Гражданская война в России
план-конспект урока по истории (11 класс)

урок-проблема в 11 классе на тему: Гражданская война в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гражданская война в России39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Клементьева С.С.

Предмет: История России

Класс: 11

Тип урока: Урок-проблема

Технологическая карта изучения темы

Тема: Гражданская война в России

Цель: создать условия для достижения планируемых результатов обучения

Планируемые результаты:

 предметные: систематизировать знания об особенностях, ходе, итогах гражданской войны в России;

 метапредметные:

- развивать у учащихся навыки решения проблемных задач исследовательского характера;

- развивать у учащихся умения: формулировать проблемный вопрос урока; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; совершенствовать навыки работы с историческими источниками и текстом учебника.

Личностные:

- углубление интереса учащихся к истории России;

- развитие у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- развитие коммуникативных и речевых способностей учащихся.

Основные понятия: гражданская война, периодизация гражданской войны, белые, красные.

Межпредметные связи: новая история, обществознание, литература.

Оборудование: текст учебника, документы, карточки

Формы организации обучения:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Дидактическая структура урока

Содержание учебного материала

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация опорных знаний

Работа в группах:

№1: Определение понятия «гражданская война», особенности гражданской войны.

№ 2: Причины гражданской войны

№3: Анализ таблицы «Военная интервенция в Советской  России» (Приложение №1)

Общий вопрос: Чем закончилась Гражданская война?

Личностные: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания)

Регулятивные: контроль и коррекция.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний.

Организует проверку домашнего задания.

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к изучению нового материала.

Отвечают на вопросы, решают поставленную задачу

Формулируют проблему, оценивают ситуацию, определяют лидера.

Работают в группах, решают поставленную задачу.

II. Вычленение проблемы

Проанализируем два факта:

1.Гражданская война закончилась победой красных.

2. Историческая справка: К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тыс. солдат и офицеров против 380тыс. красноармейцев), в военном  мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов.

Учащимся самостоятельно предлагается сформулировать проблему.

Регулятивные: саморегуляция в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: умение строить высказывание, формулировать проблему

Логические: анализ, синтез

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку проблемы

Высказывают собственную точку зрения, отвечают на вопросы.

Учащиеся формулируют проблему

III. Поиск решения проблемы

Почему победили красные? – для того чтобы решить выдвинутую нами проблему, необходимо проанализировать деятельность противоборствующих сторон.

Учащимся предлагаются задания по группам:

1. Карточка № 1 Белые.

2. Карточка № 2 Красные.

Приложение № 2.

3. Формулировка ответа на поставленный вопрос на основе анализа деятельности противоборствующих сторон.

Личностные: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания)

Регулятивные: контроль и коррекция.

Логические: анализ, синтез

Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся

Нацеливает учащихся на анализ предоставленного рабочего материала и на обсуждение вопроса и решение проблемы.

Дает необходимые пояснения.

Выслушивает ответы учеников, корректирует, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых необходимо направить обсуждение

Отвечают на вопросы, решают поставленную задачу, работают в группах

IV. Выдвижение предположений

Предлагается проанализировать высказывание по данной проблеме:

«Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло» (историк-белоэмигрант И.Солоневич)

Вопрос: «От чего зависела победа той или иной противоборствующей стороны в гражданской войне?»

Ответ: от выбора народа

Почему народ встал на сторону красных?= переход к следующему этапу урока.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно выдвигают предположения

Познавательные: извлекают необходимую информацию из предоставленного материала; ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

Логические: выдвижение гипотез, выведение следствий установление причинно-следственных связей.

Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся

Нацеливает учащихся на анализ предоставленного рабочего материала и на обсуждение вопроса и решение проблемы.

Дает необходимые пояснения.

Выслушивает ответы учеников, корректирует, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых необходимо направить обсуждение. Организует переход к следующему этапу урока.

Выдвигают предположения, отвечают на вопросы учителя

  V. Сужение поля предположений

Опорная фраза: «Социалистическое Отечество в опасности».

Личностные: учатся выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: саморегуляция

Формулирует задание, нацеливает учащихся на анализ опорной фразы

Выдвигают предположения, отвечают на вопросы учителя

VI. Решение проблемного вопроса

Народ встал на защиту Отечества, как делал это много раз за свою историю, а враги Отечества – интервенты поддерживали белое движение. Война гражданская переросла в войну освободительную.  

Познавательные: Самостоятельно формулируют решение проблемного вопроса

Регулятивные: самостоятельно выполняют задание,  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Нацеливает учащихся на решение проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщение  
полученных  
на уроке сведений 

Подведение итога урока. 

 Чего вам удалось добиться на уроке? 

На доске наводящие фразы: 

-я узнал(а)…. 

-мне было трудно…. 

-мне было интересно… 

-я научился(ась)…. 

-я познакомился с ... 

-было непросто ... 

-у меня получилось ... 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. 

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 

Проводит беседу, оценивает учащихся за работу на уроке.

Отвечают

на вопросы.

Определяют свое

эмоциональное

состояние

на уроке.

VIII.Домашнее задание

Выполнить задание ЕГЭ    № 24: В исторической науке  существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведём одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Белое движение не могло победить в гражданской войне». Приведите не менее двух аргументов в подтверждение и не менее двух аргументов в опровержение данной точки зрения Приложение № 3

Личностные:стремятся хорошо понять домашнее задание; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. 

Познавательные:извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний. 

Регулятивные: самостоятельно выполняют задание,действуют с учетом выделенных учителем ориентиров 

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Приложение № 1.

Военная интервенция в Советской России

Временной период

Районы, подвергшиеся интервенции

Страны, направившие войска

Декабрь 1917 г.

Бессарабия

Румыния

Март 1918 г.

Украина

Австро-Венгрия

Март 1918 г.

Губернии: Курская, Воронежская, Орловская, Крым, Ростов.

Германия

Апрель 1918 г.

Закавказье

Турция

Май1918 г.

Грузия

Германия

Конец 1917 г. – осень 1919 г.

Дальний Восток, Владивосток, Мурманск, Одесса, Крым, Баку, Архангельск

Антанта

Приложение № 2.

Карточка № 1. Белые

Карточка № 2.  Красные

1. Определение

2. Основа белого движения

3. Руководство

4. Цели и идеология

Опорные понятия: личное соперничество, долгосрочная программа, интервенция.

1. Стратегическое преимущество

2. Решение кадрового вопроса

3. Мобилизация экономики

4. Повышение боеспособности

5. Профилактика дезертирства

6. Идеологическая деятельность

Опорные понятия: «военный коммунизм», красная армия, красный террор, комсомол.

Приложение № 3.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Белое движение не могло победить в гражданской войне».

Аргументы в подтверждение:

- лидеры Белого движения не смогли предложить населению России привлекательной программы;

- лидеры Белого движения не смогли обеспечить себе поддержку крестьянства, отказавшись перераспределить помещичьи земли;

- лидеры Белого движения не смогли обеспечить себе поддержку национальных окраин, придерживаясь принципа «единой и неделимой России»;

- лидеры Белого движения не смогли обеспечить себе поддержку всех антибольшевистских сил, таких как меньшевики, эсеры, анархисты, фактически превратив их в своих противников;

- тесные связи лидеров Белого движения с иностранными государствами компрометировали их в глазах населения России;

- лидеры Белого движения не смогли удержать свои армии от морального разложения, совершения грабежей, погромов, карательных экспедиций;

-  большевики контролировали центр России, где располагались основные военные заводы и транспортные коммуникации, что позволяло им снабжать армию и эффективно маневрировать силами.

Аргументы в опровержение:

- значительная часть населения России поддерживала Белое движение, не принимая социально-экономическую политику большевиков;

- Белое движение получало значительную помощь оружием, боеприпасами и снаряжением от стран Антанты;

-большая часть офицеров и генералов царской армии, имевших большой военный опыт, выступила на стороне Белого движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Тесты по теме "Гражданская война в России"

Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...

проектная работа "Гражданская война в России"

Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.   В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...

урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"

Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...