Главные вкладки

    Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
    план-конспект урока по истории (6 класс)

     

    Педагогические

    цели

    Создать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан,о новых отношениях, ценностях в средневековом городе

    Тип урока

    Урок изучения нового материала, решения исторических задач

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные: понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его.

    Метапредметные:

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

    Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания.

    Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Образовательные
     ресурсы

    Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-v...

    Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/

    Оборудование

    компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» или атласы, раздаточный материал

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_vseobshchey_istorii_v_6klasse.docx54.09 КБ

    Предварительный просмотр:

                                Конспект урока  всеобщей истории в 6 классе

    Тема урока:   «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

    Педагогические

    цели

    Создать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан,о новых отношениях, ценностях в средневековом городе

    Тип урока

    Урок изучения нового материала, решения исторических задач

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные: понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его.

    Метапредметные:

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

    Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания.

    Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Образовательные
    ресурсы

    Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-vekov/1881-srednevekovyj-gorod.html

    Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/

    Оборудование

    компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» или атласы, раздаточный материал

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна

    План урока:

    1. Причины  возникновения   городов.
    2. Борьба   городов с сеньорами.
    3. Город – это торгово - ремесленный центр
    4. Изменения в системе управления городов.

    Ход урока

    1. Организационный этап урока.

    Вступительная беседа

    Ребята мы продолжаем знакомство с жизнью людей в период Средневековья.

    Что мы уже узнали?  Что предстоит  узнать?

    Учитель объявляет тему урока и называет цели и задачи урока, далее

     знакомит  с ходом урока, называя задачи каждого этапа.            

    1. Создание проблемной ситуации.

    Учащимся зачитываются выдержки из исторических текстов, в которых они находят словосочетания, начинающиеся словами «новый», «новая», «новое», «новые». Как характеризуется XI век?

    • «Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе. Это век особый-бодрый, проснувшийся к новому бытию».
    • «Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, выравнивают у враждебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря».
    • «Чтобы освоить новые земли, нужны рабочие руки, орудующие киркой, плугом и мотыгой. И стоят на больших дорогах специальные люди, трубят в рог и зазывают в новые города и села, готовые принять и защитить каждого, "будь то вор или беглый''».
    • «Восстанавливаются старые римские дороги, появляются и новые пути, их между кустов и вереска прокладывают люди. Топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни».
    • «Растет население, которому тесно в старых деревнях. Округа покорно принимает новый облик. Новая улица, новая гостиница, новый мост; по новым улицам новых городов уже идут новые люди».

    Как характеризуется XI век?

    Слушаем высказывание детей.

    После высказываний учеников делается вывод: «Новыми явлениями были отмечены практически все области жизни людей - сельское хозяйство, освоение новых земель, возникновение новых дорог, новых деревень, строительство новых мостов и, наконец, бурный рост городов».

    Проблемная задача: Что нового внес город в общественную жизнь  

                                      Средневековья.

    Поэтапно решаем нашу задачу.

    Задание 1. Установите   логическую    последовательность факторов, приведших к возникновению и росту городов(причины возникновения городов).

    Прошу прочитать пункты 1,2 из параграфа №13. Раздаю карточки.

    На карточках записаны факторы:

    • Установилось относительное спокойствие в Европе.      
    • Изменились условия  жизни  людей.
    • Усовершенствование орудий труда - подъем в сельском хозяйстве.
    • Увеличение производства зерна, шерсти, льна, мяса.
    • Развитие деревенского ремесла, отделение  его от сельского хозяйства.
    • Развитие  торговли.
    • Рост  населения.

    Итак, действительно, все эти изменения привели к отделению ремесла от сельского хозяйства.

    Ребята выстраивают такую последовательность, вместе её объясняем.

    Записываем причины возникновения в тетрадь

    Задание 2. Работа с картой определите. Где могли возникли города: Аусбург, Венция, Сан- Диего, Кроненберг, Франктфурт, Вена.

    Подсказку ищем в тесте параграфа  №13или на карте

    Аусбург–у стен крепости;   Кроненберг –у подножья горы;

    Венция–в удобной гавани; Вена –на берегу реки;

     Сан- Диего – стен монастыря:  Франктфурт – у переправы через реку;

    Работаем с картой или атласом, определяем  где могли возникнуть города

         Задание 3.  

        Какое  правило, ставшее поговоркой, закреплено в отрывке из городского права?  Как   она поссорила горожан с сеньором?

    «Если какой-либо чужак пришел жить в город и там оставался в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на Вид рабского состояния, не уличали его в этом и сам он в этом Не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободой; и после смерти его да не посмеют объявлять своим рабом».

    Просмотр презентации «Борьба городов  с сеньорами».

    Комментирую информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

    1-й этап. Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов.

    2-й этап. По мере того как города росли и  богатели, сеньор старался получить от них все больше доходов. Сеньоры судили горожан, взимали с них пошлины. Горожане стремились освободиться от власти сеньора.

    Работа с иллюстрациями(с. 107)

    – Посмотрите на рисунки. Что на них изображено?  (На рисунках изображены ремесленные мастерские.)

    – Мастерские каких специалистов здесь изображены? (Сапожника, оружейника, кузнеца.)

    – Какими орудиями труда они пользовались? (Кузнец использовал кузнечные мехи, молот, наковальню, сапожник – иголки, ножи, зажимы и т. д.)                                                          Учащиеся изучают иллюстрации, формулируют ответы, слушают объяснения учителя  формулируют ответы

           Работа с текстом учебника (п. 5–6, с. 108–110)

    Прочитайте текст. Что такое цех? Почему ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

    Учащиеся самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы.

    (Цех – объединение средневековых ремесленников одной профессии. Создавались для защиты своих членов от конкуренции и соблюдения равных условий труда.)

    (У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию
    на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Поэтому часто ремесленники, проживавшие в одном городе, объединялись в цех

    Задание4. На основании текста документа «Похвальное письмо городу Нюрнбергу», сделайте вывод об этом, какие городские порядки можно рассматривать как истоки современного государства?

    ПОХВАЛЬНОЕ ПИСЬМО ГОРОДУ НЮРНБЕРГУ

    У нас есть мудрый магистрат,

    И бдит без отдыха и срока

    Его недремлющее око

     Разбит заботой сих властей

    Весь город на восемь частей:

    Все женщины и все мужчины

    Вошли в сто тридцать две общины;

    Имеет каждый из цехов

    Своих присяжных - мастеров;

    И общим распорядком тут

    Чиновный управляет люд.

    Он надо всем без исключенья

    Осуществляет попеченье.

    Есть в граде сем законов свод:

    Он толкованье нам дает,

    Что можно и чего нельзя,

    Всем нарушителям грозя

     Суровой карой или пеней.

    Для каждого из преступлений

    Своя есть мера наказанья.

    Все тяжбы и все злодеянья

    Разбору подлежат суда,

    Который справедлив всегда

    И к пострадавшим,и к виновным —

    Согласно с правом уголовным.

    Судить слугу иль господина

    Для наших судей - все едино.

    Уставы, стражи и законы

    В сем граде создают препоны

    Для всяких злостных покусительств;

    И лучшее из всех правительств

    Наш магистрат- ценим вельми

    Любого звания людьми.

    Проблемное  задание.

    Что нового внес город в общественную жизнь Средневековья?

    •  Ремесленная мастерская  и цеховая организация
    • Самоуправление. Выборный городской совет.
    • Существование строгих законов.
    • Равенство  всех  перед  законом.  Найдите в тексте это правило

    Поговорка  «Городской воздух делает человека свободным» отражает главный принцип - свобода  

    III. Подведение итогов.

      Сегодня мы обобщили представление о средневековом городе Западной Европы.

    Что понравилось вам?

     Что ярче всего запомнилось? -

    Какие вопросы вызвали у вас затруднения?-

    Каким образом вы их преодолели?-

    Выслушиваем мнение учеников и выставляем оценки

    Домашнее задание   § 13;  записи в тетрадях

    Ресурсный материал к уроку

    Приложение 1

    Возникающие города находились под властью феодалов, которые сначала покровительствовали «своим» городам, но по мере роста и увеличения богатства городов сеньоры стали облагать их все большими налогами. Поэтому в XII–XIII вв. в Европе шла борьба городов с сеньорами. Те города, которые одерживали в ней победу, назывались коммунами (от латинского коммунис – общий).

    Коммуна – независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить свою монету.

    СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Результат борьбы с сеньорами – освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Недаром в то время появилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Достаточно было прожить в городе «год и день», как крестьянин становился свободным человеком.

    Приложение 2

    Ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем доме. Все делалось вручную. Хозяином и главным работником в мастерской был мастер. Ему помогали ученики и подмастерья.

    Подмастерье – это работник, уже изучивший ремесло, за свой труд он получал зарплату. Накопив денег либо женившись на хозяйской дочери, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но для этого он должен был выдержать экзамен – на собственные средства изготовить шедевр.

    Шедевр – образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.

    Ученики обучались мастерству от 2 до 8 лет. Они жили в доме мастера и помимо прочего выполняли подсобные работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

    Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.Цели урока:1.      Сформировать у учащихся представление о х...

    Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

    Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

    Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

    Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

    ТЕМА урока: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

    Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.Образовательные:·         сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;·...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

    КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

    Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

    Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

    Конспект урока по истории 7 класс Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.».

    Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.Задачи урока:Личностные:осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, спос...