Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
план-конспект урока по истории (6 класс)

 

Педагогические

цели

Создать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан,о новых отношениях, ценностях в средневековом городе

Тип урока

Урок изучения нового материала, решения исторических задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Образовательные
 ресурсы

Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-v...

Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» или атласы, раздаточный материал

Основное содержание темы, понятия и термины

Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vseobshchey_istorii_v_6klasse.docx54.09 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект урока  всеобщей истории в 6 классе

Тема урока:   «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические

цели

Создать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о жизни и быте горожан,о новых отношениях, ценностях в средневековом городе

Тип урока

Урок изучения нового материала, решения исторических задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: понимают причины роста городов во второй половине Средневековья, перечисляют места их расположения, характеризуют взаимоотношения городов с сеньорами; раскрывают смысл понятий «цех», «гильдия», знают состав городского населения и кратко характеризуют его.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют поиск необходимой информации, выделяют существенную информацию из текста, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют практическую задачу в познавательную, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выражают свою позицию по обсуждаемому вопросу, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Образовательные
ресурсы

Средневековый город [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.istmira.com/lekcii-po-istorii-srednix-vekov/1881-srednevekovyj-gorod.html

Презентация «Борьба городов с сеньорами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kuzmin-oz/file/2384653/

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в XI–XIV вв.» или атласы, раздаточный материал

Основное содержание темы, понятия и термины

Предпосылки формирования городов. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Цехи и развитие ремесел. Бюргер, мэр, бургомистр, подмастерье, цех, сырье, гильдия, коммуна

План урока:

  1. Причины  возникновения   городов.
  2. Борьба   городов с сеньорами.
  3. Город – это торгово - ремесленный центр
  4. Изменения в системе управления городов.

Ход урока

  1. Организационный этап урока.

Вступительная беседа

Ребята мы продолжаем знакомство с жизнью людей в период Средневековья.

Что мы уже узнали?  Что предстоит  узнать?

Учитель объявляет тему урока и называет цели и задачи урока, далее

 знакомит  с ходом урока, называя задачи каждого этапа.            

  1. Создание проблемной ситуации.

Учащимся зачитываются выдержки из исторических текстов, в которых они находят словосочетания, начинающиеся словами «новый», «новая», «новое», «новые». Как характеризуется XI век?

  • «Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе. Это век особый-бодрый, проснувшийся к новому бытию».
  • «Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, выравнивают у враждебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря».
  • «Чтобы освоить новые земли, нужны рабочие руки, орудующие киркой, плугом и мотыгой. И стоят на больших дорогах специальные люди, трубят в рог и зазывают в новые города и села, готовые принять и защитить каждого, "будь то вор или беглый''».
  • «Восстанавливаются старые римские дороги, появляются и новые пути, их между кустов и вереска прокладывают люди. Топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни».
  • «Растет население, которому тесно в старых деревнях. Округа покорно принимает новый облик. Новая улица, новая гостиница, новый мост; по новым улицам новых городов уже идут новые люди».

Как характеризуется XI век?

Слушаем высказывание детей.

После высказываний учеников делается вывод: «Новыми явлениями были отмечены практически все области жизни людей - сельское хозяйство, освоение новых земель, возникновение новых дорог, новых деревень, строительство новых мостов и, наконец, бурный рост городов».

Проблемная задача: Что нового внес город в общественную жизнь  

                                  Средневековья.

Поэтапно решаем нашу задачу.

Задание 1. Установите   логическую    последовательность факторов, приведших к возникновению и росту городов(причины возникновения городов).

Прошу прочитать пункты 1,2 из параграфа №13. Раздаю карточки.

На карточках записаны факторы:

  • Установилось относительное спокойствие в Европе.      
  • Изменились условия  жизни  людей.
  • Усовершенствование орудий труда - подъем в сельском хозяйстве.
  • Увеличение производства зерна, шерсти, льна, мяса.
  • Развитие деревенского ремесла, отделение  его от сельского хозяйства.
  • Развитие  торговли.
  • Рост  населения.

Итак, действительно, все эти изменения привели к отделению ремесла от сельского хозяйства.

Ребята выстраивают такую последовательность, вместе её объясняем.

Записываем причины возникновения в тетрадь

Задание 2. Работа с картой определите. Где могли возникли города: Аусбург, Венция, Сан- Диего, Кроненберг, Франктфурт, Вена.

Подсказку ищем в тесте параграфа  №13или на карте

Аусбург–у стен крепости;   Кроненберг –у подножья горы;

Венция–в удобной гавани; Вена –на берегу реки;

 Сан- Диего – стен монастыря:  Франктфурт – у переправы через реку;

Работаем с картой или атласом, определяем  где могли возникнуть города

     Задание 3.  

    Какое  правило, ставшее поговоркой, закреплено в отрывке из городского права?  Как   она поссорила горожан с сеньором?

«Если какой-либо чужак пришел жить в город и там оставался в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на Вид рабского состояния, не уличали его в этом и сам он в этом Не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободой; и после смерти его да не посмеют объявлять своим рабом».

Просмотр презентации «Борьба городов  с сеньорами».

Комментирую информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1)

1-й этап. Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов.

2-й этап. По мере того как города росли и  богатели, сеньор старался получить от них все больше доходов. Сеньоры судили горожан, взимали с них пошлины. Горожане стремились освободиться от власти сеньора.

Работа с иллюстрациями(с. 107)

– Посмотрите на рисунки. Что на них изображено?  (На рисунках изображены ремесленные мастерские.)

– Мастерские каких специалистов здесь изображены? (Сапожника, оружейника, кузнеца.)

– Какими орудиями труда они пользовались? (Кузнец использовал кузнечные мехи, молот, наковальню, сапожник – иголки, ножи, зажимы и т. д.)                                                          Учащиеся изучают иллюстрации, формулируют ответы, слушают объяснения учителя  формулируют ответы

       Работа с текстом учебника (п. 5–6, с. 108–110)

Прочитайте текст. Что такое цех? Почему ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы.

(Цех – объединение средневековых ремесленников одной профессии. Создавались для защиты своих членов от конкуренции и соблюдения равных условий труда.)

(У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию
на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Поэтому часто ремесленники, проживавшие в одном городе, объединялись в цех

Задание4. На основании текста документа «Похвальное письмо городу Нюрнбергу», сделайте вывод об этом, какие городские порядки можно рассматривать как истоки современного государства?

ПОХВАЛЬНОЕ ПИСЬМО ГОРОДУ НЮРНБЕРГУ

У нас есть мудрый магистрат,

И бдит без отдыха и срока

Его недремлющее око

 Разбит заботой сих властей

Весь город на восемь частей:

Все женщины и все мужчины

Вошли в сто тридцать две общины;

Имеет каждый из цехов

Своих присяжных - мастеров;

И общим распорядком тут

Чиновный управляет люд.

Он надо всем без исключенья

Осуществляет попеченье.

Есть в граде сем законов свод:

Он толкованье нам дает,

Что можно и чего нельзя,

Всем нарушителям грозя

 Суровой карой или пеней.

Для каждого из преступлений

Своя есть мера наказанья.

Все тяжбы и все злодеянья

Разбору подлежат суда,

Который справедлив всегда

И к пострадавшим,и к виновным —

Согласно с правом уголовным.

Судить слугу иль господина

Для наших судей - все едино.

Уставы, стражи и законы

В сем граде создают препоны

Для всяких злостных покусительств;

И лучшее из всех правительств

Наш магистрат- ценим вельми

Любого звания людьми.

Проблемное  задание.

Что нового внес город в общественную жизнь Средневековья?

  •  Ремесленная мастерская  и цеховая организация
  • Самоуправление. Выборный городской совет.
  • Существование строгих законов.
  • Равенство  всех  перед  законом.  Найдите в тексте это правило

Поговорка  «Городской воздух делает человека свободным» отражает главный принцип - свобода  

III. Подведение итогов.

  Сегодня мы обобщили представление о средневековом городе Западной Европы.

Что понравилось вам?

 Что ярче всего запомнилось? -

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?-

Каким образом вы их преодолели?-

Выслушиваем мнение учеников и выставляем оценки

Домашнее задание   § 13;  записи в тетрадях

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Возникающие города находились под властью феодалов, которые сначала покровительствовали «своим» городам, но по мере роста и увеличения богатства городов сеньоры стали облагать их все большими налогами. Поэтому в XII–XIII вв. в Европе шла борьба городов с сеньорами. Те города, которые одерживали в ней победу, назывались коммунами (от латинского коммунис – общий).

Коммуна – независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить свою монету.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Результат борьбы с сеньорами – освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Недаром в то время появилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Достаточно было прожить в городе «год и день», как крестьянин становился свободным человеком.

Приложение 2

Ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем доме. Все делалось вручную. Хозяином и главным работником в мастерской был мастер. Ему помогали ученики и подмастерья.

Подмастерье – это работник, уже изучивший ремесло, за свой труд он получал зарплату. Накопив денег либо женившись на хозяйской дочери, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но для этого он должен был выдержать экзамен – на собственные средства изготовить шедевр.

Шедевр – образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свое профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.

Ученики обучались мастерству от 2 до 8 лет. Они жили в доме мастера и помимо прочего выполняли подсобные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

ТЕМА урока: "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия".

Формирование представлений о принципах функционирования рыночной экономики.Образовательные:·         сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;·...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Конспект урока по истории 7 класс Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.».

Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.Задачи урока:Личностные:осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, спос...