Конспект урока по Истории и культуре Мордовского края 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Древнейшие скотоводы и земледельцы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevneyshie_skotovody_i_zemledeltsy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Древнейшие скотоводы и земледельцы

Цели :

- охарактеризовать процесс появления земледельческих и скотоводческих племен на территории Мордовии

- развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнивания племен фатьяновской и срубной культуры

- формировать навыки и умения работать в коллективе.

Основные понятия:

энеолит, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, фатьяновская культура, балановская культура, подсечное земледелие, городище.

Основные даты:  IV-III тыс. до н.э. – энеолит, конец  II тыс. до н. э.. – эпоха бронзы.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания

Вопросы:

- когда по данным археологов, впервые был заселен Мордовский край

- определите временные рамки мезолита, неолита

- назовите основные стоянки мезолита на территории Мордовии

- что изменилось в жизни людей с изобретением лука и других механизмов

- какие изменения произошли в технике обработки камня в эпоху неолита

- когда появились первые керамические горшки? Как они выглядели

Изучение нового материала

Сообщение темы, плана урока.

План.

1.Племена эпохи энеолита

2.Пришлое население эпохи бронзы

3.Фатьяновская культура

4.Племена срубной культуры

Проблема: выявить основные изменения, произошедшие у древних скотоводов и земледельцев, в связи с наступлением эпохи энеолита и эпохи бронзы.

  1. Племена эпохи энеолита.

На рубеже IV -  III тыс. до н. э. люди каменного века научились использовать металл для изготовления орудий. Это время археологи называют энеолитом или медно – каменным веком.

В это время на территории Мордовии из степного Поволжья проникло новое население, которое стало осваивать земли южного Примокшанья. Это были оседлые скотоводы, они пасли свои стада коров, лошадей и овец. Лесные массивы пришельцев не интересовали. Связи между племенами слабые. Поселения людей медно – каменного века, расположенные по берегам рек и озер, свидетельствуют об интенсивном рыболовстве (найдены глиняные сосуды с отпечатками рыболовных сетей, орудий для рыбной ловли).

Медь привозили из далека, поэтому она высоко ценилась. Из нее изготавливали украшения: браслеты, кольца, подвески и т. д.

Орудия труда по – прежнему делали из камня и кости. Совершенствовалась техника изготовления каменных орудий.  Распространяются комбинированные орудия: скребки – проколки, ножи – ложкари и т. д. Из кремня высекались предметы, связанные с ранней формой религиозных верований. На поселениях у сел Карюшино , Лепченки найдены кремневые фигурки бобра и медведя. Наличие медвежьего культа подтверждается специальными захоронениями медвежьих черепов, использование медвежьих костей при захоронении людей. Поселения людей были долговременными, о чем свидетельствуют находки зимних жилищ, отапливаемых очагами. Это были многокомнатные дома с переходами, двускатной крышей и бревенчатыми стенами. Население получило название двух культур – волосовской и имерской.

2.Пришлое население эпохи бронзы

Задание учащимся: прочитать п.2 в учебнике на стр. 18-19 и ответить на вопросы

- назвать отличительные признаки присваивающего и производящего хозяйства

- охарактеризовать изменения, произошедшие в эпоху бронзы

3.Фатьяновская культура

4.Племена срубной культуры

Составить  таблицу по ходу объяснения учителя

Вопросы для сравнения

Племена фатьяновской культуры

Племена срубной культуры

Занятия

Скотоводство, подсечное земледелие, охота, рыболовство, военное дело

Скотоводство, изготовление обуви и верхней одежды, земледелие, металлургия, металлообработка

Жилища

Дома прямоугольной формы располагались в два параллельных ряда и были соединены переходами, городища, наземные летние постройки, зимние полуземляночные жилища

Землянки значительных размеров, прямоугольной формы

Погребения

Погребальных памятников мало, в основном курганные захоронения

Обряд захоронения покойников в яме, обложенных деревянным срубом, над которым насыпался земляной курган

Закрепление

Выполнение проблемного задания

Домашнее задание: стр. 16-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края". Тема "Праздничные традиции Рождества"

Тема внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края"  - "Праздничные традиции Рождества"...

"Государственная символика Республики Мордовия" (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)

"Государственная символика Республики Мордовия " (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)...

Календарно-тематическое планирование уроков "История и культура мордовского края" 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков "Истории и культуры мордовского края" 5 класс...

конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....

Конспект урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс

Мордовия в годы октябрьской революции и гражданской войны...

Конспект урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс

Февральская революция на территории нашего края...

Презентация урока по истории и культуре Мордовского края 9 класс

Февральская революция на территории Мордовского края....