Избранные вопросы истории России XX века
методическая разработка по истории (11 класс)

курс по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курс по выбору69.06 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

Протокол  №1 от 30.08.2019г.

      Утверждаю

       Директор школы____________

       (Г.Н. Иванова)

        Приказ № ___  от ____20__г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу « Избранные вопросы истории России  XX века».

11 класс

                                                                                  Учитель:

                                                    Галузина Валентина Николаевна

                                                                 Высшая квалификационная  категория

Ельня, 2019 г.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федеральным  законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.    «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 31 декабря 2015 г.  №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;  

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766; 

- Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина ;

- Основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ФГОС);

-  Учебного плана  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2019-2020 уч.гг.

В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Поэтому первостепенное значение приобрели такие проблемы, как гуманизация образования и нравственное  воспитание детей.

Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. Прошлое – обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития.

Программа элективного курса «Избранные вопросы истории России  XX века » ориентирована на расширение знаний учащихся  о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. В рамках данного курса рассматриваются актуальные проблемы развития России на протяжении всего 20 века. Цель данного курса – попытаться найти истину в решении проблемы «роль личности в истории» на примере политических деятелей  и выдающихся людей ХХ века. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других.

Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских и советских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю страны в лицах. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира. Они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.

Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Программа предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне, изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества XX века. Ориентация на проблемное изложение, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения.  Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).

Программа должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций, сообщений по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»; научить отбирать интересный материал по определённой тематике, представленной в учебной программе для разработки проекта, написания эссе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащиеся будут готовить отчётную работу.

Программа курса «Избранные вопросы истории России в XX веке» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профили. Кроме того, курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по истории, систематизировать  и углубить имеющиеся теоретические знания.

Цели курса:

  • создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества;
  • способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
  • помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи курса:

  • помочь учащимся в овладении новых знаний по отечественной истории XX века;
  • развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;
  • развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей;
  • формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.Н. Сорокиной «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся научатся:

  • предпосылки и причины изучаемых событий;
  • основное содержание этих событий;
  • альтернативы их развития;
  • оценить роль личности и роль народа в развитии исторического процесса.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определённых аспектов истории России;
  • владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
  • работать с научно-популярной и справочной литературой (составление таблиц, схем и т. д.);
  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
  • сравнивать исторические события и исторических деятелей;
  • анализировать и сопоставлять факты; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам XX века;
  • выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий XX века;
  • определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности.

Формы и методы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждение документов;
  • беседы, семинары, практические работы, «мозговой штурм»;
  • подготовка и защита проектов.

Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

  • проблемные задания;
  • исторические диктанты;
  • обобщающие вопросы и задания;
  • тесты;
  • подготовка к участию в научно-практической конференции, конкурсах, олимпиадах;
  • составление сравнительных таблиц, написание эссе по биографии какого-то исторического деятеля 20 века;
  • презентации творческих работ.

Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты, проекты, сообщения по конкретной теме, а также участие в научно-практической конференции, конкурсах, олимпиадах.

Изучение школьниками элективного курса «История XX века в лицах» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:

  Учебно-познавательная:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Информационная:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
  • умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.

Гражданская:

  • умение формировать собственную  позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей.

Социально - коммуникативная:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  • умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
  • умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.

Основные знания:

 

  • углубленные знания по курсу истории России 20 века;
  • знания основных событий, исторических личностей;
  • умение соотносить деятельность исторических личностей, образы разных периодов и современное российское общество;
  • умение разбираться в типологии лидерства, при ответе на вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер?»;
  • умение ребят осмысливать, оценивать и сравнивать прочитанное в разных источниках; разные подходы и точки зрения на любой исторический факт;
  • знание правил ведения учебной дискуссии;
  • умение составлять синхронистические и типологические таблицы;
  • умение проводить причинно-следственные связи исторических событий.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя:

  1. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX века. Школьная пресса. Москва, 2004.
  2. Веко А.В. История России с древнейших времён до наших дней. Издательство «Современный литератор». Минск,  2001.
  3. Россия и мир. Часть 1 и 2. Издательство «Владос». Москва,  1994.
  4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Издательство политической литературы. Москва,  1991.
  5. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории (XIX век). Издательство «Сфера». Москва, 2000.
  6. Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами её руководителей. Москва, 1991.
  7. Суровая драма народа. Издательство политической литературы. Москва,1989.
  8. Деникин А.И. Путь русского офицера. Издательство «Современник». Москва, 1991.
  9. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
  10. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах / сост. Г.А. Сушко, - Волгоград: Учитель, 2010.
  11. История: внеклассные мероприятия. 5 - 11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол» / авт.-сост. Н.В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12. История. 8 – 9 классы. Внеклассная работа.  Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  13. История России на рубеже XIX – XX веков. 9 класс: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарёва. – Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10 – 11-х классов. – М.: Глобус, 2007.

Список литературы для учащихся:

  1. Энциклопедия Аванта + История России, в 3-х частях. М., 2002.
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. М.: Олма – Пресс Образование, 2003.
  3. Энциклопедия «Кто есть кто в мире». М., 2004.
  4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва, - Волгоград: Учитель, 2004.

Содержание учебного предмета, курса.

Тема 1. Проблемы модернизации  в развитии России начала XX века(1).

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран  и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. Х. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С.Ю. Витте и причины неудачи. Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века. Второй вариант модернизации , предложенный «народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский период и его последствия.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?(1 час).

1917год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 года в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы(2 часа).

Гражданская война- трагедия русского народа. Проблема периодизации гражданской войны. Три похода Антанты - миф или реальность? Кто виновник гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».

Тема 4. Индустриализация и командно- административная система(2 часа).

Необходимость , цели, средства и источники накопления. Начальный период социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г.А. Анализ планов и реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

Тема 5. Коллективизация- трагедия крестьянина – труженика(2часа).

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. Успехи коллективизации  и ее последствия. Голод 1923-   1933 годов. Альтернативный план преобразования  сельского хозяйства А.В. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого- агрария Н.Д. Кондратьева.

Тема 6. Триумфальное поражение? (о советско- финской войне 1939- 1940 гг.) (1 час).

Причины, повод, начало и ход советско- финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма- серьезное препятствие для прохождения  советских войск.  Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия Виктора Суворова. Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе   СССР во время войны.(2 часа)

Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года .Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара , разработанный  Буничем «операция «Гроза». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова.

Тема 8. Страх или свобода? (о причинах победы под Сталинградом) (1час).

Приказ № 227 « НИ шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы – большая кровь. Не страх, а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог победы.

   Тема 9. От «горячей» войны к « холодной». Мир расколотый надвое (2 часа).

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал « холодную войну»?  Сравнительный анализ  версий советских и западных историков и политологов  о виновниках «холодной войны». Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». Театры военных действий . Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие  соглашения в области контроля над вооружением Размышления  о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 10. Если ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…(3 часа).

Хроники августовских событий . Версии  М.С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы… «Жесткий» сценарий( точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических  (лабораторных) работ

1.Проблемы модернизации в России в нач. XX века.

1

1

 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

1

1

3.Гражданская война: новые подходы.

2

2

4.Индустриализация и командно- административная система.

2

2

5.Коллективизация- трагедия крестьянина- труженика?

2

2

6.Триумфальное поражение? (Размышления о советско- финской войне ).

1

1

7.Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.

2

2

8.Страх или свобода?

1

1

9.От «горячей» войны – к «холодной», или мир, расколотый надвое.

2

2

10.Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года?

3

1

Итого:

17

15


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема  урока

Кол-во часов

Дата проведение

Домашнее задание (параграф)

Примечание

план

факт

Проблемы модернизации в России в начале XX века.

1

Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

1

Гражданская война: новые подходы.

1

Гражданская война: новые подходы.

1

Индустриализация и командно- административная система.

1

Индустриализация и командно- административная система.

1

Коллективизация- трагедия крестьянина- труженика?

1

Коллективизация- трагедия крестьянина- труженика?

1

Триумфальное поражение? (Размышления о советско- финской войне).

1

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.

1

Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.

1

Страх или свобода?

1

От « горячей» войны- к «холодной».

1

От «горячей» войны- к «холодной».

1

Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года?

1

Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года?

1

Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года?

Итого:

17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

Протокол  №1 от 30.08.2019г.

      Утверждаю

       Директор школы____________

       (Г.Н. Иванова)

        Приказ № ___  от ____20__г.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу « История России в лицах».

11  класс

                                                                                  Учитель:

                                                    Галузина Валентина Николаевна

                                                                 Высшая квалификационная  категория

Ельня, 2019 г.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федеральным  законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.    «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 31 декабря 2015 г.  №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;  

- Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766; 

- Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина ;

- Основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ФГОС);

-  Учебного плана  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ельнинской средней школы №2 им. К. И. Ракутина на 2019-2020 уч.гг.

Актуальность:

   Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

 Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России. Курс ориентирует уч-ся на социально-гуманитарный социально-экономический профиль обучения в дальнейшем. Вместе с тем содержание курса может представлять познавательный интерес и для учащихся, выбирающих другие профили обучения.

   Элективный курс «История России в лицах» рассчитан на  17 часов изучения в 9 классе предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XIX  век.

Цель:

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;
  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, формированию исследовательской компетенции.
  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, а также приемов организации своей исследовательской деятельности и представления ее результатов.
  • Способствовать формированию и развитию умения формулировать цели и задачи исследования, делать обобщения и выводы исходя из поставленных целей и задач на основе собранного исторического материала.
  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

  Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России. Позволяет обучающимся 9 класса дополнить материал, который они изучали  в 6-8 классах  более  подробной информацией об исторических личностях X–XVII вв.  Реализация практической части элективного курса направлена на формирование и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный курс способствует формированию как общеучебных умений и   навыков, а также предметных и метапредметных компетенций. Занятия по  программе данного элективного курса в рамках предпрофильной подготовки  позволят сделать правильный выбор в пользу дальнейшего обучения в 10 профильном социально-  гуманитарном классе.

В процессе  обучения  учащиеся  приобретают   следующие   умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
  • представление результатов своей исследовательской деятельности в виде выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, написания эссе,  создания презентаций;

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Межпредметные связи.

   Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

    Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Основные методы работы:

анализ исторической литературы и исторических источников,

эвристическая беседа,

лекция,

дискуссия (дебаты),

«мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности:

1.тетрадь  с  конспектами  и  заданиями (эссе, решение проблемных заданий, исследования-миниатюры),

2.творческие работы (электронные презентации, исторические  портреты, тексты «Кто есть кто?», исследовательские работы и проекты, рефераты).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;

возможность создания и демонстрации электронных презентаций;

наличие раздаточного материала.(тексты исторических документов)

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

  • Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.                                                               
  • Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.
  • Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
  • Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.
  • Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и             личностям в истории, их оценку.
  • Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и    личностей.

Содержание учебного предмета, курса.

Введение. Знакомство со структурой курса(1 час).

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.

Тема 1. Российское реформаторство(2 часа).

Лекция « Российское реформаторство».

Семинар « Реформы и реформаторы».

Что такое реформа? Кого мы называем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы « сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования(2 часа).

Княгиня Ольга : «хитрая, мудра, святая ». Первая налоговая реформа. Легендарная     Ольга. Крещение Ольги.   «Защитники Отечества». Святослав Игоревич (964 -972). Князь-воин. «Мертвые  сраму не имут».   Жизненный путь   Святослав. Первые «просветители» Кирилл и   Мефодий. Как создавалась азбука.

Владимир Святославович (980-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Детство и юность. Влияние образование и   воспитания . Отношение с бабкой и  отцом. Новгородский князь. Братоубийство. Патриотизм. Владимир Святославович Защитник от печенегов:      оборонительные линии, идея защиты Руси. Выбор веры. Языческая реформа 980 г. Как крестили Русь. Значение принятия христианства.   

Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая  смерть. Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в     Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1113-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097.

Тема 3. Иван Грозный(2 часа).

Иван Грозный (1530-1584) детство, отрочество: формирование личности. Реформы     Избранной рады. Восточная политика. Ливонская война. Семейная трагедия.   Тиран, деспот.  «Опричники и жертвы». Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Происхождение. Опричник. Поход на Новгород. Думный дворянин. Ближайший советник царя. Замужество дочерей. Гибель. Курбский (1528-1583).
Князь, участник Казанского похода, военачальник. Участник Избранной рады. Бегство в Ливонию. Переписка с Иваном IV.

Сильвестр и Алексей Адашев: парадигма жизни российских реформаторов в действии.  А. Ф. Адашев Происхождение. Спальник великого князя. Член Ближней думы и Избранной рады, неофициальный правитель России (ведение архивом, руководство составлением «Государева родословца», хранитель печати). Руководитель внутренней и внешней политики. Воевода в Ливонской войне. Опала. Сильвестр. Происхождение. Священник. Поведение во время событий 1547 г. Торговец, устроитель храмов, писатель, собиратель книг. Редактор «Домостроя». Постриг.  

«Основатели Соловецкого монастыря». Часовни на севере Руси. Герман. Савватий. Зосима. Борьба с Новгородом за земли. Канонизация. Судьба монастыря.

«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой  и ее сыновей. Митрополит Макарий и митрополит Колычев. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Митрополит Макарий и митрополит Колычев. Филипп Колычев (1507-1569). Детство, юность. Соловецкий монастырь. Постриг. Игумен Соловецкого монастыря. Митрополит: борьба с опричниной. Суд. Заключение. Гибель. Канонизация. Опричнина - трагедия России XVI века.

Тема 4. Петр I(2 часа).

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич Толстой. Александр Данилович Меншиков.Ф.М. Апраксин.  Из немецкой слободы( Гордон Лефорт).

Тема 5. «Александр II: великие реформы»(2 часа).

Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX века. Цели и методы проведения реформ. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Тема 6. Последний реформатор Российской империи(1 час).

Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.

Тема 7. Реформаторская деятельность первых советских лидеров(1 час).

В.И.Ленин-руководитель ВКП (б). -(1 час) Становление  В.И. Ленина как политика и революционера. Идеолог российской революции. Первый нарком Советской России. Политическое завещание  Ленина.

Красные командиры: М.Ф.Фрунзе,  М.Н.Тухачевский,  С.М.Буденный. (2 часа) Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии. «Красный террор». Ликвидация  Романовых. Почему победили красные.

Тема 8. И.В. Сталин(1 час).

Биография Иосифа Джугашвили. Становление Сталина как политика. Влияние фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в Великой Отечественной войне. Причины смерти вождя.

Тема 9. Реформаторы середины XX века(1 час).

Страницы биографии Никиты Хрущева. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Первый секретарь ЦК КП Украинской ССР. Председатель СНК УССР. Председатель Совета Министров УССР. ) Биография Леонида Брежнева. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).

Тема 10. М.С. Горбачев: перестройка, гласность(1 час).

Перестройка. Новое мышление. Гласность. Первый и последний президент СССР. Судьба реформатора.

Итоговое занятие: История в лицах(1 час).

Защита рефератов.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических  (лабораторных) работ

Введение. Знакомство со структурой курса.

1

1

 Российское реформаторство.

2

1

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

2

1

-

Иван Грозный.

2

-

 Петр I.

2

2

Александр II: великие реформы.

2

2

Последний реформатор Российской империи: П.А. Столыпин.

1

1

-

Реформаторская деятельность первых советских  лидеров.

1

И.В. Сталин.

1

Реформаторы середины XX.

1

1

М.С. Горбачев: перестройка, гласность.

1

Итоговое занятие.

1

Итого

17

8

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема  урока

Кол-во часов

Дата проведение

Домашнее задание (параграф)

Примечание

план

факт

Введение: элективный курс « История России в лицах».

1

Российское реформаторство.

1

Российское реформаторство.

1

семинар

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

1

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

1

семинар

Иван Грозный.

1

Иван Грозный.

1

семинар

Пётр I .

1

Пётр I .

1

семинар

Александр II : великие реформы.

1

Александр II : великие реформы.

1

семинар

Последний реформатор империи: П.А. Столыпин.

1

Реформаторская деятельность первых советских лидеров.

1

И.В.Сталин.

1

семинар

Реформаторы середины   XX века

1

М.С.Горбачёв: перестройка, гласность.

1

Итоговое занятие

1

защита рефератов

Итого:

17

Литература

1. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.

2. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

3. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

4. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

5. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 1993.

6. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

7. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.

8. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.

9. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. –
№ 5–6.

10. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. – № 10.

11. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.

12. Морозова, Л. Е.Гермоген, патриарх всея Руси  //  Вопросы  истории. – 1994. – № 2.

13. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.

14. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

15. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

Учебная литература и пособия для учащихся.

  1. Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.
  2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.
  3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
  4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 1993.
  5. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.

6. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.

7.. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая    энциклопедия. - М., 1993.

8. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.

9.Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.

10.Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

11.Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.

12.Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.

13.Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. - № 11-12.

14. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.

15. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6

16. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.

17. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.

18. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.

19. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.

20. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.

21. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.

22. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"

В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме  возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...

Программа по истории "Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века".Элективный курс.

Программа курса разработана в соответствиис задачами модернизации содержания образования.Ее особенность заключается в том ,что она предпологает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении и...

«Ключевые вопросы истории РоссииXX века » Авторская педагогическая разработка ( комбинаторная)

Программа помогает учащимся увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития, позволяет научить учащихся ставить вопросы, а не только отвечать на них, что очень важно с точки...

Рабочая программа по предмету "Избранные вопросы истории конца XVI-XVIII века"

Данная  программа разработана  для изучения сложных вопросов по истории для 7 класса....

Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»

Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....