Изъятие церковных ценностей в Смоленске в 1922 году.
план-конспект урока по истории

Короткая Наталья Григорьевна

Конспект урока по предмету "История православной культуры земли Смоленской". Ученикам предлагается поработать с историческими источниками по теме урока и самостоятельно сделать выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izyatie_otkr_ur.docx35.05 КБ
Файл izyatie_tserkovnyh_tsennostey.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Михейковская СШ

пос. Михейково, Ярцевский район

Конкурсная номинация:

 «Основные этапы развития православия на Смоленщине».

Изъятие церковных ценностей в Успенском соборе г. Смоленска в 1922 г.

Короткая Наталья Григорьевна,

учитель истории и обществознания

8-910-728-37-69

nmoskaleva@inbox.ru

2019 г.

Краткая аннотация.

Изъятие церковных ценностей в Успенском соборе г. Смоленска - важная веха не только региональной истории. В Смоленске изъятие церковных ценностей  приобрело совершенно особый размах. Огромное сопротивление городского населения потребовало непосредственного вмешательства руководства из центра.  

В имеющемся учебном пособии содержатся факты, относящиеся к данному событию, но на наш взгляд данная тема заслуживает более глубокого и разностороннего рассмотрения, что предполагает знакомство с историческими источниками, относящимися к событиям данного периода. Это предоставляет обучающимся возможность сделать самостоятельные выводы, касающиеся  обозначенных исторических событий,  а также ответить на вопросы, важные для каждого человека.

Тема урока.

Изъятие церковных ценностей в Успенском соборе г. Смоленска.

Цели:

Ознакомить обучающихся с изъятием церковных ценностей в Смоленске с помощью информации, полученной из исторических источников.

Актуализировать важность достойного отношения к православным святыням для культурного человека независимо от вероисповедания.

Задачи:

 Образовательные:

Познакомить обучающихся с историческими событиями, связанными с изъятием церковных ценностей.

Сформировать представление о характере гонений на Русскую Православную Церковь.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развивать навыки работы с историческими источниками.

Пробуждать интерес к истории России и Русской православной Церкви, историческому и культурному наследию России.

Развивать коммуникативные способности.

Воспитательные:

Способствовать формированию гражданско-патриотического самосознания на основе культурных и национальных ценностей

Формировать представление о достойном, уважительном отношении к православным святыням.

Развивать познавательную активность в изучении предмета

Методы обучения, используемые на уроке:

Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

 Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Мультимедийное сопровождение: презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с изъятием церковных ценностей как одним из направлений гонений на Русскую Православную Церковь, с расширение знаний об истории и культуре Смоленска, умение соотносить события с нравственными принципами, способность анализировать, рассуждать, делать выводы из исторического опыта, устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные: умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока, демонстрировать навыки работы с текстом, повышение общего культурного уровня, способность строить логические рассуждения на основе поставленных задач, готовность вести диалог, грамотно и последовательно излагать свою точку зрения.

Личностные: положительное отношение к процессу познания, устойчивый познавательный интерес к новой информации, уважение к религиозным предметам и чувствам людей.

Практическая значимость: знания, полученные на уроке, способствуют формированию уважительного отношения не только к православным святыням, но и к историческому наследию в целом.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Вводная беседа. Интрига – рассказ из собственной жизни.

Учитель:

Доброе утро, ребята! Сегодня утром мне вспомнилась история из моей жизни. Давняя история. Тогда я была на год старше вас. Училась в девятом классе.

Как и большинство девочек, я любила надевать разные украшения.

И однажды я  надела поверх водолазки медальон с изображением св. мч. Наталии. Моя одноклассница во время перемены отошла со мной в угол коридора и сказала: «Зачем ты это надела напоказ? Это же святыня!». Скажу честно: тогда ее слова для меня были не совсем понятны и близки. Но  в глубине души я понимала, что она права.

Вопросы.

Как вы думаете, что имела ввиду моя одноклассница?

Какой смысл вкладывала в слово «святыня» моя одноклассница?

Какие святыни особенно значимы для всего нашего народа?

С какими святынями связаны важнейшие исторические события?

В настоящее время многие святыни находятся под охраной государства. Например, Московский кремль находится первым в списке Национального наследия России.

Постановка темы и целей урока.

А всегда ли в истории России были такие времена, когда государство брало под свое покровительство Российские святыни?

В годы гонений государство в лице своих вождей использовало православные святыни для решения экономических и политических задач. Особенно ярко это проявилось в ходе изъятия церковных ценностей в 1922 году.

Мы с Вами изучаем курс ИПКЗС. Что для нас будет интересно в первую очередь?

На экране появляется изображение Успенского собора Смоленска.

Слайд 1.

Ученики высказывают предположения.

(Как проходило изъятие церковных ценностей в Успенском соборе г. Смоленска?

Как отнеслись к изъятию церковных ценностей жители Смоленска?

Принесло ли изъятие церковных ценностей удовлетворение тем людям, которые непосредственно его осуществляли?

Как должен относиться к святыням воспитанный человек?)

Следовательно, на уроке мы будем говорить об (изъятии церковных ценностей в Успенском соборе)

Мы будем исследовать (вопрос изъятия церковных ценностей)

Мы будем учиться (рассуждать о жизни и жизненном опыте предков, понимать историю своего края, своей страны, делать выводы, значимые для нас лично)

Объяснение нового материала.

Цели изъятия церковных ценностей.

Создание проблемной ситуации.

Прежде всего, нам нужно узнать, каковы были цели изъятия церковных ценностей, которые ставили перед собой советские вожди.

Кто был правителем нашей страны в 1922 году?

Что вы о нем знаете?

Откуда можно узнать объективную информацию о том или ином правителе?

Обратимся к историческим источникам.

Слайд 2.

Задание 1.

Ребята, перед вами лежит лист, на котором написано «Задание 1». В задании представлено письмо В.И. Ленина от 19 марта 1922 года. Вам нужно его прочитать и подготовить ответы на вопросы в конце текста документа.

Письмо членам Политбюро от 19 марта 1922 (В.И. Ленин)

Публикацию секретного письма Ленина издатель и ответственный редактор журнала "Вестник РХД" Н.А.Струве предварил следующими словами: "Подлинность его вне сомнения: на него есть прямая ссылка в "Полном собрании сочинений Ленина", т. 45, М., 1964, с. 666– 667. "Март 19. Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП (б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 об изъятии церковных ценностей в целях получения средства для борьбы с голодом. (В "Архиве " имеет шифр ЦПА ИМЛ, ф. 2.0.1, ед.хр. 22947)...

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе[1] в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечивало бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием церковных ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.

1. Поделитесь первыми впечатлениями о «Письме».

2. Какой теме посвящено «Письмо»?

3. Какие цели преследовал Ленин?

4. Какими обстоятельствами он воспользовался для достижения своих целей?

В подтверждение нашим выводам, хочу представить пару слайдов. Вы их просто просмотрите, прочитайте текст без устных комментариев.

Слайд 3, слайд 4.

Учитель:

В марте 1922 года по всей стране проходила кампания по изъятию церковных ценностей.

И здесь для нас представляет интерес, какова была позиция верующих людей по отношению к изъятию церковных ценностей.

Слайд 5. Прошу опять внимания на экран.

12 марта проходило собрание прихожан Успенского собора. Важнейшей темой, обсуждаемой на собрании, было предстоящее изъятие церковных ценностей.

Кто выступал с докладом по этой теме? Что вы можете сказать об этом человеке?

Как вы поняли, что предлагал осуществить В.Е. Залесский, чтобы сохранить святыни Успенского собора? (он предлагал прихожанам собрать деньги, чтобы их, попросту говоря, выкупить)

Как вы считаете, устраивал ли большевиков такой вариант развития событий? Почему?

Как вы думаете, изъятие церковных ценностей для властей было легким мероприятием или сложным? Вызывало ли изъятие церковных ценностей опасения у руководства?  Чего опасалось руководство?

Попробуем ответить на эти вопросы, обращаясь к исследованию, основанному на данных из исторических источников.

Задание 2. Изъятие церковных ценностей в Успенском соборе.

(Знакомимся с текстом и отвечаем на вопросы).

Отрывок из диссертации Н. Г. Короткой «Гонения на Православную Церковь на территории Смоленской епархии. 1923-1938гг.».

            20 марта Комиссия по учету и сосредоточению ценностей в Москве архисекретно постановила, что в тех губерниях, где местные власти придут к выводу о существовании опасности эксцессов, изъятие должно быть отсрочено до партийного съезда.

27 марта председатель Смоленского Губисполкома[2] Д.А. Булатов отправился в Москву в качестве делегата одиннадцатого съезда партии. Он должен был решить вопрос об изъятии церковных ценностей в Смоленске с членами правительства.

27 марта в 10 часов вечера Д.А. Булатов прибыл в Москву, в 12 часов ночи он уже встретился с В.М. Молотовым[3], который «предложил действовать решительно». Сразу же была дана в Смоленск условная телеграмма, чтобы комиссия приступила к действию.

Изъятие церковных ценностей в Успенском соборе было назначено на 28 марта. В 5 часов утра уже был выставлен караул около Успенского собора, Троицкого и Вознесенского монастырей, а в 10 часов утра комиссии должны были приступить к непосредственно к изъятию[4].

             К 10 утра к собору стали собираться люди, и очень скоро их число достигло нескольких тысяч. Состав толпы был самый разнообразный: подростки, женщины, торговцы[5].

              В газете «Рабочий путь» за 1 апреля 1922 года в статье «Те кто пострадал»[6] писалось, что в результате ранений, полученных у собора, скончалась двадцатидвухлетняя женщина, Анна Егорова. Еще восемь человек получили ранения большей или меньшей тяжести. В газете было выделено, что стража стреляла в воздух[7].

1.Используя информацию из документов, подтвердите, что большевики не напрасно опасались сопротивления верующих людей изъятию церковных ценностей.

2.Выделите ключевую фразу из переговоров Д.А. Булатова и В.М. Молотова? Как вы ее понимаете?

3.Как вы можете оценить количество и состав людей, собравшихся у собора 28 марта 1922 года? Что их привело к собору в день изъятия церковных ценностей?

4.Чем закончилось противостояние у собора?

Наверняка, для всех нас интересно, как повлияло изъятие церковных ценностей в Успенском соборе на жизнь города? Безусловно, интересно ознакомиться с отрывками из документов, которые долгое время были засекреченными.

Обратимся к книгам, которые лежат на Ваших столах[8]. На страницах 155 и 156 представлен отрывок из статьи, в котором находится информация из засекреченных в советское время документов. Вопросы, на которые Вам нужно ответить, вы увидите на экране.

С. 155. Как повлияло изъятие церковных ценностей в Успенском соборе на обстановку в Смоленске?

С. 156. Как были настроены жители губернии по отношению к изъятию церковных ценностей?

С.156. Как отнеслись ярцевчане к вопросу изъятия церковных ценностей?

Задание 3.

Слайд 6.

Учитель:

Говоря об изъятии церковных ценностей, нельзя не обратить внимание на один очень важный вопрос. Принесло ли изъятие церковных ценностей удовлетворение тем людям, которые непосредственно его осуществляли, исполняя директивы руководства.

Мы опять обратимся к документам. На сей раз это мемуары.

Отрывок из книги генерала Петра Григорьевича Григоренко.

 «В подполье можно встретить только крыс...»[9].

Настало время, когда и я нанес святотатственный удар по религиозным чувствам верующих. Шел двадцать второй год. Я был одним из организаторов комсомола в селе…У меня было пакостно на душе. Я любил о. Владимира, да и глубокая моя религиозность не могла так сразу пройти. Но чем больше протестовал мой внутренний голос, тем похабнее вел я себя внешне.

Однажды мы, группа комсомольцев, подошли к церкви и, остановившись невдалеке от толпы верующих за оградой, начали отпускать «шуточки», задевавшие религиозные чувства. Мне показалось этого мало и, заявив: «если Бог есть, пусть расшибет меня громом на месте», и я грязно выругался. Наказание пришло, но совсем с другой стороны. Когда я вернулся домой, отец уже знал о происшествии у церкви. Избил он меня так, как никогда не избивал. Но еще большее наказание ждало меня. Иду однажды, задумавшись, мимо дома священника. Вдруг: «Петя!». — Голос о. Владимира. Останавливаюсь. Поворачиваю голову: мой бывший законоучитель совсем высох. Только глаза горят.

— Однажды, Петя, я тебе сказал, что Бог тебе не нянька. Теперь добавлю, он и не мальчишка, что откликнется на глупые обиды. Я тебе говорил, что Бог дал человеку разум, чтобы оградить его от бед. Так пользуйся разумом. Думай, думай, куда тебя ведут твои новые водители. — Глаза его смотрели на меня сочувственно и проникновенно. Зла в них не было нисколько. Я бросился от него. Больше никуда уже идти я не мог. Вернулся домой, залез среди овец и долго беззвучно плакал. Потом долго молился. Так и уснул в слезах. И всю ночь видел глаза о. Владимира.

Я много еще зла наделал своему народу, думая, что творю добро, но я уже никогда больше не допускал святотатства.

1. Кратко прокомментируйте данный текст.

2. Принесло ли изъятие церковных ценностей удовлетворение тем людям, которые непосредственно его осуществляли, исполняя директивы руководства?

3. Каким словом автор обозначил свое отношение к святыне? Как вы понимаете смысл этого слова?

4.Какое значение имеет этот отрывок для современной молодежи?

Рефлексия.

Дорогие друзья! Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас сегодня узнал важную, малоизвестную информацию из истории нашей Родины, большой и малой.

Чтобы Вам захотелось рассказать своим близким, друзьям, знакомым из того, что вы сегодня узнали?

Как вы думаете, над чем задумаются люди, которым вы расскажете о том, что сегодня узнали?

Постарайтесь кратко сформулировать, как должен относиться культурный человек к святыням, независимо от религиозной принадлежности.

А как вы думаете, как мы должны относиться к памятникам советского времени, в том числе и к памятникам В.И. Ленину?

А какое значение могут иметь для нас памятники В.И. Ленину, имеющиеся в каждом городе нашей Родины?

Конечно, они помогут нам не забывать о тех страшных событиях нашей истории, с которыми мы сегодня познакомились.

Дорогие друзья! Если вы считаете, что с пользой провели время урока, поднимите руки.

Слайд 7.

Благодарю за внимание.


[1] Генуэзская конференция.

[2] Высшее партийное должностное лицо Смоленской губернии.

[3] В.М. Молотов - секретарь ЦК ВКП(б), один из высших партийных руководителей страны.

[4] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991) Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. В 2-х кн. / Составитель Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995, с.166-167.

[5] Там же.

[6] Так в названии.

[7] Лышковская И. «Не останавливаясь ни перед какими жертвами»// Край Смоленский. Смоленск 2007. №7, с.41-43

[8] История святости и главные святыни земли Смоленской : православное краеведение / М. С. Хохлова ; Смоленская епархия Русской Православной Церкви, ОГБО УСПО "Смоленский базовый мед. колледж". - Смоленск; Москва: Ковчег, 2015.

[9] Цит. по Филиппов Б.А. Советское государство и Православная церковь (1917–1991). Пособие для учащихся 9-11 классов. М., 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изъятие церковных ценностей в Смоленске в 1922 году.

Слайд 2

Письмо В.И. Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922года. «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. …» «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей …»

Слайд 5

«Использование священных сосудов и риз на помощь голодающим противно законам Церкви и оскорбительно для совести верующих. Эти предметы могут быть заменены соответствующим денежным или продуктовым эквивалентом». В. Е. Залесский - депутат Смоленского областного совета, заведующий отделом Промышленности Совнархоза области, преподаватель Милитаризованного Политехнического института.

Слайд 6

«Нужно ли действовать решительно?» Д.А. Булатов В.М. Молотов

Слайд 7

28 марта 1922 года – изъятие церковных ценностей в Успенском соборе. 1.Как повлияло изъятие церковных ценностей в Успенском соборе на обстановку в Смоленске ? (Стр.155) 2. Как были настроены жители губернии по отношению к изъятию церковных ценностей ? (Стр.156) 3.Как отнеслись ярцевчане к вопросу изъятия церковных ценностей ? (Стр.156)

Слайд 8

Генерал Петр Григорьевич Григоренко.

Слайд 9

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация пионерского движения в Хомутовском районе в 1922 году

Эта работа рассказывает о создании первых пионерских отрядов в советское время на территории Хомутовского района, о первых вожатых, о жизни первых пионеров и пионерских организаций....

Гражданская война в России 1917-1922 годов.

Задания для урока-семинара, урока-практикума, самостоятельной подготовки в 9, 11 классах по теме "Гражданская война в России"...

Кроссворд по теме "Приморье в годы революций, Гражданской войны и интервенции (1917-1922 г.)

Кроссворд по теме "Приморье в годы революций, Гражданской войны и интервенции (1917-1922 г.)  с иллюстрациями и ответами...

исследовательская работа к 70 летию Великой Отечественной войны : Герои Смоленского района в годы ВОв

краеведческий материал , все фото эксклюзивные , интервью взяты при жизни фронтовиков , данный материал публикуется впервые.Ввиду ограничения размеров документа , половину фото пришлось удалить ....

19 декабря 2018 года отмечается важный церковный праздник - День святого Николая Чудотворца.

Православные в этот день чтут память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В народе этот праздник называют Никола Зимний. С давних пор он пользуется большой популярностью у л...

"Тенденции развития детского движения с 1922 по 2016 годы"

В  статье рассматриваются  тенденции развития детского движения от истоков до наших дней. Что осталось от Пионерии,  и каким стало детское движение сегодня? Частично на эти вопрос...