер-министр Англии.

Конкурс проводится между двумя командами. Каждая команда заранее выбирала капитана и придумала название команды. Команды предварительно подготовили домашнее задание:

1. Подготовить рассказ об одном из героев Великой Отечественной войны

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии».

Зачитывается эпиграф к уроку (презентация)

Урок проводится в форме конкурса, в котором участвуют две команды: команда «Патриот» - капитан команды (Фамилия, имя) и команда «Эрудит» - капитан команды (Фамилия, имя).

 Какова задача нашего урока? – повторить и обобщить и закрепить знания по истории Великой Отечественной войны.

Разрешите представить членов жюри.

Проводится жеребьёвка команд

ПЕРВЫЙ ЭТАП «РАЗМИНКА».

Я задаю вопросы командам. Команды по очереди отвечают на них. Время для обсуждения 15 секунд.

Критерии оценки:

правильный ответ – 1 балл;

неправильный ответ – 0 баллов;

ответ команды-соперника – плюс 1 балл ответившей команде

1. Как назывался стратегический план нападения Германии на СССР? («Барбаросса»).

2. Как назывался стратегический план разгрома гитлеровцев под Сталинградом? («Уран»).

3. Когда началось контрнаступление Красной Армии под Москвой? (5-6 декабря 1941 г.).

4. Когда произошло снятие блокады Ленинграда? (27 января 1944 г.)

5. С какими событиями связано название операции “Багратион”? (23 июня 1944 г. – освобождение Белоруссии; освобождение Минска).

6.Где состоялось самое крупное в истории Второй мировой войны встречное танковое сражение? (под Прохоровкой).

7. Кто командовал операцией по разгрому гитлеровцев под Москвой? (Г. Жуков).

8. Кто командовал 6-й германской армией под Сталинградом? (генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс).

9. Где состоялась в 1943 г. встреча глав государств антигитлеровской коалиции? (Тегеран).

10. Как называлась танковая колонна, созданная на средства русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны? (имени Дмитрия Донского)

11. Назовите имя разведчика, который сообщил советскому руководству дату нападения Германии на СССР и казнённого в Токио (Зорге).

12 Кто автор легендарной фразы «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва» (политрук Клочков).

13. Лётчик, потерявший обе ноги, но вернувшийся в строй (Маресьев)

14. Командующий советскими войсками в войне с Японией в августе 1945 года (Василевский).

15. Как назывался план чудовищных злодеяний, разработанный немецким Генеральным штабом для осуществления на территории СССР (план «Ост»).

16. Назовите боевой девиз всех военных лет. Когда и кем он был впервые произнесен? («Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» Наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым 22июня 1941 года.)

Подведение итогов 1 этапа - «Разминка» (слово жюри)

ВТОРОЙ ЭТАП – РАЗМИНКА ДЛЯ КАПИТАНОВ

В течение 2-х минут вы должны назвать слова, связанные с темой ВОВ. Называть по очереди без запинки. Если произошла пауза, то игра останавливается и победа достаётся той команде, чей игрок назвал последним слово.

Максимальное количество – 3 балла.

Например: 

Курская дуга, контрнаступление, траншея, блиндаж, землянка, партизаны, Жуков, Брестская крепость и т.д.

Подведение итогов второго этапа - разминка для капитанов и общего итога конкурса  (слово жюри)

ТРЕТИЙ ЭТАП – РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Командам раздаются листы с тестовыми заданиями. Команда, которая быстрее и правильно решит задание, считается победившей. На выполнение задания командам дается 3 минуты. Работает вся команда.

За каждый правильный тест – 1 балл.

Максимальное количество – 7 баллов

Тест для команды «Патриот»

  1. Наркомом обороны СССР в 1941 году был.

а) Тимошенко

б) Сталин

в) Жуков

2. Не относится к причинам неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны:

а) низкий уровень боевой подготовки

б) отсутствие патриотизма в её рядах

в) эффект неожиданности германского вторжения

г). разрушение немецкими диверсантами линий связи и транспортных средств.

3. Кодовое название разработанного германским командованием плана взятия Москвы –

а) «Барбаросса»

б) «Тайфун»

в) «Блау»

4. Высший орган государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны

а) Государственный комитет обороны

б) Верховный Совет СССР

в) Совет Народных Комиссаров

5. Кто и когда возложил ответственность за поражения и отступления Красной Армии на солдат и офицеров – «паникеров и трусов» - и приказал сформировать штрафные батальоны и роты, заградительные отряды с пулеметами?

а) И.В. Сталин в июле 1942 г. приказом № 227

6) Г.К. Жуков в октябре 1941 г. в ходе битвы за Москву

в) Л.З. Мехлин в мае 1942 г. в ходе Керченской операции

6. Дата контрнаступления Советской Армии под Сталинградом:

а) 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.

6) 23 августа 1942 г. – 12 декабря 1943 г.

в) 24 декабря 1942 г. – 2 марта 1943 г.

7. Расположите в хронологической последовательности следующие события Великой Отечественной войны:

а) Смоленское сражение;

б) Курская битва;

в)Сталинградская битва;

г) Берлинская операция;

д) Снятие блокады Ленинграда;

е) Битва под Москвой.

ОТВЕТ:

Правильные ответы: 1–б, 2–б, 3– б, 4 – а, 5 – а, 6 – а, 7 – а – е – в – б – д – г

Тест для команды «Эрудит»

  1. Стратегический план советского командования в 1942 г. предполагал.

а) нанесение трех ударов по врагу под Ленинградом, на Украине и в Крыму

б) оборону по всей линии фронта

в) тактическое отступление к Волге с целью завлечения врага вглубь страны

2. Англо-американский десант, открывший второй фронт в Европе высадился

а) в июле 1943 г. в Баварии (Германия)

б) в июне 1944 г. в Нормандии (Франция)

в) в феврале 1945 г. в Уэльсе (Великобритания)

3. В августе 1941 г. в должности Верховного главнокомандующего был утвержден

а) И.В. Сталин

б) К.Е. Ворошилов

в) П.К. Пономаренко

4.Какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:

а) изматывание противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление

б) опережающее наступление советских войск.

в) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом противника.

5. Кто подписал от имени советского правительства акт о безоговорочной капитуляции Германии в Берлине 8 мая 1945г?

а) Р.Я. Малиновский;

б) А.М. Василевский;

в) Г.К. Жуков.

6. Первый во время Великой Отечественной войны артиллерийский салют в Москве состоялся

а) в марте 1942 г. в честь победы под Москвой

б) в феврале 1943 г. в честь победы под Сталинградом

в) в августе 1943 г. в ознаменование освобождения Орла и Белгорода

7. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а). Советско-финляндская война;

б) Ялтинская конференция;

в) Нападение гитлеровской Германии на СССР;

г) Тегеранская конференция;

ОТВЕТ:

Правильные ответы: 1- а, 2– б, 3– а, 4 – а, 5 – в, 6 – в, 7 – а -в -г -б

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. «3НАЕШЬ ЛИ ТЫ ДАТЫ?»

Внимание на экран

1 задание. Необходимо составить пары – «дата – событие».

За каждое правильное составление пары «дата – событие» команда получает 1 балл.

Максимальное количество – 6 баллов.

2 задание. Даны события – необходимо записать даты указанных событий.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество – 3 балла.

1 задание.

  1. 22 июня 1941г.
  2. 1 сентября 1939 г.
  3. 5 – 6 декабря 1941 г.
  4. 19 ноября 1942 г.
  5. 9 мая 1945 г.
  6. 6 июня 1944 г.

а. Начало Второй мировой войны.

б. День Победы.

в. Контрнаступление Красной Армии под Москвой.

г. Начало Великой Отечественной войны.

д. Открытие Второго фронта в Европе.

е. Начало контрнаступления Красной армии под Сталинградом.

ОТВЕТ:

Ключ: 1 – г; 2 – а, 3 – в; 4 – е, 5 – 6 . 6 – д.

2 задание.

1. Подписание пакта о ненападении между СССР и Германией. (23 августа 1939 г.)

2. Когда состоялась Крымская (Ялтинская) международная конференция? (4-11 февраля 1945 г.)

3. Закрепление коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. (5 июля-23 августа 1943 г.)

Жюри подводит итоги III этапа конкурса - решение тестовых заданий и общий итог соревнований

ПЯТЫЙ ЭТАП. “ГЕОГРАфИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ”.

Команды получают фрагменты карты «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг.» В течение 2 минут команды должны определить событие, отраженное во фрагменте.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Максимальное количество – 8 баллов

ПРИЛОЖЕНИЯ: 1:2:3:4.

Жюри подводит итоги IV этапа конкурса «Знаешь ли ты даты?» и общий итог соревнований

ШЕСТОЙ ЭТАП. «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ДОКУМЕНТЫ?»

Команды получают одинаковые комплекты с документами. Необходимо определить, что это за документы и (или) с какими событиями они связаны. Побеждает команда больше и правильнее назвавшая документы.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Максимальное количество – 8 баллов

ПРИЛОЖЕНИЯ: 5, 6, 7, 8,

Пока команды работают, проведём конкурс со зрителями:

• Солдатские носки – портянки.

• Судовая кухня – камбуз.

• Солдатская тюрьма – гауптвахта.

• Весточка с гражданки – письмо.

• Им мечтает стать каждый солдат – генерал.

• Солдатское пальто – шинель.

• Не подлежит обсуждению – приказ.

• Со слезами на глазах – победа.

• Дура на войне – пуля.

• Игра в войну – учения.

• Киллер на войне – снайпер.

• Царица полей – пехота.

• Работает на ключе – радист.

• Солдатский дом – казарма.

• Боец невидимого фронта – разведчик.

• Полосатая рубашка – тельняшка.

Жюри подводит итоги V этапа «География ВОВ» и общие итоги конкурса

СЕДЬМОЙ ЭТАП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Команды по очереди представляют рассказ, презентацию об одном из героев Великой Отечественной войны.

Максимальное количество – 5 баллов

ВОСЬМЬЙ ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1 Пока жюри подводит итоги VI - VII этапов конкурса, слово предоставляется учащимся.

2. Выступление учащихся.

Ведущие:

27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в годы Великой Отечественной войны. Каждый 8-й житель нашей страны не вернулся с войны. 18000 убитых – ежедневно. Вдумайтесь в эти цифры. Такой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.

На долю советского народа выпало немало тяжёлых испытаний. О каждом из них надо говорить правду. В интересах будущего извлечь горькие уроки из прошлого.

Нет, не ушла война в преданья,

Оставив людям обелиски.

Ещё в сердцах живут страданья,

и память грустная о близких!

- // -

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои...

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?

Всё проходит.

Остаётся Родина –

Та, что не изменит никогда.

3. Подведем итоги конкурса – слово членам жюри.

4.Объявление команды – победителя. Участники команды – победительницы имеют возможность получить максимальную оценку оценку «5». Участники команды, занявшей второе место, имеют возможность получить оценку «4». Оценивание работы учащимися (рефлексия) и учителем

6. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за активное участие и помощь в проведении урока.

Дополнительное задание.

Терминологический диктант - слушая определение понятия, назовите термин, соответствующий этому определению. Команда, быстрее и правильно ответившая, зарабатывает 1 балл за каждый правильный ответ.

1. Война, в которой принимает участие весь народ, защищая своё Отечество.

2. Переход стратегической инициативы от Германии к Советскому Союзу, т.е. возможность планировать и осуществлять крупномасштабные наступательные операции принадлежала Красной Армии.

3. Изгнание, ссылка.

4. Политика, пропагандирующая превосходство одной нации над другими.

5. Грандиозная операция по перемещению производительных сил страны на Восток.

6. Выступ линии фронта, обращённый в сторону запада, который занимали войска двух советских фронтов – Центрального и Воронежского.


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ДЛЯ ЖЮРИ

I этап – «Разминка»

Правильный ответ – 1 балл

Неправильный ответ – 0 баллов

Ответ команды соперника – плюс 1 балл ответившей команде

II этап – разминка для капитанов

Победитель получает 3 балла

III этап – решение тестовых заданий

За каждый правильный тест – 1 балл.

Максимальное количество – 7 баллов

Команда «Патриот»

Ключ: 1 – б, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – а, 7 – а – е – в – б – д – г

Команда «Эрудит»

Ключ: 1 – а, 2 – б, 3 – а, 4 – а, 5 – в, 6 – в, 7 – а -в -г -б

IV этап – знаешь ли ты даты? (задания для команд одинаковые)

1 задание.

За каждое правильное составление пары «дата – cобытие» - 1 балл. Максимальное количество – 6 баллов

Ключ: 1 – г; 2 – а, 3 – в; 4 – е, 5 – 6 . 6 – д.

2 задание.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество – 3 балла

Ключ:

1) 23 августа 1939 г;

2) 4 – 11 февраля 1945г;

3) 5 июля – 23 августа 1943 г.

V этап – география Великой Отечественной войны

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Максимальное количество – 8 баллов

Ключ:

Приложение №1 – разгром немецко-фашистских войск под Курском (Курская битва)

Приложение №2 – разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом (Сталинградская битва)

Приложение №3 – разгром немецко-фашистских войск под Москвой (Контрнаступление Красной Армии под Москвой)

Приложение №4 – нападение фашисткой Германии на Советский Союз (Начало Великой Отечественной войны)

VI этап – знаешь ли ты документы?

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Максимальное количество – 8 баллов

Ключ:

Приложение №5 – из выступления Молотова по радио 22 июня 1941 года.

Приложение №6 – из приказа народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года (Приказ «Ни шагу назад!»)

Приложение №7 – из приказа германского командования о подготовке обороны Берлина.

Приложение №8 – из заявления Советского правительства Правительству Японии 8 августа 1945 года.

VII этап домашнее задание.

Команды по очереди представляют рассказ об одном из героев Великой Отечественной войны – максимальное количество – 5 баллов


Приложение.

Приложение 5.

 Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города...

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ – отбить разбойничье нападение...

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу...

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Приложение 6.

 .Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.

Из этого следует, что пора кончить отступление.

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем…. отступать…

Формировать в пределах армии 3 – 5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.

Приложение 7.

Оборонять столицу до последнего человека и до последнего патрона.

Противнику нельзя давать ни минуты покоя, он должен быть ослаблен и обескровлен в густой сети опорных пунктов, оборонительных узлов и гнезд сопротивления. Каждый утраченный дом или каждый утраченный опорный пункт должен быть немедленно возвращен контратакой. При этом следует засылать в тыл противника с использованием подземных ходов штурмовые группы, которые должны внезапно нападать на него с тыла и уничтожать его... Берлин может решить исход войны.

Приложение 8.

.. .После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.

Требование трех держав – Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. Тем самым предложение Японского Правительства Советскому Союзу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву.

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к заявлению союзных держав от 26 июля сего года. (...)

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией...


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5.4. Обобщение и распространение опыта работы. Приложение 17.

Публикация в эл. СМИ. "Гражданско- патриотическое воспитание личности на уроках истории и обществознания".  Публикация в эл. СМИ. .Использование исторических документов как ср...

5.1. Обобщение и распространение опыта работы Приложение №17

Справка о защите курсового проекта по теме "Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках и внеурочных занятиях по географии"...

5.2. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской). Приложение 17.

Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия....

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)"...

Сведения об участие в исследовательской деятельности, в работе экспертных групп, обобщении и распространении опыта работы

В данном разделе представлены справки, подтверждающие участие педагога в в исследовательской деятельности, в работе экспертных групп, обобщении и распространении опыта работы...

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)...