урок"Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Рощина Галина Владимировна

методическая разработка к уроку "Крестьянская война под редводительством Е.Пугачева" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestyanskaya_voyna_pod_predvoditelstvom_pugacheva.docx108.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

3

                                                   Подготовила и провела

                                                                         учитель истории и обществознания

                                 Рощина Г.В.

         

Тема урока: "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"

Цель: познакомить школьников с крупнейшим социальным выступлением XVIII века.

Задачи:

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: – участвовать в диалоге; слушать и понимать других; работать в группах, умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:  привлечь учащихся к изучению восстания Пугачёва через использование  средств педагогической технологии; усвоение причин, состава участников, итогов восстания;

-способствовать формированию приёмов умственной деятельности (сравнение, аналогии, обобщение, анализ).

Образовательная среда урока:    Карта «Российская империя во 2-ой половине XVIII века»; Учебник История России(авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г.);  раздаточный материал для работы в группах;  Картины Авилова М.И. «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки»; Портрет Е.И. Пугачёва. Неизвестный художник XVIII века; Портреты: Екатерина II, Пётр III;  «Наказание крестьянина богатыми в присутствии помещика». Гравюра. XIX в.

Основные понятия, изучаемые на уроке: крестьянская война, самозванец, самоуправление, «прелестные грамоты».

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер

Тип урока: урок сообщения нового материала

Форма занятий: экскурсияМетоды работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

Методы и формы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Активизация внимания.

II. Актуализация знаний  

Работа с картинами

Вводная беседа

III. Конструирование новых  знаний.

самостоятельная познавательная деятельность

Проблемный вопрос темы

Работа с памяткой (Слайд 9)

Работа в группах

Самостоятельная работа учащихся

 (Работа  с учебником,

работа  с историческим документом стр. 183- 184.)

Целевая установка (для учителя)

Целевая установка (для учащихся)

Словарная работа

Емельян Пугачев. Сообщение учащегося. Образная характеристика

Сценка учащихся

(выходит из-за кулис ученик в костюме Пугачёва).

Работа с картиной

(слайд )

Задания группам

Работа с картой Объяснение

Ролик «Расправа с восставшими»  

4.Первичная проверка понимания (Первич -ное закрепле -ние).

Рефлексия, подведение итогов деятельности

Д/З

Приветствие. 

Эпиграфом к нашему уроку пусть будет народная поговорка « Мужик-то гол, да в руках у него кол; есть надежда, что будет и одежда»

Вопрос классу :  1. Как вы понимаете эту поговорки?  2. Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке?

   

 Сегодня у нас необычный урок, а урок - экскурсия: посетим картинную галерею, где встретимся с персонажами XVIII века и узнаем о событиях тех ужасных лет. С нами будет экскурсоводы.

1. Итак, мы находимся в зале «Жизнь населения страны XVIII века» (Слайд 1 зал). Экскурсовод в этом зале ..Камалова Диана.

Экскурсовод: Перед нами картины: «Наказание крестьянина богатыми в присутствии помещика». Гравюра начала XIX века; «Крестьянский обед». Художник И. А. Ерменев. В правлении ЕкатериныII крестьянское право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика.  Росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку. Были ликвидированы вольности казакам. Екатерина II чувствовала социальную напряжённость и грозившую от неё беду. Она писала генерал-прокурору: «…итак прошу быть весьма осторожна в подобных случаях, дабы ускорить и без того грозящую беду».

 –Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика?

-О какой беде идет речь?  

-Как относились помещики, дворяне к крестьянам?

-Какой указ подписала Екатерина 2?  

 

Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

Посмотрите на слайд, скажите пожалуйста о ком мы с вами уже говорили  на уроках истории?

У нас остался еще один портрет- Емельян Пугачев. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте пожалуйста тему нашего сегодняшнего урока. Темой сегодняшнего урока является: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. (слайд)

В 2013 году исполнился  240 лет с начала крестьянской войны под предводительством

Емельяна Пугачева. «Ужас XVIII столетия» — так нарекла императрица Екатерина II самый  массовый и кровавый мятеж России.

 

 Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война».  

 И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???( Слайд5)

 

 (1773-1775г.). Запомните эту дату. (слайд 6)

Учитель: Прежде чем начать рассмотрения проблемного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания.

Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня на урока? Давайте сформулируем цели.  Эта памятка поможет сформулировать цели урока и будет главным планом нашего урока,  мы должны с вами  выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.(Слайд)

- Для успешности в работе мы разделились  на 3 группы.  (за каждый правильный ответ вы получите жетон)    

-А теперь поработаем в группах. Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрением причин.

Задания для первой группы . Охарактеризуйте причины  крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. А в  этом нам поможет учебник. Итак, задание  откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

Задания для второй группы. Охарактеризуйте программу  крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. А в  этом нам поможет учебник. Итак, задание  откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 2.

Задания для третьей  группы.  Работа с историческим документом стр. 183- 184. И ответьте на вопросы к нему.

слайд презентации (после ответов учащихся)

У вас в тексте было выделено слово самоуправление. Запись в словарь новое понятие: самоуправление – страница в учебнике 184. «прелестные грамоты».

-Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?    

Учитель: т.е. эти выступления происходили в период разложения феодально-крепостнических отношений. Возглавил это выступление Емельян Пугачёв.

 

Задания для второй группы. Охарактеризуйте программу  крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. А в  этом нам поможет учебник. Итак, задание  откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 2.

Итак, мы с вами переходим в зал «Личности XVIII века» (слайд 12 ,2 зал). И задание для 2 группы.

Мы видим портреты Екатерины II, Петра III, Емельяна Пугачёва. Теперь  вопрос  группе.

1-ая группа. Подумайте, какова связь между этими людьми?

2ая группа. Скажите, за кого  выдавал себя этот человек? Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?

3-я группа. Кто такой Петр Федорович? Почему именно Петр 3 в народе оказался популярным?

Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались. Вероятно. В результате болезни. Пугачев же выдавал их за «царские знаки». В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

Учитель: Какие случаи самозванчества в России вы помните?

Экскурсовод: (слайд 13) Перед вами картина «Емельян Пугачев» неизвестного автора. /Работа с картиной/. Пугачёв – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Отец – Иван Михайлович. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним ).

 

-Спасибо, итак прослушав выступление, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным.   

Учитель: хорошо бы этот портрет оживить!(Слайд)

Пугачёв: А вот и я, здорово хлопцы.  

Хор: Ой, Емеля, атаман, здорово! Откуда ты?

Пугачёв: Я только что вернулся с южных мест Яика, бунтуют там казаки.

Хор:  1. – Знамо, слышали. И у нас не лучше! 2.– Лишили наших вольностей. Сами охраняй границу, сами кормим себя!

Пугачёв: А пойдём на Яик добиваться своего всем вместе! У меня есть карта, по ней отправимся на Яик. Но прослушайте мой манифест от 17 сентября 1773 г.

Из манифеста: «Казаки будут награждаться рекой с вершин до устья, сенокосными угодьями, свинцом и порохом, денежным и хлебным жалованиям».

Хор: Значит, наша цель: добиться своих вольностей: земля, богатство, свобода и оружие!

Пугачёв: Идём на Оренбург. Да, трудно взять Оренбург. Пока мы осаждаем город, мы составим военную коллегию, у нас будет штаб, т.к. наше войско пополнилось людьми, нас около 30 тысяч, не только состоящее из казаков, но и из крестьян. К нам присоединился Салават Юлаев. Войско разделим на отряды, ими будут командовать генералы.

Учитель: И так мы с вами  посмотрели фрагмент начального этапа войны. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы: В какой город они собираются? Какую цель они ставили?

Физминутка.

И мы переходим в следующий зал «Экономические районы Урала XVIII в.» (слайд, 3 зал).

Экскурсовод: Перед нами картина Авилова М.И. «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки». По приходу на Урал, где были построены металлургические мануфактуры, работные люди стали переходить на сторону Пугачёва, т. к. положение работных людей и приписных крестьян было тяжёлым. В результате, совместными усилиями изыскали заводскую казну, грабили заводское население, убивали, сжигали дома. Создавались отряды самообороны, но всё же население 64 заводов поддержало Пугачёва. На картине изображено, что рабочие привезли Пугачёву оружие и пушки. Но не долго пришлось заниматься разбоем. Против армии Пугачёва выступила армия Михельсона.

Задания группам:  Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

А сейчас, необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Представителя каждого стола, я попрошу подойти ко мне и выбрать номер этапа, который ваша группа будет характеризовать.

Прочитайте в учебнике на 180 странице.

1.Группа  I этап-…………..ответ затем слайд

Учитель: скажите, в  чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.

Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас на столах находятся копии манифеста с вопросами.

Ребята, вам дается 4 мин. для ознакомления с документом и вопросами к нему.

Вопросы к документу:

- Что обещал Пугачев своим сторонникам?

- Какие меры он предлагал в отношении дворянства

- Всех ли дворян он рассматривал как противников?

2.группа –II этап войны (выступление)

3групп –III этап войны(выступление)

Давайте подведем итоги этапов крестьянской войны.

(Слайды для каждой группы)

Работа по контурной карте «Емельян Пугачёв» (отметить на карте географические пункты, в которых Пугачёв одерживал победы)

Манифест и указы Пугачёва (выбрать требования, выдвинутые в манифестах и указах Пугачёва)

Учитель: Восстание потерпело поражение, что же стало с самим Пугачевым? Я предлагаю посмотреть вам  ролик и ответить на этот вопрос! (слайд №)

Итоги и значение крестьянской войны(с.182)

Организовать  работу в парах с текстом учебника.

Учитель: И хотя восставшим ничего не удалось добиться, это восстание не прошло бесследно.

В чем же состоит значение Крестьянской войны?  Стр. 182,ответьте на вопрос, обсудите в парах. (слайд №)

В чем вы видите причины поражения восставших?

-Мало оружия, хорошо вооружена и организована царская армия

А теперь вернёмся к вопросу поставленному в начале урока :  Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война??? 

  Историки по-разному называют это событие. Одни «восстание», другие «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война», т.к. народное движение 1773—1775 гг. действовали на большой территории, довольно долго и ожесточенно, были многочисленны и организованны, большинство из них составляли крестьяне, выступавшие против помещичьего произвола, а не захват власти в стране, как это происходит в гражданской войне.

Вывод: Не зря Екатерина II впоследствии назвала события 1773-1775 г. «Ужасом XVIII столетия».

   

Выполнение теста(Слайд)

Чтобы закрепить наш сегодняшний материал, давайте составим синквейн

Рефлексия:

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:


1. Я узнал (а), что ________________________

2. Я был удивлен (а) тем, что _______________

3. Мне понравилось, что __________________

4.Мне более всего запомнилось, что__________

Выставления оценок. Оценивание работы своей группы и класса.

Параграф 25, 1.Написать сочинение-рассуждение: «Как развивались бы события в России, в случае успеха Е.Пугачёва?».

2.Заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва».

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.

Приветствие учителя.

Ответы учащихся

( Ребята называют: восстание, крестьянская война, мятеж)

Не довольство крестьян. Бунты, восстания.

1765г. – предоставление дворянам права отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия, 1767 г. Запрещение крестьянам жаловаться на помещика.  Запрещали жаловаться,  крестьян  обменивали, продавали семьями и в одиночку, мучили, топтали, насиловали, душили ит.д.)

Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.

К.Булавин, С.Разин

открывают  тетради и записывают , число , и тему  урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»

Ответы детей,  слайд с этой памяткой

Формулируют цели урока

Ответы 1группы

Записывают

Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество

Ответы детей

Петр 3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.

Ответ: Лжедмитрий 1,2

Слушают сообщение

сценка

Ответ:  распространение грамот, манифеста.

Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас на столах находятся копии манифеста с вопросами.

Ответы учащихся:

- обещал сделать свободными казаками;

- пожаловать им земли, угодья;

- освободить от рекрутских наборов;

- призыв казнить помещиков.

Мечтал  свергнуть Екатерину 2, занять русский престол, править для народа.

Работают по карте

Выполняют задание

Смотрят фильм

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.

Составляют

синквейн

Приложение

 Решение проблемного задания: «Восстания – бесполезны»?

«+»

«-»

  • форма протеста против крепостничества и самодержавия;
  • пример;
  • страх царизма;
  • долг считаться с народом.
  • человеческие жертвы;
  • ущерб хозяйству;
  • бесперспективность;
  • несбыточность обещаний Пугачёва.

Приложение

Исправить не менее восьми ошибок в тексте.

Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрел опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытал немало лишений. Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлек на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под ее стенами он разгромил правительственные войска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

На урок используется краеведческий материал. Учащимися были составлены проекты по темам, а также были использованы другие виды творческих работ (рисунки, сочинения, разыгрывание сценки из "Капитанской...

конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

Урок истории 7 класс "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"

Разработка урока по истории 7 класс, по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"Также имеется презентация к этому уроку....

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»

Урок по теме: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальные волнения, которые происходили в России. Но, прежде чем п...